Марина Войнова
Развитие тактильных ощущений у дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Развиваем тактильные ощущзения.
С самого первого мгновения своей жизни человек живет в мире тактильных ощущений : ласковые прикосновения мамы, дуновение ветерка, капелька дождя или первый лучик солнца – все разнообразие окружающего мира человек познает не только созерцая и слушая, но и, в первую очередь, ощущая разнообразие безграничного и безызвестного ему мира, в который он пришел не имея никакого опыта. Вот этим-то опытом нам, взрослым, и предстоит поделиться с ребенком. Нам необходимо научить ребенка воспринимать мир в безграничном разнообразии его красок, звуков, запахов и форм. Все свои ощущения ребенок научится выражать в словах и жестах, в звуке и в цвете.
Публикация «Развитие тактильных ощущений у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Для того, чтобы ребенок сумел полноценно выразить все свои мысли, необходимо в первую очередь иметь развитую речь. О значении развития речевого аппарата, формировании активного и пассивного словаря ребенка достаточно много говорится и пишется в средствах массовой информации и в специальной литературе, а вот о необходимости развития тактильного восприятия и его взаимосвязи с развитием речи у детей в современной литературе нет достаточной информации. Говорится только о развитии мышц мелкой моторики руки.
Результаты использования в работе с детьми развивающих игр и методик М Монтессори, Б. Никитина, Н. Зайцева, А Бондаренко убедили меня в том, что дети, действительно, легче усваивают и понимают тот материал, знакомясь с которым они используют большее количество анализаторов: «Когда я слышу – я позабываю, когда я вижу – я запоминаю, когда я делаю – я понимаю»- это стало доминирующим направлением в системе моей работы с детьми. Вышеперечисленные методики рекомендуют использовать в большей степени и слуховой, и зрительный и тактильный анализаторы. У каждого человека есть ведущие каналы восприятия и данная система преподнесения материала способствует тому, чтобы ребенок мог усвоить новый материал, пользуясь своим ведущим каналом и развивал потенциальные каналы восприятия окружающего мира.
Внедряя развивающие игры и методики в работу с детьми, я предполагала, что это поможет мне в работе над развитием таких психических процессов как память, внимание, мышление, воображение и, самое главное, в развитии и активизации словарного запаса у детей, имеющих патологии в речевом развитии. Результаты проведенной работы убедили меня в правильности выбора методик и игр, способствующих развитию памяти, внимания, воображения, мышления, коррекции речевой патологии.
Усложняя задания к знакомым для детей играм, я обратила внимание на то, что дети с огромным удовольствием возвращаются к этим играм, часто переносят их в самостоятельную деятельность и даже сами придумывают новые усложнения. Это говорит о том, что дети не только проиграли игру, поняли и приняли правила игры, но научились сами устанавливать и выполнять правила. Усложнением в играх является одно условие: «выполни задание - не глядя».
Когда детям предлагается собрать пирамидку, бусы или башенку, разложить по росту или размеру фигуры, найти нужную фигурку, определить что нарисовано или выложено на карточке, то дети, с должной им, уверенностью начинают выполнять задание, но, оказывается, не так- то легко выполнить задание без помощи зрения. А вот когда с заданием справился самостоятельно, то, непременно, хочется выполнить более сложное задание и еще, и еще.
Я обратила внимание на то, что использование этого приёма привело не только к активизации речи у детей с патологией речевого развития, но и, это я считаю более важным, - к коррекции уровня самооценки: повышению самооценки у детей, имеющих заниженный уровень самооценки (за счет того, что ребенок научается самостоятельно выполнять задания) и адекватности самооценки у детей с завышенным уровнем самооценки (учитывать уровень самооценки - задания давать с наиболее трудного, минуя низкий уровень игры).
Вся система работы может начинаться с детьми любого возраста от двух до семи лет. Задания даются в игровой форме, а для детей старшего возраста и в форме соревнования (индивидуального или командного). Практика применения игр на развитие тактильного восприятия доказала, что дети переносят опыт тактильного восприятия окружающего мира в бытовую и игровую деятельность, придумывают задания самостоятельно и с удовольствием выполняют их. Дети учатся соблюдать правила игры; у них совершенствуются коммуникативные навыки; развиваются логическое мышление, память (слуховая, зрительная и тактильная, внимание (устойчивость, концентрация, распределение, воображение, усидчивость.
Все игры, способствующие развитию тактильного восприятия, необходимо проводить в несколько этапов, усложняя задания, и тем самым развивая возможности тактильного восприятия каждого ребенка.
На первом этапе рационально использовать:
-«Волшебный мешочек» (для детей раннего возраста мешочек должен быть из прозрачной ткани,
-«Волшебную коробочку» (отверстия для двух рук,
-«Что я делаю?» (количество шумов увеличивается в зависимости от опыта и возможностей детей,
-«Повтори за мной» (сложность ритма хлопков зависит от уровня развития фонематического восприятия ребенка,
-«Что в руке?» (крупа наполнитель на первом этапе должна быть мелкой -пшено, а предметы более контрастными – матрешка, кубик, мячик и т. п. Как усложнение: более крупные зерна наполнителя- гречка, горох, фасоль, а предметы менее контрастными- мячик, яйцо от киндер-сюрприза, мелкие игрушки.
-«Собери не подсматривая» (дети собирают пирамидки, пазлы, бусы, используя ширму для того, чтобы собирать не глядя)
- «Найди пару» (дети подбирают пару к имеющемуся у них мешочку с наполнителем из крупы)
Детям не завязываются глаза, но они учатся определять предметы на ощупь, воспринимать звуки без участи зрительного анализатора. И, самое важное, дети будут готовы к тому, чтобы учиться «видеть» пальчиками рук (и они могут это делать) и чтобы им завязали глаза.
Завязать глаза – это следующий этап работы. Я не использую в своей работе никаких платков – неудобно в работе, дети не могут самостоятельно играть, завязывается нос – трудно дышать, можно спровоцировать развитие клаустрофобии. Детям предлагается одеть маски у которых заклеены глаза. Маска зайчика, щенка, тигренка – и ига и новое задание. У масок я не заклеиваю отверстия для носа и рта – детям есть возможность подсмотреть и адаптироваться к тому, что лицо закрыто и это не страшно.
После того, как дети научились играть самостоятельно с использованием масок я ввожу в игру «шапку-невидимку» и очки-повязку. «Шапка – невидимка» проста в работе, ребенок может самостоятельно ее одевать, не прибегая к помощи взрослого, одевать как удобно ему самому, а еще он знает, что снять ее он тоже может сам по мере необходимости.
Игры, способствующие развитию тактильного восприятия, могут быть использованы в различных вида деятельности:
-в совместной деятельности педагога с детьми для создания игровой ситуации, как при освоении нового, так и для закрепления пройденного материала;
-в индивидуальной работе система усложнений каждой игры позволяет педагогу подобрать игровой материал, который будет «потолком возможностей» для каждого ребенка;
-в самостоятельной игровой деятельности эти игры используются после того, как дети научатся выполнять правила игры.
В этих играх нет статичного положения ребенка на протяжении всей игры, не требуется усаживания детей за столы игры можно проводить стоя или сидя на ковре, стоя вокруг стола, возле доски, многие из этих игр могут быть использованы в интервалах между занятиями (так как не требуют длительной подготовки) как в утренний так и в вечерний отрезок времени.
Игры в разделах программы:
Раздел Ребенок и окружающий мир:
-«Волшебный мешочек», «Волшебная коробочка»– наполнители из природного материала (семена, шишки, желуди, листья и т. п., фигурки животных и птиц (домашних и диких, камешки и т. п.
Раздел Формирование элементарных математических представлений:
-“Волшебный мешочек”, “Волшебная коробочка” – наполнители: геометрические фигуры и формы (закрепление понятий, упражнение в счете.)
Раздел Художественно-эстетическое воспитание – “Мы рисуем” – упражнять в умении располагать рисунок на листе бумаги, изображать заданные формы.
“Ищем пары” - закреплять умение обследовать предмет на ощупь.
“Веселая матрешка” - знакомство с прикладным искусством.
Раздел Физическое воспитание – “Положи в корзинку” – развитие координации движение, ориентации в пространстве.
Развитие коммуникативных навыков - «Выбери меня», «Стой! Кто перед тобой?», «Прочитай слово» – формирование навыков общения ребенка в группе сверстников; развитие чувства сопереживания, соучастия у детей дошкольного возраста; формирование адекватной самооценки.
Работа с родителями – научить совместным играм родителей с детьми, развивая у детей коммуникативные навыки. Нестандартность проведения знакомых с самого раннего возраста ребенку игр с пирамидкой, матрешкой, башенкой развивает способность мыслить нестандартно, развивает воображение и творческий подход в решении любых задач не только у детей, но и у их родителей.
Как изготовить, проводить и усложнять игры Вы можете узнать, посетив мой блог. Спрашивайте – я обязательно отвечу.