Галина Прохорская
Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками
Главным источником психического развития ребенка являются окружающие взрослые. Сам по себе он никогда не научится говорить, думать, чувствовать, рассуждать, пользоваться предметами. Все это осваивается только с другими людьми и только через общение с ними. Общение с взрослыми исключительно важно для ребенка на всех этапах детства, но особенно в первые 7лет жизни, когда закладываются основы личности и деятельности растущего человека. Чем младше ребенок, чем меньше он знает и понимает окружающий его мир, тем большее значение имеет для него общение с взрослыми. Взрослый для него всегда конкретный человек-мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель. Отношение воспитателя, характер его общения с детьми, существенно отражаются на их развитие. Следовательно, воспитатель не должен ограничиваться формальным выполнением своих обязанностей, он обязательно присматривается к детям, пытается понять их и, конечно, общаться с ними. Я в общении с детьми стараюсь рассказать им то,чего они еще не знают, расширяю представление о мире. В ходе бесед я вовлекаю детей в разговор, а не просто сообщаю интересные сведения, делаю их равноправными участниками беседы.
Публикация «Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации создаю условия, заставляющие детей оценивать и осознавать свои действия и поступки. По выполнении задания прошу каждого оценить свой рисунок, товарища, выбрать лучшее. Я стараюсь привлечь внимание детей к оценке их собственных умений и достижений. После того, как прочитаю книгу спрашиваю, кто из персонажей понравился и почему, на кого хотелось бы походить. Если дети затрудняются ответить, то я высказываю свое мнение и обосновываю его. И уже после того как будем оценивать другую историю, поступки героев и их отношения оценивают сами дети.
Формирование общения осуществляется не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни. Для этого я постоянно обращаю внимание детей на самих себя (Что ты делаешь сейчас? Какое у тебя настроение? Почему ты так сделал). Эти вопросы заставляют ребенка задуматься о себе, попытаться осознать и оценить свои действия, намерения. Каждый ребенок в моей группе не остается не замеченным. Именно это и становится основой, побуждающей ребенка к общению. Детям важно, чтобы воспитатель не просто заметил, но обязательно похвалил его действия, ответил на его вопросы. Лучший способ научить чему-либо, привить интерес к занятию - поощрение, похвала. В своей работе я не даю отрицательную оценку личности ребенка в целом (жадный, ленивый, трусливый, т. к. это может сильно обидеть, ранить, но не исправить его. Всегда стараюсь поощрять правильные поступки и положительные качества. Все это способствует возникновению желания у ребенка быть хорошим. Дети в нашей группе общаются с воспитателем, как со своим старшим товарищем, уважают и доверяют ему все свои секреты.
Дети 6-7лет постоянно взаимодействуют друг с другом. Им намного интереснее общаться друг с другом, нежели с взрослыми. Дети делятся между собой впечатлениями, между ними возникают непринужденные беседы. Их объединяют совместные впечатления, которые ведут к сопереживанию, эмоциональной согласованности с партнером. Разговор разрушается, если партнер не слушает, перебивает, вскакивает с места. У старших дошкольников умение вести беседы следует формировать Я всегда сажаю детей близко к себе и предлагаю вспомнить, что они делали в воскресенье, где были, что видели, что им вчера приснилось. Этому способствует и совместная практическая деятельность на занятиях по изобразительной деятельности. Во время таких занятий дети склонны к разговорам о себе и других, о том, что знают об окружающем нас мире. Во время таких занятий я разрешаю детям общаться. Это свидетельствует о личностных контактах: ведь в ходе совместных действий дети договариваются, проявляют внимание, наблюдают за товарищами. Сотрудничество позволяет встать на точку зрения другого, посчитаться с его интересами, скоординировать с ним свои действия.
Когда я наблюдаю за своими детьми, то делаю выводы, что дети в нашей группе очень любят общаться друг с другом, у них очень много общих интересов. Мальчики увлекаются технической игрушкой, конструктором, беседуют о космосе, их интересует фантастика. Девочки любят рисовать, читают книги о животных, о детях. Самостоятельно организовываются на сюжетно-ролевые игры, распределяют роли, развивают сюжет игры.
Все дети нашли контакт друг с другом.