Папки-передвижки

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе материалов «Детского календаря»

Юлия Кальсина
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе материалов «Детского календаря»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе материалов «Детского календаря».

Приоритетным направлением в воспитании дошкольника является развитие его коммуникативных навыков, где важную роль играет учёт личностных и возрастных особенностей детей, так как дошкольный возраст считается чрезвычайно благоприятным для овладения навыками общения. Коммуникативность, по мнению психологов, - это умение и навыки общения с людьми, которые имеют разный жизненный опыт и отличаются друг от друга коммуникативными способностями. [2] Таким образом, развитие навыков сотрудничества напрямую связано с умением общаться.

Публикация «Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе материалов „Детского календаря“» размещена в разделах

Нужно отметить, что обращение к вопросам социального партнерства детского сада с родителями по вопросам педагогического содействия психическому развитию детей отвечает новым социальным вопросам, отражающим комплексную модернизацию дошкольного образования на 2011-2015 годы, а также положениям изложенным в Указах Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», где сказано:

- повышать компетентность родителей в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста в семье

- улучшать качество дошкольного образования за счет организации взаимодействия с учреждениями социальной сферы по вопросам развития детей дошкольного возраста. [4]

Государством признана роль семьи как уникального первичного социума, который не могут дублировать общественные воспитательные институты способности давать ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки, безусловного, безоценочного принятия.

Актуальность разработки моделей по оказанию образовательных услуг детям дошкольного возраста путём повышения компетентности родителей связано прежде всего с трудностями, возникающими у родителей при воспитании ребёнка, с острой потребностью в помощи специалистов различного уровня по вопросам их всестороннего развития. Для того чтобы помочь родителям в решении вопросов, связанных с развитием детей, учёными было разработано оригинальное дидактическое пособие, которое называется «Детский календарь».

В качестве эксперимента в декабре 2012 года к общеобразовательной программе «Успех» нам был предложен «Детский календарь», который давал богатый дополнительный материал, главными авторами и создателями которого являются Доронова Т. Н. и Доронов С. Г. Для того, чтобы вовлечь родителей в эту работу, методистом нашего ДОУ была организована презентация календаря, где рассказали, какой развивающий эффект будет иметь деятельность для ребёнка.

Жанр календаря для развивающего пособия был выбран неслучайно. В первую очередь, это связано с тем, что принцип действия календаря, который предполагает ежедневные действия с ним, наиболее подходит для маленького ребенка, который охотно будет выполнять простейшие действия, связанные с отрыванием страницы. На каждой странице календаря родителям даются рекомендации о том, как выполнить с ребенком задание. При этом для этого не надо искать сопутствующие материалы – они находятся на данной странице. Предлагаемое в календаре содержание для развития ребенка имеет научное обоснование и обладает значительным развивающим потенциалом.

Календарь богато иллюстрирован. В состав иллюстраций включены произведения книжной графики и народного декоративно-прикладного искусства, фотографии овощей, фруктов, ягод, животных, что способствует познавательному и эстетическому развитию детей.

Родителям не надо заботиться о форме преподнесения материала детям. Все обращения к детям заранее продуманны учеными и представлены в тексте календаря. Взрослые только читают текст, адресованный ребенку и действуют в соответствии с рекомендациями, которые даны для взрослых.

Так началось наше сотрудничество с родителями по «Детскому календарю». В процессе постоянных бесед с родителями мы поставили и решили ряд задач, которые заключались в следующем:

- установить педагогами группы доверительные отношения с родителями;

- разъяснить значение их участия в работе по развитию ребенка;

- убедить родителей в необходимости проведения систематической работы с ребенком по «Детскому календарю», несмотря на возникающие трудности;

- разработать систему публичной и индивидуальной оценки и поощрения совместной деятельности родителей и детей с демонстрацией достижений воспитанников.

Мы ежедневно демонстрировали родителям, что педагоги очень заинтересованы в их занятиях с ребенком дома на основе «Детского календаря», потому что эти задания позволяют повысить качества решения образовательных задач в детском саду, что положительно влияет на развитие их малыша. Собирали родителей за круглым столом, рассматривали и обсуждали Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Информируя родителей о том, что дошкольное образование стало первой ступенькой начального образования, где должна быть неразрывна связь меду родителем и детским садом для развития, воспитания и образования ребенка, как полноценной личности, где родитель становится активным участником образовательного процесса. Основной целью этой работы является создание социокультурного пространства, в котором родители и воспитатели, взаимодействуя друг с другом, осуществляют развитие ребенка с учетом специфических форм каждого из этих образовательных институтов. Мы объясняли родителям, что без их участия воспитателям будет сложно обеспечить высокий уровень качества дошкольного образования и подготовки детей к школе. Мы собирали родителей и приглашали для разъяснительной беседы методиста детского сада и специалистов психолога и логопеда, которые всегда будут готовы поддержать воспитанника и помочь ему.

Началась работа и сотрудничество с родителями по «Детскому календарю» с небольшими трудностями. Некоторые родители жаловались на то, что им просто не хватает времени, так как они «с утра до ночи» находятся на работе. Мы помогали им в таких случаях найти компромисс. Так, например, советовали выполнять задания по «Детскому календарю» в выходной день или подключать к этому бабушку. Часто подсказывали родителям, как можно смотивировать ребенка, если он капризничал и отказывался заниматься. Для многодетных семей «Детский календарь» ежемесячно выдается бесплатно. Проработав по «Детскому календарю» первый учебный год, перейдя в среднюю группу, мы попросили родителей подготовить рассказы и видеоматериалы, как проходят занятия у них дома, что бы предоставить этот материал родителям младших групп, которые собирались начать работать с «Детским календарем». Родители нашей группы с удовольствием откликнулись и провели презентацию «Детского календаря».

Хотелось отметить, что изменилось общение родителей со своими детьми – большинство родителей стали давать ребенку больше возможности проявить самостоятельность, инициативу. Капризов и ссор в присутствии родителей стало меньше. В начале совместной работы у многих родителей были вопросы, что нужно сделать, чтобы ребенок захотел позаниматься, как его завлечь? Педагоги приходили на помощь родителям и говорили: «Завтра мы окажемся в лесу, где живут разные животные. Мы будем их расселять в дома. Ты с мамой вырежи и принеси тех животных, которые бы ты хотел поселить в нашем лесу». Эффективными приемами вовлечения детей в совместную деятельность на начальном этапе можно считать просьбу, или поручение воспитателя, адресованное ребенку, заинтересованное активное участие самих родителей.

Хочется сказать об общении сверстников. Мы отмечали, что многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание.

Хотелось отметить, что изменилось общение родителей со своими детьми – большинство родителей стали давать ребенку больше возможности проявить самостоятельность, инициативу. Капризов и ссор в присутствии родителей стало меньше. В начале совместной работы у многих родителей были вопросы, что нужно сделать, чтобы ребенок захотел позаниматься, как его завлечь? Педагоги приходили на помощь родителям и говорили: «Завтра мы окажемся в лесу, где живут разные животные. Мы будем их расселять в дома. Ты с мамой вырежи и принеси тех животных, которые бы ты хотел поселить в нашем лесу». Эффективными приемами вовлечения детей в совместную деятельность на начальном этапе можно считать просьбу, или поручение воспитателя, адресованное ребенку, заинтересованное активное участие самих родителей.

В заключении хотелось бы сказать о тех изменениях, которые произошли у нас в

группе:

- изменилось общение педагогов с родителями – сотрудничество стало более продуктивнее, родители стали более заинтересованы в образовательном процессе своего ребёнка

- изменилось родителей со своими детьми – большинство родителей стали давать ребёнку больше возможности проявить самостоятельность, инициативу

- общение между сверстниками стало непринуждённым, более активным, дети стали оценивать свои поступки и давать словесную оценку своим действиям

У всех детей возросли коммуникативные навыки.

Публикации по теме:

Коррекция мелкой моторики и графомоторных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе материалов «Детского календаря»
Опубликовано: 6 апреля 2014 в 14:11
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе материалов «Детского календаря»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кальсина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД