Получи документы

Развитие мелкой моторики руки как фактор подготовки детей к школе (4 фото)

Татьяна Манина
Развитие мелкой моторики руки как фактор подготовки детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Выпуская детей в школу, мы педагоги и психолог отслеживаем своих выпускников. И каждый раз мы слышим, что мелкая моторика развита недостаточно хорошо. Педагоги нашего детского сада уделяют очень много внимания этому вопросу, но значит, не все способы еще попробовали. В связи с этой проблемой я разработала проект по развитию мелкой моторики «Мои руки – мое золото».

Что такое мелкая моторика?

Публикация «Развитие мелкой моторики руки как фактор подготовки детей к школе» размещена в разделах

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движение рук, тем совершеннее функции нервной системы.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получило научное обоснование. Слабую руку ребенка дошкольника можно и необходимо развивать. Это первейшая забота родителей и педагогов не только старших групп, но и малышей.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во веке до нашей эры в Китае. И сейчас в современном Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Регулярные упражнения улучшают память, умственные способности ребенка, развивает координацию движений, силу и ловкость рук.

Японский врач Намико си Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследование отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы и методы, средства работы.

Какими же средствами можно пользоваться для развития мелкой моторики?

Хотела бы отметить самое любимое и простое средство – это пластилин и соленое тесто. Лепка является прекрасным упражнением для тренировки мелких мышц руки. Мы часто используем глину или пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал – тесто. Во время лепки массируются активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же соленое тесто несет в себе массу положительной энергии. Это экологически чистый, неаллергенный материал, очень приятный на ощупь и лепить из него довольно просто.

Следующее средство – это бумага. Самый доступный материал, широко применяю не только для рисования, но и в аппликации и конструировании. Особенно детям нравится мозаичная аппликация. Работу начинаем от простого рисунка в старшей группе, выкладываем геометрические фигуры, и до сложного – это сюжетные картины в подготовительной группе. Также при работе с бумагой, детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках – это оригами. Развивающий потенциал оригами очень высок. Притягательная сила этого искусства в способности будить детское воображение, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты, превращая его в цветы, животных, птиц.

Счетными палочками ребята любят играть как в свободное время, так и на занятиях. Их использую как часть занятия на математике, конструирование.

Очень интересными играми для детей являются игры со скрепками, пуговицами, бусами. В группе имеется большой выбор настольных игр: конструкторы, мозаики.

Для наших детей новое средство для развития мелкой моторики – это нитки. Ниткописью мы занимались и раньше. Новым для нас стала аппликация из нарезанных ниток. Самую первую коллективную работу мы сделали в старшей группе «Натюрморт», а следующая работа «Парусник» украшает нашу приемную и в этом году. Детям очень понравилась работать с нитками. И в этом году мы сделали индивидуальные картины на тему «Подводный мир», а еще цветы для мамы. Работа очень кропотливая, но сколько впечатлений у детей и их родителей.

При помощи всех этих средств у детей развивается мелкая моторика, усидчивость, дети начинают самостоятельно фантазировать, развивается эстетическое восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, память, что способствует более эффективной подготовке детей к школе.

Помимо традиционных гимнастик и игр для развития мелкой моторики руки, мы в нашей группе внедряем изобразительную деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник.

На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием выполняют задание по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу.

Самый распространенный вид детского творчества – театрализованная деятельность. Она понятна и близка ребенку, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая от этого огромное эмоциональное наслаждение. Все мы знаем, что существует несколько видов театра: кукольный, конусный, теневой, пальчиковый, ладошка и еще один театр, который я связала, мы с ребятами назвали шариковый. С помощью театра можно показать сказки, развивая при этом выразительность речи ребенка, мелкую моторику рук, зрительное и слуховое внимание, память, воображение, уверенность.

Большое значение для руки имеет развитие графической моторики. Я уже 10 лет работаю на старших и подготовительных группах. Опыт работы с прописями накопился большой. Не все прописи подходят для работы с детьми, и поэтому я собрала весь материал за это время и сделала свою пропись.

В старшей группе особое место для развития графической моторики занимает штриховка, обведение по трафарету, раскрашивание. Работу выполняем в простых альбомах. А в подготовительной мы знакомимся с тетрадью в клетку (полгода в крупную, а с января уже с обыкновенной тетрадью в клетку). Я уделяю большое внимание не написанию цифр, а рисованию по клеточкам. Очень нравится детям выполнять графический диктант. За три месяца уже видны результаты. Дети прекрасно ориентируются на листе бумаги.

В свою пропись включила много заданий на логическое мышление, развитие зрительной памяти, пространственному ориентированию.

Так же в прописи есть приложение, которое служит для продуктивной деятельности. Как показывает опыт работы, развитие графических навыков подготовит руку к письму, научит ориентироваться как на листе бумаги, так и в тетради, что послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.

Как я уже говорила, что педагоги нашего детского сада уделяют много внимания этой проблеме. Я прочитала очень много литературы, беседовала с учителями школ и решила внедрить в работу тренажеры для формирования навыков развития мелкой моторики рук.

Много внимания уделяю работе с родителями. Провели родительское собрание по подготовке детей к школе. Пригласили на занятия, которые проводим вечером, чтобы родители могли ознакомиться, чем заниматься с ребенком, что ребенок уже умеет.

В конце учебного года запланировали занятие для родителей и учителей «Как подготовлены наши дети к школе». Обязательно организуем выставку прописей, работ и фотографий.

Работу провожу не только с родителями, но и с коллегами. Провели семинар по развитию мелкой моторики рук, где я выступила о внедрении изобразительной деятельности с применением нетрадиционных материалов и техник. На следующем семинаре-практикуме я научила делать из обычной бельевой деревянной прищепки игрушки, которые можно использовать и в кукольном театре и в уголке творчества детей.

Возраст 5-6 лет является наиболее благоприятным для подготовки к школе : ребенок примеряет на себя роль школьника и с удовольствием сам играет в школу. Поэтому подготовить ребенка к школьному обучению с помощью игр будет легче.

В группе созданы все условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать игры и игрушки.

В игровой зоне дети играют с игрушками. В группе на дверных ручках висят цветные шнурки для плетения косичек; связана подушка, где есть пуговицы, на которые крепятся цветочки, точки для божьей коровки, шнуровка, кукла с косами.

В изобразительном уголке: игры для развития мелкой моторики, мозаика, конструкторы, счетные палочки, бусы, скрепки.

В театральном уголке имеется: разные виды театра.

Я считаю, что игры и упражнения являются очень большим (мощным) средством для поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность и главной целью этого проекта формируются навыки развития мелкой моторики рук.

Очень хочется, чтобы проект развивался дальше, а это расширение участников проекта, будут включены все группы детского сада и может после этого будет организована группа кратковременного пребывания для старших дошкольников.

Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Этим правилом пользуюсь сама и советую родителям обращать внимание не на то, что хорошо. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица: «Верная указка – не кулак, а ласка».

https://www.maam.ru/users/files/download1762.html

Развитие мелкой моторики руки как фактор подготовки детей к школе
Фото №1 Выпуская детей в школу мы педагоги и психолог отслеживаем своих выпускников Фото №2 И каждый раз мы слышим что мелкая моторика развита недостаточно хорошо Фото №3 Педагоги нашего детского сада уделяют очень много внимания этому вопросу но значит не все способы еще попробовали
Публикации по теме:

Мелкая моторикаМелкая моторика Мелкая моторика играет большую роль в развитии детей. Чем лучше она развита, тем лучше развит ребенок - улучшается развитие речи, навыки.

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики руки как фактор подготовки детей к школе
Опубликовано: 27 января 2012 в 16:01
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики руки как фактор подготовки детей к школе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Манина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД