Нина Юдина
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Современный мир не требует от детей больших усилий (где они шнурки и пуговицы) Ребенок с детства попадает в «удобную» среду, адаптированную под ребенка, а не наоборот. Поэтому моторные навыки ослабляются.
Мелкая (тонкая) моторика — движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Почему так важно развивать мелкую моторику у детей с нарушениями интеллекта?
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Моторика и интеллект связаны напрямую: развивая пальцы, мы развиваем мозг ребёнка.
2. Руки - это один из каналов, через который ребёнок познаё т мир: ощупывание, игры с водой, захват предметов и т. д. Таким образом, он обогащает свой сенсорный опыт.
3. Формирование речи и мелкая моторика неразделимы! Развивая мелкую моторику, мы развиваем речь.
4. Мелкая моторика- это не только интеллектуальные навыки, но и бытовые. Самостоятельный прием пищи ложкой/вилкой, застёгивание шнурков и пуговиц, посещение туалета - для всего этого нужны дифференцированные движения пальцев. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегнуть пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с паззлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятии. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное состояние ребёнка, на его самооценку.
5. Самостоятельное письмо, рисование, лепка и другие творческие навыки также нуждаются в достаточном уровне сформированности мелкой моторики : согласованности и точности движений пальцев, способности удерживать позу.
Важно Мелкую моторику можно и нужно развивать постоянно, уже с раннего возраста, вне зависимости от интеллектуального уровня ребёнка на данный момент.
Если руки не развиты, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. Занятия по развитию мелкой моторики благоприятно влияют на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребёнка он проходит своими темпами.
По особенностям развития мелкой моторики ребёнка в дальнейшем судят о его готовности к обучению в школе. Если всё в порядке, то ребёнок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
ЗАНЯТИЯ, ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики.
Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики можно разделить на 4 части:
1. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Доказано, что пальчиковая гимнастика для детей в детском саду в стихах способствует выработке правильного звукопроизношения, тренировке памяти. Кроме того, подобные занятия воздействуют на кожу рук, где расположены акупунктурные точки, связанные со всеми органами тела. Техника пальчиковых игр легка и доступна.
2. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
*Лепка. Просто замечательное занятие на развитие мелкой моторики у дошкольников. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Лепить можно из глины, соленого теста. Можно разнообразить занятия пластилиновыми заплатками. В нашей группе фаворитом является лепка из кинетического песка. Она позволяет успокоить детей, выработать еще и усидчивость.
*Упражнения с бумагой.
1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния,
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Можно использовать для релаксации и снятия напряжения.
3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)
*Сортировка мелких предметов.
Очень важно, чтобы малыш это делал щепотью- то есть тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата». То есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.
*Вырезание ножницами. Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
Старшие дошкольники начинают овладевать навыками силуэтного вырезания без предварительной прорисовки, подготовки линии контура.
*Игры - шнуровки В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
*Нанизывание бус
*Игры с различными видами мозаики.
*Игры с прищепками
1. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки от большого пальца к мизинцу. Можно надевать прищепки на фаланги пальце. Это отличный массаж подушечек пальцев.
*Упражнения с карандашами - 5 карандашей зажать между пальцами;
- стоящий карандаш удерживать по очереди разной рукой, чтобы не упал;
- «добываем огонь»; «Прокати с горки»; «Собрать в одну руку 10 -15 карандашей»; «Подъёмный кран»; «Пианино»; «Прокручивать вперед-назад за концы карандаша».
- Зажимаем карандаш большим и указ. пальцем и поднимаемся вверх, потом большим и средним, затем большим и безымянным, далее большим и мизинцем.
*Упражнения с ленточками «Кто скорее свернет ленту?» «Моталочки»
*Игры и упражнения с мозаикой.
*Игры с резиночками для волос- простой и доступный тренажер
1-й вариант - Растягивание резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.
2-й вариант - Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении.
Под счет дети надевают резиночку для волос на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки. Дети надевают резиночку на большой палец, на указательный, на средний, на безымянный, на мизинец.
3 вариант - Все пальцы вставляются в резинку. Задача раздвинуть пальцы в стороны, сначала на одной, затем на другой руке
*Межполушарные доски разработаны специально для того, чтобы ребенок в игровой форме улучшал межполушарные связи и развивал свои способности. С одной стороны такие доски – это необычная игрушка, с которой дети весело проводят время, а с другой – нейротренажер, позволяющий научить полушария мозга «договариваться».
Межполушарная доска представляет собой деревянное поле с вырезанным на нем лабиринтом. Узоры бывают разные: от простых кругов до фигур с большим количество углов. Чем больше углов, тем сложнее считается лабиринт. Суть тренажера в том, чтобы одновременно двумя руками провести от начала до конца лабиринта. Начинать с работы пальчиками, а уже после переходить к специальным карандашам для доски.
*Игры с платочком
«Фокус» Левую руку сжимаем в кулак, накрываем его платочком. Указательным пальцем правой руки прячем платочек в кулак, пока он не исчезнет весь в кулаке. Это игра-фокус очень нравится ребятам. Можно повторить его с другой рукой. Левшам будет легче, правшам сложнее.
«Подбрось – поймай» Подбросить платочек вверх и поймать. Стараемся подбросить платочек как можно выше.
«Парашютик» платочек держим за уголочки перед собой. Подуть сильно на платочек и отпустить его. Постараться, чтобы он улетел как можно дальше +дыхат. гимнастика
1) Вот платочки в руки взяли
Разложили, разровняли,
Будем с ними мы играть
Чтобы пальчики размять.
2) Не нужны какао, сахар,
Молоко, помадка,
Пополам платочек сложим,
Вот вам шоколадка! (сложить платочек пополам)
3) Будет сладкоежкам
Сегодня угощенье
Превращаем шоколадку
Во вкусное печенье. (еще раз пополам, получается квадрат)
4) Лакомкам и сладкоежкам
Без конфеты не прожить
Из платочка её сложим
Чтоб обжорок подразнить. (два противоположных угла соединить друг с другом в центре платка)
5) Уголочек к уголку
Наискось сложили
И красивую косынку
Сразу получили. (сложить противоположные концы платочка, получаем треугольник)
6) Что нам стоит дом построить
Если есть платочек
Быстро сложим стены, крышу
Всё, живи дружочек! (два ближних уголка сложить в виде крыши)
7) Если уголки платочка
Встретятся по серединке,
То получится конвертик.
Для письма или картинки. (три уголка сложить в середине в виде конвертика) 8) Платочком ловко мы играем
В волшебную лодочку его превращаем. (сложить треугольником, широкую сторону еще раз вверх)
9) Если трубочкой платочек Бережно скрутить
Можно интересную забаву получить.
Для кого-то, дудочка, Иль, труба подзорная,
Как кому понравится, трубочка прикольная! (свернуть жгутиком)
«Бантик»
Закатаю я платочек – скручиваем платочек в колбаску.
Завяжу я узелочек – завязываем колбаску в узел.
Затяну его потуже – расправить аккуратно.
Бантик всем красивый нужен – девочки могут приложить бантик к волосам, а мальчики – вместо галстука-бабочки. Это упражнение мы не только выполняем руками, но и проговариваем все вместе.
У меня живет проглот! Весь платок он скушал-вот!
Сразу стало у проглота,
Брюхо, как у бегемота! (начиная с уголка, спрятать платочек в руке)
3. МАССАЖ ПАЛЬЧИКОВ.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики, оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус мышц. Массаж производится поглаживанием кистей рук от кончиков пальцев к запястью, а так же с использованием природного материала - шишек, орехов, мячиков-ёжиков, сухие бассейны.
4. ОТРАБОТКА ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.
Отработку графических навыков помогут развить такие упражнения, как:
Рисование линий, фигурных дорожек, штриховка.
*Штриховка - одно из важнейших упражнений. Правила штриховки:
• Штриховать только в заданном направлении.
• Не выходить за контуры фигуры.
• Соблюдать параллельность линий.
• Не сближать штрихи, соблюдать расстояние.
*Рисование по точкам. Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.
*Раскрашивание. Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами.
Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
Обводка. Очень хорошо обводить трафареты, шаблоны, обводка по фигурным линейкам, объемным и плоскостным изображениям предметов. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д.
Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук, и ребенок будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.
В заключении хотелось бы отметить, что развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста будет происходить более эффективно при условии сочетания разных видов деятельности. Самое главное, чтобы занятия вызывали у ребенка только положительные эмоции.