Валентина Кожевникова
Развитие логического мышления у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
содержании»
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка Кожевникова В. С.
Для развития логического мышления предлагается использовать игровое поле, которое представляет собой 9 (16, 25) ячеек (рис. 1,2,3). В эти ячейки необходимо расставить числа, согласно заданию. Игровое поле предлагается в двух вариантах: для фронтальной работы используется интерактивная доска; формат А4 для индивидуальной, парной, групповой работы. Система заданий различна, в зависимости от изучаемой темы, возраста и способностей ученика.
Публикация «Развитие логического мышления у младших школьников» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Предложенное игровое поле можно использовать в нескольких видах заданий.
Все перечисленные задания могут использоваться на разных этапах урока. В качестве устного счета, на этапе актуализации имеющихся знаний, для закрепления полученных знаний. Интересно проводить эту работу для повышения мотивации учащихся. Найти задуманное число, чтобы узнать какую-то новую информацию. Работа может проводиться индивидуально, в паре, группе, фронтально, по цепочке. Данная игра помогает привить интерес детей к математике, активизировать их мыслительную деятельность, а самое главное, развивать логическое мышление.
Учащиеся станут хорошо ориетировать в понятиях: «по вертикали», «по горизонтали», «по диагонали», «столбец таблицы», «строка талицы». Данная работа позволяет развивать память, так как учащимся приходится удерживать информацию об инструкции и о полученном результате.
Математические головоломки (предложенный числовой ряд необходимо продолжить, разбить на группы по определенному принципу). На начальных этапах обучения задания должны быть простыми, использовать последовательный счет в прямом и обратном порядке. И задействовать только одно направление в игровом поле (например, горизонталь). Затем задания нужно усложнять. Актуально на этапе устного счета в начале обучения числовому ряду.
Задание: «Продолжи данный ряд чисел».
3 5 7 *
4 7 10 *
5 9 13 *
6 * * *
Задание: «Дополни числа до круглого десятка» Или «Помести числа так, чтобы они в каждом столбце и в каждой строке давали «круглый десяток».
Задание: «Сравни числа. Что у них общего? Продолжи числовой ряд»
14 34 54 *
16 36 56 *
43 33 23 *
75 54 33 *
Задание: «Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой» 53, 33, 74, 22, 13, 14, 44, 22,12
32 22 12
53 33 13
74 44 14
Усложняем задание, убрав одно число. Затем, два числа. Ученики находят закономерность, принцип расстановки чисел и выполняют вычисления.
Задание: «Определи закономерность. Заполни таблицу»
5 4 9
4 3 *
2 6 *
9 6 1
5 4 *
4 * *
Задание: «Вычисли удобным способом и заполни таблицу (например, при изучении темы «Свойства сложения»)
4 40 20 6 *
10 5 5 60 *
20 5 5 40 *
6 30 4 10 *
* * * * *
Задание: «Назови группы чисел одним словом, продолжи ряд»
2 4 6 8
1 3 5 7
10 20 30 40
18 25 33 48
474 235 846 479
Задание: «Наведи порядок». Необходимо найти «лишнее» число и объяснить своё решение.
10 20 30 40 55
1 2 31 5 7
24 11 13 16 19
2 4 6 7 8
1 2 3 5 7
Примерный ответ:
10, 20, 30, 40, 55 (55- не круглое, 1, 2, 31, 5, 7 (31- двухзначное, 24, 11, 13, 16, 19 (24- имеет два десятка,2, 4,6, 7,8 (7 – нечетное число, 1,2,3,5,7 (2 – четное число)
Задание: «Найдите логическую взаимосвязь между числами первого и второго рядов и заполните окошки»
1 3 5 7
2 4 6 ?
3 5 7 -O- -O- ?
( Ответ: цифры идут «змейкой» - пропущены 8,9,4,6,8,10)
Следующая группа заданий – это Математические квадраты (квадраты, в которых в любом направлении (горизонтали, вертикале, диагонали) сумма представленных чисел одинакова).
Задание: «Докажите, что квадрат является (или не является) математическим.
8 18 4
6 10 14
16 2 12
Ученику нужно составить в соответствии с условием все необходимые суммы, найти их значения и сделать вывод.
Задание: «В математическом квадрате сумма по всем направлениям равна одному и тому же числу. Найдите это число»
Задание: «Дан математический квадрат. Какое число должно стоять в пустой клеточке?»
8 18 4
6 10
16 2 12
Необходимо найти определяющею сумму и вставить нужное число. Затем проверить, будет ли полученный квадрат математическим. Ученику нужно составить программу действий.
Это задание можно видоизменять:
«Докажите, что в пустой клетке стоит число 14»;
«Докажите, что в пустой клетке не может стоять число 15»
По мере отработки навыков с подобными заданиями, связанные с математическими квадратами, они усложняются: ученики заполняют пустые клетки. Далее предлагаем такие задания. Вводится понятие «Магический квадрат» Если суммы равны, то такой квадрат называется магическим».
Задание: «Проверь, магические ли это квадраты»
Задание: «Заполни магический квадрат(3Х3, используя только числа 1, 2, 3»
Задание: «Заполни магические квадраты и сравни их»
Задание: «Дан квадрат, в котором в некоторые клеточки вписаны числа. Вставьте числа 3,5,8,9,11 так, чтобы получился магический квадрат.
Задание: «Дан квадрат, в котором в некоторые клеточки вписаны числа. Вставьте числа 6, 10,12, 16, 18, 22 так, чтобы получился магический квадрат».
Задание: «Дан магический квадрат. Докажите, что в клетке со звездочкой не может стоять число.
Задание: «Дан магический квадрат. Найди сумму чисел, которые спрятались за буквами А, Б, В»
Усложняем это задание: «Дан магический квадрат. Найди сумму чисел, которые спрятались за буквами А, Б, В, Г»
Задание: «Увеличь каждое число квадрата на 6. Будет ли полученный квадрат магическим?»
Или «Увеличь (уменьши) каждое число квадрата в 2 раза. Будет ли полученный квадрат магическим?»
Задание: «Сложи числа двух магических квадратов, расположенные в соответствующих полях, и получи новый квадрат. Будет ли он магическим?»
9 16 11 19 26 21
=
14 12 10 + 24 22 20
13 8 15 23 18 25
Задание: «Даны числа: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45. Расставь их в клетки девятиклеточного квадрата так, чтобы получилось в сумме одно и то же число
по любой вертикали, горизонтали). Сумма должна равняться 75»
Сначала на игровом поле уже стоят некоторые числа. Потом их убираем. Для усложнения задания добавляется диагональ и убирается название суммы.
Следующая группа заданий – это Математические рамки (использовать игровое поле, как занимательную рамку, то есть сумма чисел по одной линии равна числу в центре). Для начала предлагаем детям готовые математические рамки. По мере отработки этого навыка, предлагаем дополнить рамку самостоятельно.
Задание: «Проверь, является ли рамка математической»
15 25 50
35 90 20
40 30 20
Задание: «Найди число в центре»
15 25 50
35? 20
40 30 20
Задание: «Дополни рамку так, чтобы она стала математической»
? 25 50
35 90 20
40 30 ?