Анастасия Высотина
Развитие логического мышления младших школьников в процессе обучения
▼ Скачать + Заказать документы
На основании анализа психолого-педагогической литературы можно заключить, что в младшем школьном возрасте главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Именно оно благодаря включению ребенка в учебную деятельность, направлению на овладение системой научных понятий, поднимается на более высокую ступень и тем самым влечет за собой коренную перестройку всех остальных психических процессов. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к логическому, понятийному мышлению, основу которого составляет оперирование понятиями.
Публикация «Развитие логического мышления младших школьников в процессе обучения» размещена в разделах
По мере обучения в школе мышление детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, то есть оно становится логическим. При этом конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, не регрессируют, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления. Нельзя игнорировать особенности наглядно-образного мышления у младших школьников, так как при однообразии или ограниченности наглядного опыта тормозится вычленение абстрактных существенных признаков объекта.
С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально–логические рассуждения детям еще не доступны.
Функционирование логического типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках. Обычно этот тип мышления только начинает развиваться в младшем школьном возрасте, однако в программу уже включаются задания, требующие решения в абстрактно-логической сфере. Это и определяет трудности, возникающие у детей в процессе овладения учебным материалом. Мы использовали следующие игры, которые не просто развивают логическое мышление, но и по своему содержанию отвечают основным характеристикам данного типа мышления.
1. «Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов».
«Автомобиль ездит на бензине или другом топливе; трамвай, троллейбус или электричка движутся от электричества. Все это вместе можно отнести к группе «транспорт». Увидев незнакомую машину (например, автокран, спрашивают: что это? Почему?» Подобные упражнения выполняются и с другими понятиями: инструменты, посуда, растения, животные, мебель и так далее.
2. «Формирование искусственных понятий».
Материал: Три набора карточек (по девять карточек в каждом наборе). На карточках изображены геометрические фигуры (по одной на каждой карточке) : треугольник, квадрат, круг. Каждая фигура изображена на фоне трех степеней насыщенности: бледно-розовом, розовом, красном. В первом наборе фигуры черного цвета. Во втором – белого, в третьем – серого. На обратной стороне карточек записаны бессмысленные сочетания из трех букв (для первого набора – ПАК, для второго- БРО, для третьего – ВИЛ). Учитель делит карточки на группы и предлагает детям угадать задуманную комбинацию фигур. Признаки, объединяющие фигуры в группу, ученик должен выявить, иногда пользуясь бессмысленными словами, записанными на оборотной стороне карточек: фигуры, принадлежащие к одной и той же группе, на обороте имеют одинаковые записи. Очень важно подвести детей к тому, чтобы они как можно реже заглядывали на оборотную строну карточки. Таким образом, перед детьми стоит задача – образовать искусственные понятия, пользуясь двумя рядами стимулов: один ряд выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность учащихся, другой ряд – функцию знаков, организующих их деятельность.
3. «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания».
«Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое короче, какое длиннее.
- Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?
- Кот или кит? Какое больше? Почему?
- Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?
- Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?
Нами были использованы другие вопросы схожие с приведенными выше.
4. «Формирование умения устанавливать связи между понятиями».
Приведенная ниже игра предполагает установление отношений, в которых находятся данные слова. примерная пара слов является как бы ключом выявления этих отношений. Зная их, можно подобрать пару к контрольному слову. Задача учителя – подвести ребят к логическому выбору связей между понятиями, возможности последовательно выявлять существенные признаки для установления аналогий. Каждое задание досконально разбирается: находится логическая связь, переносится на приведенное рядом слово, проверяется правильность выбора, приводятся примеры подобных аналогий. Только тогда у детей будет сформировано устойчивое и последовательное умение устанавливать логические ассоциации, учитель может переходить к заданиям для самостоятельной работы.