Чепланова Анна
Развитие логического мышления дошкольников с помощью элементов инновационных технологий обучения
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее. Повышенная познавательная активность дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников является актуальной в настоящее время.
Публикация «Развитие логического мышления дошкольников с помощью элементов инновационных технологий обучения» размещена в разделах
В настоящее время существуют множество инновационных технологий, применяемых в дошкольных учреждениях. Инновации способствуют кардинальной модернизации в системе дошкольного образования и требуют принципа интеграции образовательных областей [1], в соответствии с возрастными возможностями и способностями дошкольников. Организованная образовательная деятельность занимает новый уровень и представляет собой совместную деятельность педагога и детей. Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план.
В арсенале воспитателей, педагогов не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях.
В своей практической деятельности в ДОУ мы активно внедряем новые идеи и технологии по развитию логического мышления у дошкольников. Обучение детей мы стараемся делать развивающим, увлекательным, проблемно игровым, также обеспечиваем субъективную позицию ребёнка [3] и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
Успешность работы по развитию логического мышления у дошкольников во многом определяется не только планомерными играми и занятиями, организуемыми педагогом, но и окружающей детей развивающей предметно - пространственной средой, которую стараемся создать в группе в соответствие с требованиями ФГОС ДО: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. В группе имеется центр интеллектуального развития, который постоянно обновляется и пополняется. Комплект «Система «Мате: плюс®. Математика в детском саду», специально разработан для развития математического мышления у детей. Благодаря материалам данного комплекса у детей расширяются математические знания о числах, геометрических фигурах и их свойствах. Предлагаемые в комплекте увлекательные игровые задания помогают развитию логического мышления и творческого воображения детей. Имются магнитные наборы «Пифагор», «Геометрическое фигуры».
Для развития логического мышления дошкольников используем элементы инновационных технологий на практике это «Математическое моделирование», «Step by step», «Наглядное моделирование».
Все они преследуют одну цель - улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения, достижение качественных более высоких результатов образования. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба, решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат, времени и сил; [2] овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы.
Игры на развитие логического мышления мы организовываем во всех видах детской деятельности. Широко используем с дошкольниками словесные игры «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Часть –целое», «Логические концовки.
«Математическое моделирование» представляет собой : математические развлечения, логические игры, задачи, упражнения; дидактические игры и упражнения «Танграм», «Сфинкс», «Листик», «Коломбово яйцо».
Во всех видах деятельности применяются логические операции : анализ, синтез, классификация, сравнение, умозаключение.
В технологии «Step by step» - развивающие задания для дошкольников, направляем на расширение их субъективного опыта и систематизируем вокруг категорий разного характера таких как «живое не живое», «движение», «качество», сравнение».
«Наглядное моделирование» используем для решения задач путём формирования у детей действий по построению и использованию наглядных моделей разных типов (мнемотаблиц).
Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие осуществляется в разных формах: - рекомендации в ширмах и папках-передвижках; проведение бесед; - организация совместных мероприятий.
Применение инновационных технологий в образовательном процессе, не только обучает умению рассуждать и доказывать, развивать познавательный интерес[3], творческое воображение, но и обучает логическим операциям : анализу, синтезу, сравнению, умению классифицировать и упорядочивать, что так необходимо детям в подготовке к успешному обучению в школе, успешно овладеть основами математики и информатики.
Список литературы:
[1] Аванесова,В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В. Н Аванесова // Детство-Пресс. - 2018.- С. 32 -34
[2].Веденов, А. А Моделирование элементов мышления / А. А Веденов // Дошкольная педагогика. - 20018. - № 9. - С. 12-14.
[3] Житникова, Т. Д. Учите детей запоминать. Пособие для воспитателей / [Текст] Т. Д. Житникова. - СПб. : ТЦ «Просвещение», 2019. - 38 с.