Кузнецова Марина
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте большое значение для развития логического мышления имеет поисково-исследовательская деятельность.
Логическое мышление нуждается в целенаправленном развитии, которое происходит именно в опыте решения разнообразных логических задач и выполнения упражнений, систематической тренировке мышления.
Формирование логического мышления заканчивается в подростковом возрасте, однако активный старт этого процесса отмечается именно в дошкольном детстве. Вот почему так важно дать ребенку дошкольного возраста возможность пройти путь от предметных игр и манипуляций с игрушками до более сложных поисково-исследовательских действий.
Особое внимание следует уделить познавательному развитию старших дошкольников, их познавательной активности, являющейся главной в формировании готовности к учебной деятельности.
Подготовка дошкольника к школьному обучению процесс многоступенчатый. На начальном этапе мы должны мотивировать ребенка к познавательной деятельности, только потом возникает познавательный интерес, а за ним, познавательная активность и самостоятельность, а уже далее - предпосылки к учебной деятельности.
Поисково-исследовательская экспериментальная деятельность как раз и является таким универсальным методом развития познавательного интереса и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Исследовательская деятельность – это огромная возможность для детей думать и размышлять, пробовать и искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. С помощью поисково-исследовательской деятельности можно поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, приобретению нового опыта, развитию восприятия, мышления, а главное формировать умения размышлять, рассуждать и анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, логически мыслить.
В процессе экспериментирования дети используют разные способы познания: наблюдение и самонаблюдение, логические способы (сравнение, анализ, обобщение, сериация, классификация, простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Под руководством педагога дети включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия».
Экспериментируя, дети увлечённо изучают свойства воды и магнитов, различных материалов, делают выводы, составляли свои умозаключения, учатся выдвигать гипотезы и доказывать их опытным путём, отстаивать свою точку зрения.
На занятиях по поисково-исследовательской деятельности дети знакомятся с природными явлениями.
В ходе экспериментов дети решают проблемные ситуации, самостоятельно учатся делать выводы.
Исследовательская деятельность, способствует развитию познавательной активности, умению выделять главное, рассуждать, стоить причинно-следственные связи, логически мыслить.
Занятия по поисково-исследовательской деятельности увлекают ребят, учат делать выводы, развивают сообразительность, воображение и наблюдательность.