Лучший педагог года

Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Ольга Лопатина
Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Статья посвящена, актуальной на сегодняшний день, проблеме развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в рамках ФГОС. В ней кратко выделяются и описываются характерные особенности коммуникативной деятельности дошкольников с ОВЗ. Значительное внимание уделяется обобщению практического опыта по данной теме.

Ключевые слова и фразы: общение, деятельностный подход к изучению общения, коммуникативные навыки, коммуникативная деятельность, интеграция, инклюзия.

Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ» размещена в разделах

Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Об этом свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) [1, с. 77].

Исходя из этого, актуальность данной темы определяется:

1. Распространением процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольные образовательные учреждения, что представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации;

2. Потребностью в формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения, что соответствует ФГОС.

В коммуникативной деятельности дошкольников с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь. [3,с. 62,с. 126, с. 371].

Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, агрессивностью, обидчивостью, что ведет к поведенческим девиациям и формированию негативного образа «Я» [2, с. 63,с. 113].

Таким образом, целостное изучение различных аспектов коммуникативной деятельности дошкольников с ОВЗ, свидетельствующее о наличии у них стойких трудностей речевого поведения, убедило меня в необходимости разработки программы, направленной на повышение качества общения между детьми. В ней учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его состоянием здоровья, что соответствует ФГОС.

Задачи программы :

1. Развивать коммуникативные потребности у детей с ОВЗ;

2. Способствовать развитию у детей с ОВЗ интереса к совместным со сверстниками играм в свободной деятельности и во время НОД;

3. Формировать коммуникативную компетентность у детей.

Используемые методики:

1. Метод шкальной оценки педагогами коммуникативных проявлений у детей с ОВЗ. Замеры проводятся на начало и конец учебного года по определенным шкалам [4, с. 112].

2. Социометрия- «День рождение»- для детей 5-6 лет, «Путешествие»- для детей 6-7 лет[4, с 98].

3. Наблюдение во время НОД.

Используемые формы работы:

1. Групповая - отрабатываются навыки эффективной коммуникации.

2. Индивидуальная - закрепляя представления об окружающем мире, отрабатывается семантическая сторона речи, расширяется словарный запас.

Используемые методы:

1. Игры-драматизации;

2. Пластические этюды;

3. Игры с правилами: музыкальные, подвижные, словесные;

4. Аутотренинг[4,5].

Проведя замеры по определенным шкалам, на начало и конец 2013-2014 учебного года, были получены данные, по которым можно проследить динамику развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ по следующим показателям:

1. Желание общаться со сверстниками увеличилась на 20%;

2. Продуктивная активность ребенка, инициативность в общении возросла на 20%;

3. Снизился уровень тревожности на 60 %;

4. На 40 % больше детей на конец года проявили умение соблюдать правила, организовывать себя;

5. Умение справляться с ситуациями неудачи проявляется у 60 % детей, что на 40 % больше, чем в начале года.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что даже стойкие нарушения речевого поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья, поддаются коррекции при систематической организованной работе с ними.

Литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М. : Аспект Пресс, 2007. - 363 с.

2. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка? М. :1993.-191 с.

3. Лубовский В. И. Специальная психология: Учебное пособие. Издательство «Академия», 2004. - 464 с.

4. Уханова А. В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. - СПб. :Речь; М. : Сфера, 2о11.- 128 с.

5. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002.- 112с., илл.

Публикации по теме:

«Что такое ФГОС??» Стихотворение-рассуждение Что такое ФГОС? Стихотворение-рассуждение. Задал мне малыш вопрос: «Что такое ФГОС?» Стала думать и гадать, что ребенку мне сказать, Чтоб.

Проект «Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников посредством различных видов детской деятельности» Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральным государственным стандартом Название проекта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Опубликовано: 4 ноября 2014 в 17:15
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лопатина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД