Ольга Лопатина
Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Статья посвящена, актуальной на сегодняшний день, проблеме развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в рамках ФГОС. В ней кратко выделяются и описываются характерные особенности коммуникативной деятельности дошкольников с ОВЗ. Значительное внимание уделяется обобщению практического опыта по данной теме.
Ключевые слова и фразы: общение, деятельностный подход к изучению общения, коммуникативные навыки, коммуникативная деятельность, интеграция, инклюзия.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Об этом свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) [1, с. 77].
Исходя из этого, актуальность данной темы определяется:
1. Распространением процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольные образовательные учреждения, что представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации;
2. Потребностью в формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения, что соответствует ФГОС.
В коммуникативной деятельности дошкольников с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь. [3,с. 62,с. 126, с. 371].
Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, агрессивностью, обидчивостью, что ведет к поведенческим девиациям и формированию негативного образа «Я» [2, с. 63,с. 113].
Таким образом, целостное изучение различных аспектов коммуникативной деятельности дошкольников с ОВЗ, свидетельствующее о наличии у них стойких трудностей речевого поведения, убедило меня в необходимости разработки программы, направленной на повышение качества общения между детьми. В ней учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его состоянием здоровья, что соответствует ФГОС.
Задачи программы :
1. Развивать коммуникативные потребности у детей с ОВЗ;
2. Способствовать развитию у детей с ОВЗ интереса к совместным со сверстниками играм в свободной деятельности и во время НОД;
3. Формировать коммуникативную компетентность у детей.
Используемые методики:
1. Метод шкальной оценки педагогами коммуникативных проявлений у детей с ОВЗ. Замеры проводятся на начало и конец учебного года по определенным шкалам [4, с. 112].
2. Социометрия- «День рождение»- для детей 5-6 лет, «Путешествие»- для детей 6-7 лет[4, с 98].
3. Наблюдение во время НОД.
Используемые формы работы:
1. Групповая - отрабатываются навыки эффективной коммуникации.
2. Индивидуальная - закрепляя представления об окружающем мире, отрабатывается семантическая сторона речи, расширяется словарный запас.
Используемые методы:
1. Игры-драматизации;
2. Пластические этюды;
3. Игры с правилами: музыкальные, подвижные, словесные;
4. Аутотренинг[4,5].
Проведя замеры по определенным шкалам, на начало и конец 2013-2014 учебного года, были получены данные, по которым можно проследить динамику развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ по следующим показателям:
1. Желание общаться со сверстниками увеличилась на 20%;
2. Продуктивная активность ребенка, инициативность в общении возросла на 20%;
3. Снизился уровень тревожности на 60 %;
4. На 40 % больше детей на конец года проявили умение соблюдать правила, организовывать себя;
5. Умение справляться с ситуациями неудачи проявляется у 60 % детей, что на 40 % больше, чем в начале года.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что даже стойкие нарушения речевого поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья, поддаются коррекции при систематической организованной работе с ними.
Литература:
1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М. : Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
2. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка? М. :1993.-191 с.
3. Лубовский В. И. Специальная психология: Учебное пособие. Издательство «Академия», 2004. - 464 с.
4. Уханова А. В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. - СПб. :Речь; М. : Сфера, 2о11.- 128 с.
5. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002.- 112с., илл.