Надежда Дятлова
Развитие компонентов речи дошкольников. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Любой из нас пришёл на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.
Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Одной из наиболее важных проблем воспитания является развитие речи детей. Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие успешности ребенка. Поэтому основная цель моего опыта работы: «Формирование чёткой, грамматически правильной речи детей дошкольного возраста».
Публикация «Развитие компонентов речи дошкольников, Часть 1» размещена в разделах
Главной задачей развития речи дошкольника является совершенствование её компонентов: лексической стороны, произносительной стороны речи, грамматического строя речи, связной речи.
В целях реализации данной задачи я применяю различные игры.
Их я использую в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, утром, днем, вечером, во время прогулки с одним или несколькими детьми.
Предлагаю вам каталог игр по развитию всех компонентов речи, который я разработала для дошкольников 4-5 лет.
Игры по формированию словаря.
Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.
Задачи программы:
1. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников.
2. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
3. Развивать умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
4. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
5. Совершенствовать умение детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).
6. Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А давай мы с тобой поиграем в одну очень интересную игру». Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка. Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.
Вашему вниманию я предлагаю лишь часть игр, полный вариант представлен в ПРЕЗЕНТАЦИИ.
В играх «Найди клоуна по описанию», «Кто кем был или что чем было» происходит активизация словаря и расширение знаний об окружающем.
Для развития речи дошкольников я также использую информационные и коммуникационные технологии (ИКТ, что значительно повышает интерес детей, уровень их познавательных возможностей. В моей группе есть интерактивная доска. Мы не только смотрим мультимедийные презентации, обучающие мультфильмы, но и ИГРАЕМ. Интерактивные игры позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов.
Например, в игре «Отгадай предмет по названиям его частей», цель которой активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов, я, предварительно закрыв «шторкой» рисунки, называю части предметов, а дети отгадывают. Проверить правильность ответов мы можем, отодвинув «шторку». Ее использование позволяет переделать игру тут же, достаточно лишь спрятать за ней часть предметов. Таким образом, решаем дополнительно задачи по развитию памяти.
Игры по звуковой культуре речи.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Ведь если у ребенка есть какие-то нарушения в речи, могут возникнуть проблемы в общении с детьми, со взрослыми. Не умея выразить свою мысль словами, некоторые ребята замыкаются в себе, другие злятся, проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым.
Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Задачи программы:
1. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
2. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
3. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
4. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Артикуляционная гимнастика - специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, нёба, челюсти.
Грамотная, четкая и ритмичная речь ребенка характеризуется правильным произношением звуков.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата (языка, губ, неба и т. д.).
Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Игру «Ветерок», целью которой является развитие фонематического слуха, можно использовать в качестве физкультминутки, выполняя различные движения после прослушивания определенных звуков.
Игры «Угадай звук» и «Будьте внимательными» аналогичны предыдущей. Цель: формировать умения слышать звуки [c], [ч], [ц], [щ] в словах. Таким образом, хлопки в ладоши, выполнение физических упражнений вносят разнообразие в играх.