Наталья Силачева
Развитие игровой деятельности через реализацию раздела перспективного плана «Организация предметно — игровой среды»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие игровой деятельности через реализацию раздела перспективного плана «Организация предметно - игровой среды»
Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально проявляются их способности.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.
Темочки:
- Оформление детских садов
- Планирование. Планы работ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Для развития игровой деятельности необходимо создание развивающей предметно-пространственной среды, при оформлении которой соблюдаются следующие условия:
- оснащение игровых уголков разными по тематике игрушками и другим игровым материалом зависит от имеющихся представлений детей об окружающем мире.
- внесение в игровые уголки различных игровых материалов с учетом уровня развития игры.
Известно, что полученные представления об окружающем мире могут быть отображены в играх, если имеются соответствующие по тема-тике игрушки.
Взаимосвязь в работе по ознакомлению с окружающим миром и последующим оснащением игровой среды ведет к обогащению содержания детских игр.
В перспективном плане комплексного руководства играми дошкольников в разделе «Организация предметно - игровой среды» прописываются основные игрушки, игровой материал, позволяющий организовать игры по тематике.
При оснащении игровых уголков обращаем внимание не только на тематическое разнообразие игрового материала, нужно также по-заботиться о разной степени его обобщенности. Разный по степени обобщенности материал вносят в тот момент, когда дети осваивают соответствующие игровые умения.
Например, детям третьего года жизни в начале учебного года для игр предлагаются только игрушки. По мере того как они осваивают игровые действия с предметами-заместителями, в игровые уголки вносят такой обобщенный и важный игровой материал, как предметы-заместители. Дальнейшее усложнение игры связано с формированием игровых действий с воображаемыми предметами, это приводит к использованию в игровых уголках различных элементов оформления, побуждающих детей включать в игру воображаемые предметы.
До тех пор пока дети не принимают роль, в игровых уголках не должно быть ролевых атрибутов, элементов костюмов. Их вносят в тот момент, когда дети начинают проявлять интерес к принятию роли и обозначать ее словом.
А в то время когда появляется интерес к играм сверстников и дети пытаются вступать во взаимодействие, используется крупный игровой материал, побуждающий дошкольников к объединению в играх.
Таким образом, игровая среда гибко изменяется с учетом обогащения жизненного и игрового опыта воспитанников. Если игровая среда статична, неизменна, то дети привыкают к постоянному набору игрового материала и могут не обращать на него внимания, такое оснащение не оказывает развивающего эффекта.
Предметы заместители необходимы для развития игры в любом возрасте, а тем более в младшем. Различным неоформленным материалам отводится особое место в игрушечном хозяйстве групповой комнаты и участка. Неоформленные материалы, используемые как предметы заместители (оструганные палочки разной величины, кусочки ткани, поролона кожи, пластмассовые флаконы, природные материал и др.) , удобно хранить в коробке. Этот «Чудесный короб» располагается на полке в доступном для детей месте.
Воспитатель подводит детей к пониманию того, что некоторые предметы - заместители легко преобразовать: например бумагу можно разорвать на маленькие кусочки, смять, свернуть в трубочку, что-то на ней нарисовать, а из кубов- модулей соорудить разнообразные постройки- машину, поезд, стол и др. Каждая такая игрушка ценна тем, что делает её сам ребёнок.
Дети четвёртого года жизни могут смастерить простые игрушки- самоделки из бумаги. В индивидуальной работе по изобразительной деятельности, используя контуры различных предметов (вазы, банки, корзинки, тарелки, предлагаем нарисовать овощи, фрукты, ягоды. Таким образом дети упражняются в изображении предметов округлой формы, у них закрепляется умение подбирать цвет в соответствии с изображаемым предметом, они учатся самостоятельно изготавливать игрушки для игр.
Часто необходимость в игрушках- самоделках возникает и во время игры. (Дети «пьют» чай. Воспитатель приносит на подносе торт- бумажный круг, разрезанный на секторы, и говорит: «Вот вам к чаю торт. Сейчас украшу этот кусочек (рисует на нём ягоду). Оставшуюся часть бумажного торта дети с удовольствием самостоятельно украшают линиями, знакомыми формами.
В папке, где хранится бумага для самостоятельной деятельности, размещаются бумажные квадраты, круги, овалы. В играх они становятся пирожными, тортами, банками с компотом- дети только выбирают форму и рисуют на ней.
Игру детей четвёртого года жизни невозможно представить без участия в ней педагога. Тактично направляя игру, добиваемся большей самостоятельности ребят.
На пятом году жизни дети самостоятельно выбирают для игры предметы заместители, сравнивая их с заменяемым предметом. Мебель, игровой материал, разные предметы, находящиеся в группе, на участке дошкольники успешно используют в качестве заместителей. Коробку от игрушек превращают то в большой корабль, то в лифт, то в ракету, то в телефонную будку. Обруч используют вместо озера, он также может стать загоном в игре с игрушечными животными.
Элементы оформления, представленные на съёмных панно картинах, выполняются на картоне, фанере - в технике аппликации или рисунка. С помощью панно - картин можно быстро изменить среду в соответствии с игровым сюжетом.
К этому возрасту дошкольники хорошо осваивают способы предметно - игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами заместителями, с воображаемыми предметами.
Изобразительные навыки на пятом году жизни позволяют детям делать игрушки - самоделки и тем дополнять игровой материал в соответствии с замыслами. В свободное время дети рисуют что-то нужное для игры. Например, после посещения медицинского кабинета могут нарисовать упаковки лекарств (на прямоугольнике рисуют несколько кружочков- таблеток). На банках, вазах, корзинах, вырезанных из бумаги изображают овощи, фрукты, ягоды, получается «Ягодный компот», «Солёные помидоры» и т. д. При этом дети не только делают игрушку-самоделку, но и упражняются в изображении округлых форм: рисунки их становятся более выразительными, они точнее передают цвет, форму, пропорции.
После изготовления игрушек-самоделок в детском саду у ребят обычно появляется желание сделать некоторые игрушки дома с родителями.
В группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты. Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие пластиковые коробки. Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; в больнице устроили читальный зал для больных.
В группе много конструкторов и строительного материала, а также бросового материала - чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели в группе имеются мягкие игровые модули.
Содержание игр значительно обогащается за счет накопления личного опыта детей, обогащения их представлений об окружающей действительности. Поэтому в группах старшего возраста могут появиться такие ранее не известные игры, как "Туристическая фирма" или "Рекламное агентство", "Телевидение" и др.
По-прежнему актуальным остается наличие разнообразных предметов-заместителей.
Материал к сюжетно-ролевой игре должен быть всегда, что называется, под рукой и в то же время не должен быть постоянно на виду.
При оформлении игровых уголков рекомендуется использовать детали от многосекционных ширм. Таким образом, можно отделить зону "Больницы", предварительно заменив шторку с цветной на белую, использовать секцию для игры в магазин, использовать секцию от кукольного театра как окошко в доме.
Воспитатель всегда должен быть готов помочь детям развернуть игру в любом месте группы, оказать помощь при изготовлении недостающих атрибутов к игре.
Мы подготовили небольшой фоторепортаж, позволяющий продемонстрировать подготовку атрибутов к сюжетно - ролевым играм воспитанников.