Получи документы

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Алена Пуртова
Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Практика показывает, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма.

Публикация «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Поэтому работа по развитию графомоторных навыков должна начинаться, задолго до поступления в школу.

При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока», не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания : застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и т. д. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должно стать важной частью подготовки к школе.

Например, дети должны уметь различать пространственное расположение предметов (верх, низ, над, под, справа, слева, сбоку и т. п., должны знать и уметь отличать основные геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, треугольник). Они должны уметь различать величину предметов, знать понятия больше, меньше, часть, целое. Можно посвятить формированию этих понятий специальное занятие, можно делать это непроизвольно в обыденной жизни.

Понятия вверх, вниз, справа, слева, впереди, сзади и т. п. достаточно быстро усваиваются при игре с мячом: мяч над головой (сверху, мяч у ног (внизу, бросим вправо, бросим влево (вперед, назад).

Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко-координированных движений руки, пальцев, зрительно-моторных координаций (согласованного взаимодействия руки и зрения при выполнении графических заданий).

ВНИМАНИЕ! При выполнении любых графических заданий (раскрашивание, штриховке, копировании) следите за правильным положением ручки (карандаша, тетради, посадкой. Ребенок, поступающий в школу, должен правильно держать ручку (карандаш, при этом рука не должна быть сильно напряжена, пальцы должны быть чуть расслабленны. До тех пор, пока ребенок не научится правильно держать ручку, правильно сидеть, не давайте сложных заданий. Задания могут быть очень простыми, дети могут выполнять их на листах, разлинованных в клетку, проведи пунктирную линию (объясните, что такое пунктир); продолжай по образцу и т. п.

Только тогда, когда ребенок будет свободно держать ручку, можно переходить к следующим заданиям. Он должен уметь правильно положить перед собой лист (тетрадь, наклонив его влево так, чтобы нижний левый угол был напротив груди и знать, что левой рукой необходимо придерживать лист при рисовании и письме. Соблюдение правильной позы при письме и правильное держание ручки необходимое условие успешного формирования навыка письма.

Не рекомендуется учить детей до школы написанию письменных букв. Формирование навыка письма довольно сложный процесс и лучше, если он будет идти под руководством учителя.

А вот выполнение специальных графических заданий может быть очень полезно.

ВНИМАНИЕ! При выполнении графических заданий важны не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий. Продолжительность работы 3-5 минут.

Затем отдых, переключение, и если ребенок хочет, - еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее (линии должны быть четкими, ровными, уверенными). Перед началом выполнения заданий объясните ребенку их цель (мы немного потренируемся, попробуем, готов ли ты учиться «писать», покажите строчки, на которых расположены графические элементы, объясните, что точки обозначают начало движения, а стрелки – направление. Шестилетнему ребенку гораздо проще провести длинную линию, чем короткую и тем более начать и закончить ее в определенной точке. Поэтому особое внимание ребенка обратите на точку начала движения («начинаем отсюда») и направление движения – стрелку («ведем руку сюда»). Каждый элемент (от точки до точки) пишется отдельно, затем рука и пальцы расслабляются (отдыхают, потом пишется следующий элемент. Эти задания для шестилеток, которые пойдут скоро в школу.

Прежде чем тренироваться в выполнении этих (достаточно сложных) графических заданий, можно дать и более простые, как показано на рисунках 1 и 2.

Если задания не получаются, рука идет «не туда», штрихи неровные, неуверенные, если ребенок неловок, напряженно держит ручку или карандаш (обычно в таких случаях он отказывается от работы, ищет любые причины, чтобы увильнуть от работы, не настаивайте, не ругайте, не стыдите: «Пойдешь в школу, будут двойки!». Постарайтесь разобраться в причинах. Понаблюдайте, как играет ребенок, умеет ли манипулировать мелкими предметами (дайте, например, пакет с пуговицами и попросите отделить большие от маленьких, а потом нанизать их на леску или шнурок, отдельно маленькие, отдельно большие).

Внимательно посмотрите, как он рисует. Быть может, так же неловко держит карандаш, крутит лист вместо того, чтобы повернуть руку, не может аккуратно заштриховать даже небольшую поверхность.

Попросите нарисовать домик и заштриховать и вы все увидите. Не получается? Значит, выполнять графические задания рано. Необходимо уделите больше внимания общему развитию движений руки, пальцев. Лепка и вязание, скручивание толстой синтетической нити, игра на пианино (или имитация этих движений, мозаика, конструктор, раскладывание карточек из немнущегося картона ( размеры могут быть разными: 2х2, 3х3, 4х4).

ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫ И ТАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

1. Перебирание пальцами крутите карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок (сначала использовать все пальцы, а потом только по два справа и слева, меняя их) так, как показано на рисунке 3.

2. Отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации. Параллельно нужно рисовать, штриховать (очень маленькие поверхности, главное аккуратно). В процессе тренировки движений руки, пальцев можно научить ребенка работать в определенном темпе по инструкции, но темп он должен выбирать сам и инструкцию тоже давать себе сам. Пусть попробует рисовать палочки и считать вслух «раз-два … три-четыре» (на «раз-два» – две палочки, на «три-четыре» – еще две). Задача эта не так проста как кажется, поэтому темп сначала должен быть очень медленным.

Не менее важной для подготовки к письму является тренировка пространственного восприятия графических фигур, знаков (альбомы для раскрашивания).

Очень хороши для развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций задания типа «дорисуй недостающие детали (части) фигуры».

АНАЛИТИЧЕСКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Старший дошкольный возраст связан с подготовкой к обучению письму.

Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв.

В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез только печатных букв (заглавных).

АНАЛИЗ включает в себя умение ребенка определять, сколько элементов в образе буквы и какие они. Например, в печатной букве А три элемента: палочки – две длинные и одна короткая.

С помочью СИНТЕЗА ребенок собирает целостный образ буквы из необходимых элементов.

Работе с буквами предшествуют игровые упражнения на умение проводить анализ и синтез графических условных изображений предметов (елочка, снежинка, домик и т. д.)

ПОДГОТОВКА К ТЕХНИКЕ ПИСЬМА включает: развитие пространственной ориентировки; написание горизонтальных линий слева направо и вертикальных линий сверху вниз.

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ

Работа начинается с букв печатного шрифта. Вначале детям надо рассмотреть букву, постараться увидеть контурное очертание буквы в окружающих предметах, иначе говоря, определить, на что похожа буква. Дети определяют элементы в букве, определяют их количество, расположение. Затем можно попробовать показать букву на себе крупными движениями рук, ног, тела.

Букву можно сконструировать из пальцев рук. Буква лучше запомнится, если организовать разнообразную работу с нею:

• Найдите букву среди других в кассе букв.

• Выложите букву из имеющихся элементов

• Вырежьте букву. Выложите букву из мозаики, из палочек, если это возможно.

• Покажите букву ниточками на фланели. Сделайте ее из проволоки.

• Нарисуйте ее в воздухе.

• Сотрите букву, написанную мелом, мокрым пальчиком.

• Обведите пальцем контур буквы.

• Найдите букву в печатных текстах.

• Допишите недостающие элементы буквы.

• Вырежьте букву и наклейте ее в тетрадь.

Теперь можно приступить к письменным упражнениям в тетради.

После освоения буквы печатного шрифта осваивается ее письменный вариант. Буква внимательно рассматривается, выделяются ее элементы.

Перед детьми несколько элементов букв, написанных на карточках из плотной бумаги. Нужно выбрать элементы данной буквы.

Элементы букв могут быть написаны на кальке. Дети находят подходящие элементы, накладывают кальку на букву и убеждаются в правильности своего выбора.

ПИСЬМЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ТЕТРАДИ:

• приступить к написанию буквы сначала по имеющемуся сабоочерченному контуру и точкам;

• письмо по вкладышу (трафарету);

• написать буквы самостоятельно (создание целостного графического образа письменной буквы).

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

СОВЕТ 1: Систематически выполняйте с детьми физические упражнения для рук и пальчиковую гимнастику, играйте, развивая мелкую моторику.

СОВЕТ 2: в подготовке старших дошкольников к освоению письма предлагайте специальные графические упражнения в системе последовательного усложнения

Рекомендуется использовать следующие ВИДЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ:

• декоративное рисование;

• обводка по шаблону или трафарету;

• обводка по контуру;

• обводка по точкам;

• раскрашивание геометрических фигур;

• штриховка рисунков и геометрических фигур прямыми вертикальными, прямыми горизонтальными, косыми линиями в разных направлениях.

ПРИМЕЧАНИЕ: эти виды упражнений рекомендуется выполнять на отдельных листах.

СОВЕТ 3: добивайтесь качественного освоения каждого вида упражнений.

СОВЕТ 4: предупредите трудность – выделите рабочую строку в тетради синим цветом, обозначьте начало строки точкой или чертой красного цвета.

СОВЕТ 5: перед началом работы убедитесь в том, что дошкольник ориентируется в пространстве тетрадного листа.

СОВЕТ 6: поддержите интерес ребенка к письму одобрением, не утомляйте длительным занятиям. Достаточно 2-3 минут письменной работы.

СОВЕТ 7: занимаясь с детьми, чередуйте задания, не забывайте об оценке качества его выполнения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА

Цель: Знакомство с тетрадью, рисование по клеткам, письма под музыку, обучение работе в тетради.

Прежде чем предлагать упражнения в тетради, надо научить детей ориентироваться на листе бумаги.

Предложите ребенку несложные задания:

Покажи нижнюю часть тетрадного листа, верхнюю, середину, правую, левую сторону.

КАК ПРАВИЛЬНО СИДЕТЬ ПРИ ПИСЬМЕ

Парта, стол, за которым сидит ребенок, и стул должны соответствовать его росту. Спина должна быть прямой, плечи на одной высоте. Грудь не касается стола. Ноги согнуты под прямым углом, опираются всей стопой на пол или подставку.

ПИШЕМ ЭЛЕМЕНТЫ БУКВ

Рис. 5. Написать длинные косые палочки.

Рис. 6. Написать длинные косые палочки, найти середину каждой из них.

Рис. 7. Написать и разделить длинные косые палочки на три равные части.

Рис. 8. «Поворот на листе» (закруглить). Написать и закруглить длинные косые палочки.

Рис. 9. «Крючок до середины». Написать большие крючки.

Рис. 10. Написать маленькие крючочки.

Рис. 11. Написать с наклоном овалы.

Рис. 12. Написать петельки внизу.

Рис. 13. Написать петельки вверху.

Рис. 14. Написать длинные и короткие косые палочки с закруглением влево

Рис. 15. Написать большие и маленькие г-образные крючки.

Дошкольник, будущий ученик, начинает осваивать новое средство познания – грамоту, чтение и письмо. Письмо ребенка – это продукция (плохая или хорошая, работа мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. Развитый мозг ребенка и неразвитая рука шестилетки – это вполне закономерное при современном образе жизни явление, которое не должно повергать в панику педагогов и родителей.

Слабую руку ребенка – дошкольника можно и необходимо развивать. Это первейшая забота педагогов и родителей, которые готовят детей к школьному обучению.

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Использование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыковИспользование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыков Что такое лэпбук (лепбук? Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Технология.

Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры Первоначальный жизненный опыт общения ребенок получает в раннем возрасте, и от того, каким он будет, зависит его будущее отношение и взаимодействие.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.

Развитие познавательных навыков у детей дошкольного возраста при помощи дидактического пособия «Игры на липучках»Развитие познавательных навыков у детей дошкольного возраста при помощи дидактического пособия «Игры на липучках» Развитие детей - одна из актуальных проблем современности. И конечно, огромную роль в этом играет детский сад. Работая воспитателями в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 апреля 2022 в 18:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алена Пуртова (УИ 628518) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД