Папки-передвижки

Развитие детской инициативы и самостоятельности на занятиях физической культурой

Ольга Соколова
Развитие детской инициативы и самостоятельности на занятиях физической культурой
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие детской инициативы и самостоятельности на занятиях физической культурой

Подготовил:

Соколова О. Н.

инструктор по ФК МАДОУ № 13

Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

а) проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

е) самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;

ж) проявляют способность к принятию собственных решений.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Дошкольный возраст – очень важное время для развития инициативности.

Если формирование у детей самостоятельности и инициативности в таких видах деятельности как познавательная, художественная нам понятна, то формирование у детей самостоятельности и инициативности в процессе образовательной деятельности по физическому развитию представляется для многих педагогов затруднительным.

Давайте определимся с понятиями.

• Инициатива – активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

• Инициативность – это внутреннее побуждение к чему-то новому, порыв к изменениям и движению.

• Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.

• Самостоятельность ребенка – это умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых.

Формирование самостоятельности и инициативы проводится в несколько этапов:

1 этап начальный

Взаимодействие с педагогом.

2 этап средний

Частичное взаимодействие с педагогом.

3 этап высший

Проявление инициативы двигательной деятельности. Передача инициативы от ребенка к группе детей.

Принципы организации работы в этом направлении:

• Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной двигательной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

• Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

• Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную двигательную деятельность.

Сначала в специально созданных условиях, а затем в игровой обстановке и жизненных ситуациях ребенок приобретает опыт действия известными способами в измененных обстоятельствах, включая и ситуации соревнования.

В ходе такого поэтапного обучения дети учатся: ставить задачу, передавать направления, движения, планировать, оценивать себя и других, называть упражнения в целом и его элементы, сравнивать.

В результате чего, появляется интерес к физическим упражнениям и проявляется самостоятельность дошкольника в их выполнении.

То есть проявить самостоятельность дети могут на закрепляющих или итоговых занятиях, так как для этого у них должны быть сформированы двигательные умения и навыки, которые они получат на обучающих занятиях.

Развивать самостоятельность можно и в подготовке спортивного инвентаря к занятиям. Так называемое дежурство. Уже с младшей группы можно привлекать малышей к подбору и размещению оборудования: отобрать в корзину мячики определенной величины для катания друг другу, расставить инвентарь для перешагивания. А старшие дошкольники уже могут расставлять физкультурный инвентарь по более сложной инструкции взрослого.

Самостоятельно выполнять физические упражнения воспитанникам помогут выполнить карточки, на которых упражнения представлены в виде схемы.

Развитию инициативы детей дошкольного возраста в физическом развитии очень способствуют подвижные игры. Они будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок сам инициирует игру – с взрослым или другими детьми.

Подвижные игры – самый популярный у детей, самый востребованный вид физической нагрузки и необъятный простор для фантазий.

Во время общеразвивающих упражнений дети могут проявлять самостоятельность и инициативу в составлении комплекса и проведении утренней гимнастики. На занятии можно прибегнуть к таким приемам:

- только назвать знакомое упражнение, давая детям возможность вспомнить, выбор и показ по одному понравившемуся упражнению из ранее освоенных комплексов;

- придумывание названия комплексу;

- выбор музыки из предложенной;

- выбор предмета для выполнения комплекса утренней гимнастики.

Ребятам нравится, когда им предлагают самим придумывать упражнения.

Как правило, усвоенные двигательные умения и навыки дети могут воспроизвести по своей инициативе в свободной игровой деятельности, например, на прогулке.

И так, главные принципы работы по развитию самостоятельности и инициативности

1. Заботиться о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать

2. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствоваться принципом целесообразности.

3. Объем и содержание обязанностей формулировать максимально конкретно.

4. Объяснять ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий.

Публикации по теме:

Развитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной средыРазвитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной среды Большую роль в развитии детской инициативы и самостоятельности в настоящее время отводят среде, в которой находится ребенок. В этом году.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие детской инициативы и самостоятельности на занятиях физической культурой
Опубликовано: 17 декабря 2024 в 08:19
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие детской инициативы и самостоятельности на занятиях физической культурой» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Соколова (УИ 245876) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
18 декабря 2024 среда
19 декабря 2024 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД