Ольга Соколова
Развитие детской инициативы и самостоятельности на занятиях физической культурой
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие детской инициативы и самостоятельности на занятиях физической культурой
Подготовил:
Соколова О. Н.
инструктор по ФК МАДОУ № 13
Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
а) проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
е) самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;
ж) проявляют способность к принятию собственных решений.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
Дошкольный возраст – очень важное время для развития инициативности.
Если формирование у детей самостоятельности и инициативности в таких видах деятельности как познавательная, художественная нам понятна, то формирование у детей самостоятельности и инициативности в процессе образовательной деятельности по физическому развитию представляется для многих педагогов затруднительным.
Давайте определимся с понятиями.
• Инициатива – активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
• Инициативность – это внутреннее побуждение к чему-то новому, порыв к изменениям и движению.
• Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.
• Самостоятельность ребенка – это умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых.
Формирование самостоятельности и инициативы проводится в несколько этапов:
1 этап начальный
Взаимодействие с педагогом.
2 этап средний
Частичное взаимодействие с педагогом.
3 этап высший
Проявление инициативы двигательной деятельности. Передача инициативы от ребенка к группе детей.
Принципы организации работы в этом направлении:
• Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной двигательной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
• Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
• Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную двигательную деятельность.
Сначала в специально созданных условиях, а затем в игровой обстановке и жизненных ситуациях ребенок приобретает опыт действия известными способами в измененных обстоятельствах, включая и ситуации соревнования.
В ходе такого поэтапного обучения дети учатся: ставить задачу, передавать направления, движения, планировать, оценивать себя и других, называть упражнения в целом и его элементы, сравнивать.
В результате чего, появляется интерес к физическим упражнениям и проявляется самостоятельность дошкольника в их выполнении.
То есть проявить самостоятельность дети могут на закрепляющих или итоговых занятиях, так как для этого у них должны быть сформированы двигательные умения и навыки, которые они получат на обучающих занятиях.
Развивать самостоятельность можно и в подготовке спортивного инвентаря к занятиям. Так называемое дежурство. Уже с младшей группы можно привлекать малышей к подбору и размещению оборудования: отобрать в корзину мячики определенной величины для катания друг другу, расставить инвентарь для перешагивания. А старшие дошкольники уже могут расставлять физкультурный инвентарь по более сложной инструкции взрослого.
Самостоятельно выполнять физические упражнения воспитанникам помогут выполнить карточки, на которых упражнения представлены в виде схемы.
Развитию инициативы детей дошкольного возраста в физическом развитии очень способствуют подвижные игры. Они будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок сам инициирует игру – с взрослым или другими детьми.
Подвижные игры – самый популярный у детей, самый востребованный вид физической нагрузки и необъятный простор для фантазий.
Во время общеразвивающих упражнений дети могут проявлять самостоятельность и инициативу в составлении комплекса и проведении утренней гимнастики. На занятии можно прибегнуть к таким приемам:
- только назвать знакомое упражнение, давая детям возможность вспомнить, выбор и показ по одному понравившемуся упражнению из ранее освоенных комплексов;
- придумывание названия комплексу;
- выбор музыки из предложенной;
- выбор предмета для выполнения комплекса утренней гимнастики.
Ребятам нравится, когда им предлагают самим придумывать упражнения.
Как правило, усвоенные двигательные умения и навыки дети могут воспроизвести по своей инициативе в свободной игровой деятельности, например, на прогулке.
И так, главные принципы работы по развитию самостоятельности и инициативности
1. Заботиться о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать
2. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствоваться принципом целесообразности.
3. Объем и содержание обязанностей формулировать максимально конкретно.
4. Объяснять ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий.