МААМ-картинки

Развитие детской инициативы и самостоятельности на занятиях физической культурой

Ольга Соколова
Развитие детской инициативы и самостоятельности на занятиях физической культурой
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие детской инициативы и самостоятельности на занятиях физической культурой

Подготовил:

Соколова О. Н.

инструктор по ФК МАДОУ № 13

Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Темочки:

На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

а) проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

е) самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;

ж) проявляют способность к принятию собственных решений.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Дошкольный возраст – очень важное время для развития инициативности.

Если формирование у детей самостоятельности и инициативности в таких видах деятельности как познавательная, художественная нам понятна, то формирование у детей самостоятельности и инициативности в процессе образовательной деятельности по физическому развитию представляется для многих педагогов затруднительным.

Давайте определимся с понятиями.

Инициатива – активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Инициативность – это внутреннее побуждение к чему-то новому, порыв к изменениям и движению.

• Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.

Самостоятельность ребенка – это умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых.

Формирование самостоятельности и инициативы проводится в несколько этапов:

1 этап начальный

Взаимодействие с педагогом.

2 этап средний

Частичное взаимодействие с педагогом.

3 этап высший

Проявление инициативы двигательной деятельности. Передача инициативы от ребенка к группе детей.

Принципы организации работы в этом направлении:

• Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной двигательной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

• Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

• Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную двигательную деятельность.

Сначала в специально созданных условиях, а затем в игровой обстановке и жизненных ситуациях ребенок приобретает опыт действия известными способами в измененных обстоятельствах, включая и ситуации соревнования.

В ходе такого поэтапного обучения дети учатся: ставить задачу, передавать направления, движения, планировать, оценивать себя и других, называть упражнения в целом и его элементы, сравнивать.

В результате чего, появляется интерес к физическим упражнениям и проявляется самостоятельность дошкольника в их выполнении.

То есть проявить самостоятельность дети могут на закрепляющих или итоговых занятиях, так как для этого у них должны быть сформированы двигательные умения и навыки, которые они получат на обучающих занятиях.

Развивать самостоятельность можно и в подготовке спортивного инвентаря к занятиям. Так называемое дежурство. Уже с младшей группы можно привлекать малышей к подбору и размещению оборудования: отобрать в корзину мячики определенной величины для катания друг другу, расставить инвентарь для перешагивания. А старшие дошкольники уже могут расставлять физкультурный инвентарь по более сложной инструкции взрослого.

Самостоятельно выполнять физические упражнения воспитанникам помогут выполнить карточки, на которых упражнения представлены в виде схемы.

Развитию инициативы детей дошкольного возраста в физическом развитии очень способствуют подвижные игры. Они будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок сам инициирует игру – с взрослым или другими детьми.

Подвижные игры – самый популярный у детей, самый востребованный вид физической нагрузки и необъятный простор для фантазий.

Во время общеразвивающих упражнений дети могут проявлять самостоятельность и инициативу в составлении комплекса и проведении утренней гимнастики. На занятии можно прибегнуть к таким приемам:

- только назвать знакомое упражнение, давая детям возможность вспомнить, выбор и показ по одному понравившемуся упражнению из ранее освоенных комплексов;

- придумывание названия комплексу;

- выбор музыки из предложенной;

- выбор предмета для выполнения комплекса утренней гимнастики.

Ребятам нравится, когда им предлагают самим придумывать упражнения.

Как правило, усвоенные двигательные умения и навыки дети могут воспроизвести по своей инициативе в свободной игровой деятельности, например, на прогулке.

И так, главные принципы работы по развитию самостоятельности и инициативности

1. Заботиться о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать

2. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствоваться принципом целесообразности.

3. Объем и содержание обязанностей формулировать максимально конкретно.

4. Объяснять ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий.

Публикации по теме:

Развитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной средыРазвитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной среды Большую роль в развитии детской инициативы и самостоятельности в настоящее время отводят среде, в которой находится ребенок. В этом году.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Методическая мастерская «Организация интегрированной деятельности на занятиях физической культурой»Методическая мастерская «Организация интегрированной деятельности на занятиях физической культурой» По словам Ивана Бунина, человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать. А для инструкторов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие детской инициативы и самостоятельности на занятиях физической культурой
Опубликовано: 17 декабря 2024 в 08:19
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие детской инициативы и самостоятельности на занятиях физической культурой» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Соколова (УИ 245876) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД