Анна Жихарева
Разрешение проблемы лжи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Технология работы
педагога-психолога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад компенсирующего вида № 465
г. Нижнего Новгорода
Жихаревой Анны Эдуардовны
«Разрешение проблемы лжи у детей старшего дошкольного возраста
Публикация «Разрешение проблемы лжи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха» размещена в разделах
- Детская ложь. Если ребенок обманывает
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Дошкольное образование признано неотъемлемой частью российской образовательной системы и направлено на создание равных стартовых возможностей для начала обучения в школе, не зависимо от индивидуальных образовательных потребностей каждого ребёнка. Воспитание и обучение ребенка с нарушением слуха с самого начала строится по-особому. Такой ребенок раньше слышащих сверстников учится читать, писать, для овладения речью, счетом и знаниями об окружающем мире ему требуются специально организованные занятия. Работа строится в тесном взаимодействии со специалистами кабинета слуха и речи, занимающимися вопросом особенностей остаточного слуха, учителем-дефектологом, воспитателями, музыкальным руководителем, осуществляется тесный контакт с педагогом-психологом. В то же время, обращаясь к исследованиям Речицкой Е. Г и Пархалиной Е. В., можно сказать, что существенной особенностью детей с нарушением слуха в сравнении со слышащими сверстниками является более низкий уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления.
Психологическая служба детского сада реализует следующие цели и задачи, которые сформулированы в соответствии с программой развития общеобразовательного учреждения, целью которого является: осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (на разных этапах развития) и согласно запросам общества:
1. Обеспечение комфортных психологических условий, способствующих всестороннему развитию каждого ребенка в соответствии с его потенциальными возможностями;
2. Содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей и взрослых;
3. Формирование у детей и взрослых способностей к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию;
4. Развитие навыков конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, осуществление профилактики конфликтного поведения детей и взрослых;
5. Повышение психолого-педагогической компетентности и психологической культуры субъектов воспитательно-образовательного процесса;
6. Содействие сохранению психологического здоровья участников воспитательно-образовательного процесса.
Реализация поставленных целей и задач строится по следующим направлениям:
1. Психопрофилактическая работа, целью которой является создание условий для полноценного психического развития ребенка;
2. Психодиагностическая работа, целью которой является определение хода психического развития ребёнка, соответствия возрастным нормам, создание программ индивидуальной работы;
3. Психокоррекционная и развивающая работа, целью которой является преодоление трудностей в развитии ребенка;
4. Психолого-педагогическое сопровождение талантливых детей;
5. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов и родителей.
Действительность современного общества такова, что уровень социального и психологического здоровья детей неуклонно снижается и меня, и как человека, и как педагога-психолога не может не волновать данная проблема. Наряду со спектром задач, которые я решаю в своей профессиональной деятельности, особое место занимает оказание психологической помощи слабослышащим дошкольникам в преодолении трудностей в познавательном, коммуникативном и социальном развитии.
На определенном этапе развитие детей сопровождается ложью. Закрепится ли у ребенка это поведение или нет, зависит от реакции окружающих его взрослых. Обычно первой реакцией бывает пристыдить, на время лишить чего-то хорошего. Но наказание не всегда приносит желаемые результаты, поскольку ребенок может решить, что в следующий раз ему просто следует соврать получше. Если на ложь ребенка младше 6 лет можно не реагировать строго, и даже свести ситуацию к шутке, то на ложь ребенка старше 7 лет нужно реагировать немедленно, обсудить, что натолкнуло его на обман и какие возможные последствия это может иметь. Но как обсудить абстрактные нравственные понятия с глухим ребенком? Решая этот вопрос, я пришла к выводу, что наиболее доступная и понятная форма работы в данном случае – это проблемный рассказ по картинкам с подвижными частями.
Цель использования проблемных рассказов по картинкам с подвижными частями - развитие и актуализация нравственных чувств, развитие личности ребенка, активизация мыслительной деятельности.
Задачи, решаемые в ходе работы над проблемными рассказами :
1. Получение сведений о развитии и индивидуальных особенностях ребенка, его интересов, ценностей, внутреннего мира,
2. Выявление проблем, подлежащих психолого-педагогической коррекции,
3. Формирование нравственной личности, умеющей ориентироваться в системе моральных норм,
4. Развитие самосознания (Чего Я хочу, какой Я)
5. Стимулирование установления открытого, доверительного, доброжелательного отношения с социумом.
6. Преодоление трудностей, отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы.
Теоретическая база для разработки технологии.
Научно-методической основой для разработки технологии явились : работа Речицкой Е. Г. и Пархалиной Е. В. «Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе», где даются психолого-педагогические характеристики состояния личностного и интеллектуального развития детей с нарушением слуха, работа Мухиной В. С. «Возрастная психология», где раскрываются причины и пути профилактики и коррекции лжи дошкольника.
Причины детской лжи:
1. Страх наказания, страх разочаровать взрослых.
2. Желание самоутвердиться, добиться внимания и признания.
3. Фантазирование как следствие живого, любознательного ума.
4. Когда ребенок начинает лгать постоянно, это значит, что у него накопились проблемы.
5. Наличие у ребенка проблем, требующих решения;
6. Дурной пример окружающих - как детей, так и взрослых.
Нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность педагога-психолога в системе образования, определяющими приоритетные направления, явились:
1. Конвенция о правах ребенка
2. Закон Российской Федерации «Об образовании»
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
4. Этический кодекс практического психолога в системе образования
5. Положение «О службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»
6. Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999 №70/23-16 "О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования"
7. Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16 «О методических рекомендациях по психолого–педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»
8. Письмо об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения
9. Методические рекомендации к организации кабинета педагога-психолога дошкольного учреждения
10. Должностная инструкция педагога-психолога.
Критерии результативности технологии.
• эффективность взаимодействия родителей, детей и педагогов;
• повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов;
• повышение уровня развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы;
• развитие самосознания, нравственных качеств, личности ребенка;
• развитие познавательных процессов.
Описание технологии.
Применение этого метода считаю актуальным, начиная со старшей группы. К этому возрасту достаточно развитое наглядно-образное мышление и воображение, накопленный жизненный опыт детей и умение пользоваться остаточным слухом создают благоприятные условия для восприятия смысла рассказа по картинкам. Индивидуальные занятия проходят 1 раз в неделю. Эмоциональный отклик ребенка на проблемную ситуацию, отношение к героям рассказа, предлагаемые ребенком пути выхода из ситуации выступают одновременно диагностическими показателями и инструментами развития и по необходимости, коррекции развития личности ребенка в отношении лжи.
Для детей, имеющих склонности к «вредному» фантазированию и лжи разработан цикл коррекционно-развивающих занятий, который, кроме составления рассказов по картинкам, включают в себя коммуникативные игры и упражнения.
При проведении коррекционно-развивающих занятий придерживаюсь следующей структуры:
•Вводная часть. Ритуал приветствия.
• Цель: настроить ребенка на работу, установить эмоциональный контакт. Состоит из игр и упражнений, направленных на создание эмоционально-благополучной атмосферы.
•Основная часть.
• Цель: коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка. В нее входят составление рассказов по картинкам, а так же упражнения для развития познавательной сферы, игры на развитие навыков общения, подвижные игры, которые способствуют переключению внимания ребенка с одного вида деятельности на другую.
•Заключительная часть. Ритуал прощания
• Цель: закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Заканчиваем занятие либо символическими движениями, либо стихотворением.
Занятия проходят в сенсорной комнате, которая делится на две зоны: обучающую и игровую.
Для работы требуются цветные картинки с подвижными элементами: у персонажей – подвижные руки и ноги, съёмные нос, рот, глаза для возможности сменить выражение лица, подвижные предметы для передачи эффекта их перемещения.
В своей работе большое внимание уделяю наглядности, поскольку большую часть информации ребенок с нарушением слуха получает через зрение. Так же использую следующие методы: словесный, практический, самостоятельное творчество, аудиовизуальный, диалог, вопросы, художественное слово.
Составление рассказов по картинкам с подвижными элементами направлены на развитие логического мышления и воображения ребенка, развитие познавательного интереса, коммуникативных навыков и формирование «нравственного иммунитета». Эффективность занятий оценивается по качественным характеристикам ответов детей на вопросы по составленным рассказам, отзывам педагогов об изменении характера общения детей друг с другом. Дети становятся более чуткими и внимательными в отношениях со сверстниками, взрослыми, получают возможность актуализировать удовольствие от честных, правдивых поступков, получают пример поведения, способствующего удовлетворению потребности в признании в кругу своего общения.