Получи документы

Разработка программно-методического материала для обеспечения образовательного процесса с детьми 6–7 лет

Оленька
Разработка программно-методического материала для обеспечения образовательного процесса с детьми 6–7 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 15 г. Владивостока»

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом Протоколом № 1

от 31.09.2023 г. Заведующим МБДОУ «Детский сад № 15»

___Н. А. Шебуняевой

Разработка программно-методического материала

и документации для обеспечения образовательного процесса

с детьми 6-7 лет, подготовительная группа.

Авторы : Строева О. С.

г. Владивосток

2023

Содержание

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка….3

Публикация «Разработка программно-методического материала для обеспечения образовательного процесса с детьми 6–7 лет» размещена в разделах

1.2 Цель и задачи основной образовательной программы…. 4

1.3 Принципы и подходы в организации образовательного процесса…. 5

1.4 Содержание психолого-педагогической работы…5

1.5 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей….6

1.6 Планируемые результаты освоения Программы…6

2. Содержательный раздел … 8

2.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы в

подготовительной группе… 8

2.2 Сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах… 10

2.3 Календарно –тематическое планирование подготовительной группы

на 2023-2024 учебный год… 15

2.4 Учебный план реализации ООП ДО в подготовительной группе

на 2023-2024 учебный год…17

2.5 План работы с родителями на 2023-2024 учебный год….18

2.6 Особенности организации образовательного процесса в группе… 19

2.7 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в подготовительной группе… 19

3. Организационный раздел

3.1 Предметно- пространственная среда…20

3.2 Режим дня…24

3.3 Система физкультурной работы в группах… 26

3.4 Перечень методических пособий… 28

Часть 1

1 Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

«Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.» (ФГОС)

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы с детьми подготовительной к школе группы (далее – Рабочая программа) разработана в соответствии с Положением о рабочей программе педагога и на основе Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 15».

Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям ФГОС ДО - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Используются парциальные программы:

1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования» — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС»,2014

2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию», Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2015

3. Тимофеева Л. Л. «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет»», Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2015

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

1.2 Цели и задачи основной образовательной программы

Цель: рабочей программы определена в соответствии с ФГОС ДО: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Исходя из поставленных целей, формируются следующие задачи:

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

• обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

• обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

• формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

• обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

1.3 Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Основные принципы построения и реализации Программы: научной обоснованности и практической применимости;

построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (ФГОС);

содействия и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений (ФГОС);

единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

комплексно-тематического построения образовательного процесса: решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании.

1.4 Содержание психолого-педагогической работы

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Главным приоритетом рабочей программы является укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития всех детей, уважение прав ребенка на сохранение своей индивидуальности. Важными компонентами программы и педагогического процесса в соответствии в ней являются построение режима и место игры в детском саду, гигиенические условия организации жизни, профилактика заболеваний.

Содержание программы представлено в виде раскрытия целей и задач воспитания и обучения, направлений педагогической деятельности, перечня тем занятий: порядок ознакомления с конкретным содержанием на каждом этапе работы с детьми, с учетом режима пребывания в детском саду, времени года.

Большое внимание уделяется физическому воспитанию детей, что предусматривает охрану жизни и здоровья в процессе закаливающих процедур, пребывания на свежем воздухе, создании благоприятных санитарно-гигиенических условий, проведении утренней гимнастики и физкультурных занятий.

1.5 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Ребенок на пороге школы (6-7 лет) обладает устойчивыми социально-нравственными чувствами и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.

Подробнее возрастные особенности детей 6 - 7 лет приведены в Основной образовательной программе МБДОУ «Детский сад № 15».

Индивидуальные особенности детей 6 - 7 лет собираются и обрабатываются в течение первых двух недель сентября.

1.6 Планируемые результаты освоения Программы.

Дошкольный возраст в отечественной психологии характеризуется как период

«фактического складывания личности», поэтому становлению и развитию личностных качеств придается особое значение.

Сформированные интегративные качества ребенка – итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Но каждое качество, являя собой совокупность признаков, свойств, позволяет на протяжении всего периода освоения Программы (от 3 до 7 лет) формировать его отдельные составляющие - промежуточные результаты.

Для определения как промежуточных, так и итогового результатов освоения Программы большое значение имеет «социальный портрет» ребенка 7-и лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Являясь целевым ориентиром системы дошкольного образования, указанный «социальный портрет» отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста.

Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы Целевые ориентиры

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен,

вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-

следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ;

- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

2. Содержательный раздел:

2.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы в подготовительной группе.

Физическое развитие НОД по физическому развитию

Утренняя гимнастика

Игра

Беседа

Рассказ

Чтение

Рассматривание.

Интегративная деятельность

Контрольно-диагностическая деятельность

Спортивные и физкультурные досуги

Спортивные состязания

Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера

Проектная деятельность

Проблемная ситуация

Социально-

Коммуникативное развитие Индивидуальная игра.

Совместная с воспитателем игра.

Совместная со сверстниками игра

Игра

Чтение

Беседа

Наблюдение

Педагогическая ситуация.

Экскурсия

Ситуация морального выбора.

Проектная деятельность

Интегративная деятельность

Праздник

Совместные действия Рассматривание.

Проектная деятельность

Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач.

Экспериментирование Поручение и задание Дежурство.

Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера

Проектная деятельность

Речевое развитие Чтение.

Беседа

Рассматривание

Решение проблемных ситуаций.

Разговор с детьми

Игра

Проектная деятельность

Создание коллекций

Интегративная деятельность Обсуждение.

Рассказ.

Инсценирование

Ситуативный разговор с детьми

Сочинение загадок

Проблемная ситуация

Использование различных видов театра

Художественно-

Эстетическое развитие Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности.

Создание макетов, коллекций и их оформление

Рассматривание эстетически привлекательных предметов

Игра

Организация выставок

Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки

Музыкально- дидактическая игра

Беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания)

Интегративная деятельность

Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение Музыкальное упражнение.

Попевка. Распевка

Двигательный, пластический танцевальный этюд

Танец

Творческое задание

Концерт- импровизация

Музыкальная сюжетная игра

Познавательное развитие Создание коллекций

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность.

Конструирование

Экспериментирование

Развивающая игра

Наблюдение

Проблемная ситуация

Рассказ

Беседа

Интегративная деятельность

Экскурсии

Коллекционирование

Моделирование

Реализация проекта

Игры с правилами

2.2. Сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах

Формы образовательной деятельности в режимных моментах Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю

Общение

Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально-эмоционального опыта Ежедневно

Беседы и разговоры с детьми по их интересам Ежедневно

Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр

Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) Ежедневно

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) 2 раза в неделю

Театрализованные игры 1 раз в 2 недели

Подвижные игры Ежедневно

Познавательная и исследовательская деятельность

Развивающие игры, игры на сенсорное развитие 1 раз в 2 недели

Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе экологической направленности) 1 раз в 2 недели

Наблюдения за природой (на прогулке) Ежедневно

Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей

Музыкальный досуг 1 раз в неделю

Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам) 1 раз в неделю

Чтение литературных произведений Ежедневно

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Самообслуживание Ежедневно

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами) Ежедневно

Сетка самостоятельной деятельности детей в режимных моментах

Режимные моменты Распределение времени в течение дня

Игры, общение, деятельность по интересам во время утреннего приема От 10 до 50 минут

Самостоятельные игры в 1-й половине дня 20 минут

Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке От 60 минут до 1 часа 30 минут

Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по интересам во 2-й половине дня 40 минут

Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке От 40 минут

Игры перед уходом домой От 15 до 50 минут

Модель физического воспитания

п/п Направления Содержание Сроки и условия

1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ВАРИАТИВНЫХ РЕЖИМОВ ДНЯ Адаптированные режимы дня (на теплый и холодный период года)

Индивидуальный (щадящий) режим дня (щадящая прогулка, удлинение дневного сна и т. д. и т. п. в соответствии с назначениями)

Коррекция учебной нагрузки (по рекомендациям психолога и врача)

В течение года

2 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И КОРРЕКЦИОННОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Создание психологически комфортного микроклимата в ДОУ и каждой группе в отдельности Обеспечение педагогами положительной эмоциональной мотивации всех видов детской деятельности

Личностно- ориентированный стиль взаимодействия педагогов с детьми

Формирование основ коммуникативной деятельности и культуры общения у детей

Медико-психолого-педагогическая поддержка каждого ребёнка в период адаптации.

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В течение года

3 ОРГАНИЗАЦИЯ

РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Регламентированная деятельность

Частично регламентированная, и

нерегламентированная

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Физкультурные занятия

Ритмическая гимнастика Массаж

Утренняя гимнастика

Воздушные ванны и гимнастика после дневного сна

Подвижные игры на улице и в помещении

Индивидуальные и подгрупповые занятия с учётом группы здоровья

Каникулы (с 1 по 8 января)

Физкультурные досуги

Физкультурно-спортивные праздники

Спортивные игры

Игры-соревнования между возраст. группами А). Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в:

Групповом помещении

Спортивном зале/он же музыкальный/

На улице

Б). Составить и выверить режимы двигательной активности детей в течение дня на протяжении недели.

В течение года

В течение года

4 ФОРМИРОВАНИЕ

ОСНОВ

ГИГИЕНИЧЕСКИХ

ЗНАНИЙ И

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Реализация программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Формирование представлений и навыков здорового образа жизни, поддержания здоровья и основ безопасности жизнедеятельности.

Воспитание общих и индивидуальных гигиенических навыков, интереса и любви к физической активности. В течение года

5 ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ

РАБОТА Закаливание: Воздухом:

Утренняя гимнастика

Воздушные ванны с упражнениями после дневного сна

Прогулки ежедневно В течение года

Водой:

Умывание в течение дня прохладной водой

«Широкое» умывание

Полоскание рта прохладной водой Другие виды закаливания:

Ходьба по ребристым дорожкам

Витаминизация (Витамином С (компот)

Включение в рацион питания: чеснока, лимонов, св.

фруктов и овощей, сока, молочных продуктов

(йогурты, кефиры, второго завтрака

Соблюдение режима теплового комфорта в выборе одежды для ребёнка

Логоритмические упражнения

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия

Зима-весна

В пер.

эпид. обст.

В течение года

6 СОВМЕСТНАЯ

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ И

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ

РАБОТА ДОУ И СЕМЬИ

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада и каждой группы в отдельности

(праздники, досуги, экскурсии, прогулки)

Просвещение родителей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы с детьми дома.

Пропаганда здорового образа жизни, интереса и любви к активной деятельности. В течение года

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Идеи методического обеспечения прогулочного участка детей старшего дошкольного возрастаИдеи методического обеспечения прогулочного участка детей старшего дошкольного возраста Детский сад начинается с участков, где воспитанники детского сада проводят большую часть своего времени. Решая здоровьесберегающие, познавательные,.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми средней группы на прогулке осенью 1. Месяц/неделя 2. Наблюдения 3. Беседа 4. Трудовая деятельность 5. Подвижные игры 6. Дополнительно Сентябрь 1 неделя Наблюдение за сезонными.

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми средней группы на прогулке в зимнее время Декабрь 1 неделя Наблюдение за снегом. Цели: - помочь выявить его свойства (белый, холодный, колючий, мокрый, рыхлый, липкий, рассыпчатый).

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми средней группы на прогулке весной Март 1 неделя Наблюдение за погодой Цель: - закреплять знания о сезонных изменениях в природе. - воспитывать наблюдательность. Наблюдение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Разработка программно-методического материала для обеспечения образовательного процесса с детьми 6–7 лет
Опубликовано: 10 октября 2023 в 13:18
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД