Лучший педагог года

Разработка программно-методического материала для обеспечения образовательного процесса с детьми 6–7 лет

Оленька
Разработка программно-методического материала для обеспечения образовательного процесса с детьми 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 15 г. Владивостока»

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом Протоколом № 1

от 31.09.2023 г. Заведующим МБДОУ «Детский сад № 15»

___Н. А. Шебуняевой

Разработка программно-методического материала

и документации для обеспечения образовательного процесса

с детьми 6-7 лет, подготовительная группа.

Авторы : Строева О. С.

г. Владивосток

2023

Содержание

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка….3

Публикация «Разработка программно-методического материала для обеспечения образовательного процесса с детьми 6–7 лет» размещена в разделах

1.2 Цель и задачи основной образовательной программы…. 4

1.3 Принципы и подходы в организации образовательного процесса…. 5

1.4 Содержание психолого-педагогической работы…5

1.5 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей….6

1.6 Планируемые результаты освоения Программы…6

2. Содержательный раздел … 8

2.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы в

подготовительной группе… 8

2.2 Сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах… 10

2.3 Календарно –тематическое планирование подготовительной группы

на 2023-2024 учебный год… 15

2.4 Учебный план реализации ООП ДО в подготовительной группе

на 2023-2024 учебный год…17

2.5 План работы с родителями на 2023-2024 учебный год….18

2.6 Особенности организации образовательного процесса в группе… 19

2.7 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в подготовительной группе… 19

3. Организационный раздел

3.1 Предметно- пространственная среда…20

3.2 Режим дня…24

3.3 Система физкультурной работы в группах… 26

3.4 Перечень методических пособий… 28

Часть 1

1 Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

«Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.» (ФГОС)

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы с детьми подготовительной к школе группы (далее – Рабочая программа) разработана в соответствии с Положением о рабочей программе педагога и на основе Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 15».

Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям ФГОС ДО - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Используются парциальные программы:

1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования» — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС»,2014

2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию», Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2015

3. Тимофеева Л. Л. «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет»», Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2015

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

1.2 Цели и задачи основной образовательной программы

Цель: рабочей программы определена в соответствии с ФГОС ДО: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Исходя из поставленных целей, формируются следующие задачи:

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

• обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

• обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

• формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

• обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

1.3 Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Основные принципы построения и реализации Программы: научной обоснованности и практической применимости;

построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (ФГОС);

содействия и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений (ФГОС);

единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

комплексно-тематического построения образовательного процесса: решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании.

1.4 Содержание психолого-педагогической работы

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Главным приоритетом рабочей программы является укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития всех детей, уважение прав ребенка на сохранение своей индивидуальности. Важными компонентами программы и педагогического процесса в соответствии в ней являются построение режима и место игры в детском саду, гигиенические условия организации жизни, профилактика заболеваний.

Содержание программы представлено в виде раскрытия целей и задач воспитания и обучения, направлений педагогической деятельности, перечня тем занятий: порядок ознакомления с конкретным содержанием на каждом этапе работы с детьми, с учетом режима пребывания в детском саду, времени года.

Большое внимание уделяется физическому воспитанию детей, что предусматривает охрану жизни и здоровья в процессе закаливающих процедур, пребывания на свежем воздухе, создании благоприятных санитарно-гигиенических условий, проведении утренней гимнастики и физкультурных занятий.

1.5 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Ребенок на пороге школы (6-7 лет) обладает устойчивыми социально-нравственными чувствами и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.

Подробнее возрастные особенности детей 6 - 7 лет приведены в Основной образовательной программе МБДОУ «Детский сад № 15».

Индивидуальные особенности детей 6 - 7 лет собираются и обрабатываются в течение первых двух недель сентября.

1.6 Планируемые результаты освоения Программы.

Дошкольный возраст в отечественной психологии характеризуется как период

«фактического складывания личности», поэтому становлению и развитию личностных качеств придается особое значение.

Сформированные интегративные качества ребенка – итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Но каждое качество, являя собой совокупность признаков, свойств, позволяет на протяжении всего периода освоения Программы (от 3 до 7 лет) формировать его отдельные составляющие - промежуточные результаты.

Для определения как промежуточных, так и итогового результатов освоения Программы большое значение имеет «социальный портрет» ребенка 7-и лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Являясь целевым ориентиром системы дошкольного образования, указанный «социальный портрет» отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста.

Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы Целевые ориентиры

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен,

вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-

следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ;

- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

2. Содержательный раздел:

2.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы в подготовительной группе.

Физическое развитие НОД по физическому развитию

Утренняя гимнастика

Игра

Беседа

Рассказ

Чтение

Рассматривание.

Интегративная деятельность

Контрольно-диагностическая деятельность

Спортивные и физкультурные досуги

Спортивные состязания

Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера

Проектная деятельность

Проблемная ситуация

Социально-

Коммуникативное развитие Индивидуальная игра.

Совместная с воспитателем игра.

Совместная со сверстниками игра

Игра

Чтение

Беседа

Наблюдение

Педагогическая ситуация.

Экскурсия

Ситуация морального выбора.

Проектная деятельность

Интегративная деятельность

Праздник

Совместные действия Рассматривание.

Проектная деятельность

Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач.

Экспериментирование Поручение и задание Дежурство.

Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера

Проектная деятельность

Речевое развитие Чтение.

Беседа

Рассматривание

Решение проблемных ситуаций.

Разговор с детьми

Игра

Проектная деятельность

Создание коллекций

Интегративная деятельность Обсуждение.

Рассказ.

Инсценирование

Ситуативный разговор с детьми

Сочинение загадок

Проблемная ситуация

Использование различных видов театра

Художественно-

Эстетическое развитие Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности.

Создание макетов, коллекций и их оформление

Рассматривание эстетически привлекательных предметов

Игра

Организация выставок

Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки

Музыкально- дидактическая игра

Беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания)

Интегративная деятельность

Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение Музыкальное упражнение.

Попевка. Распевка

Двигательный, пластический танцевальный этюд

Танец

Творческое задание

Концерт- импровизация

Музыкальная сюжетная игра

Познавательное развитие Создание коллекций

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность.

Конструирование

Экспериментирование

Развивающая игра

Наблюдение

Проблемная ситуация

Рассказ

Беседа

Интегративная деятельность

Экскурсии

Коллекционирование

Моделирование

Реализация проекта

Игры с правилами

2.2. Сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах

Формы образовательной деятельности в режимных моментах Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю

Общение

Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально-эмоционального опыта Ежедневно

Беседы и разговоры с детьми по их интересам Ежедневно

Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр

Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) Ежедневно

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) 2 раза в неделю

Театрализованные игры 1 раз в 2 недели

Подвижные игры Ежедневно

Познавательная и исследовательская деятельность

Развивающие игры, игры на сенсорное развитие 1 раз в 2 недели

Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе экологической направленности) 1 раз в 2 недели

Наблюдения за природой (на прогулке) Ежедневно

Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей

Музыкальный досуг 1 раз в неделю

Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам) 1 раз в неделю

Чтение литературных произведений Ежедневно

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Самообслуживание Ежедневно

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами) Ежедневно

Сетка самостоятельной деятельности детей в режимных моментах

Режимные моменты Распределение времени в течение дня

Игры, общение, деятельность по интересам во время утреннего приема От 10 до 50 минут

Самостоятельные игры в 1-й половине дня 20 минут

Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке От 60 минут до 1 часа 30 минут

Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по интересам во 2-й половине дня 40 минут

Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке От 40 минут

Игры перед уходом домой От 15 до 50 минут

Модель физического воспитания

п/п Направления Содержание Сроки и условия

1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ВАРИАТИВНЫХ РЕЖИМОВ ДНЯ Адаптированные режимы дня (на теплый и холодный период года)

Индивидуальный (щадящий) режим дня (щадящая прогулка, удлинение дневного сна и т. д. и т. п. в соответствии с назначениями)

Коррекция учебной нагрузки (по рекомендациям психолога и врача)

В течение года

2 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И КОРРЕКЦИОННОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Создание психологически комфортного микроклимата в ДОУ и каждой группе в отдельности Обеспечение педагогами положительной эмоциональной мотивации всех видов детской деятельности

Личностно- ориентированный стиль взаимодействия педагогов с детьми

Формирование основ коммуникативной деятельности и культуры общения у детей

Медико-психолого-педагогическая поддержка каждого ребёнка в период адаптации.

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В течение года

3 ОРГАНИЗАЦИЯ

РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Регламентированная деятельность

Частично регламентированная, и

нерегламентированная

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Физкультурные занятия

Ритмическая гимнастика Массаж

Утренняя гимнастика

Воздушные ванны и гимнастика после дневного сна

Подвижные игры на улице и в помещении

Индивидуальные и подгрупповые занятия с учётом группы здоровья

Каникулы (с 1 по 8 января)

Физкультурные досуги

Физкультурно-спортивные праздники

Спортивные игры

Игры-соревнования между возраст. группами А). Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в:

Групповом помещении

Спортивном зале/он же музыкальный/

На улице

Б). Составить и выверить режимы двигательной активности детей в течение дня на протяжении недели.

В течение года

В течение года

4 ФОРМИРОВАНИЕ

ОСНОВ

ГИГИЕНИЧЕСКИХ

ЗНАНИЙ И

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Реализация программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Формирование представлений и навыков здорового образа жизни, поддержания здоровья и основ безопасности жизнедеятельности.

Воспитание общих и индивидуальных гигиенических навыков, интереса и любви к физической активности. В течение года

5 ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ

РАБОТА Закаливание: Воздухом:

Утренняя гимнастика

Воздушные ванны с упражнениями после дневного сна

Прогулки ежедневно В течение года

Водой:

Умывание в течение дня прохладной водой

«Широкое» умывание

Полоскание рта прохладной водой Другие виды закаливания:

Ходьба по ребристым дорожкам

Витаминизация (Витамином С (компот)

Включение в рацион питания: чеснока, лимонов, св.

фруктов и овощей, сока, молочных продуктов

(йогурты, кефиры, второго завтрака

Соблюдение режима теплового комфорта в выборе одежды для ребёнка

Логоритмические упражнения

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия

Зима-весна

В пер.

эпид. обст.

В течение года

6 СОВМЕСТНАЯ

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ И

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ

РАБОТА ДОУ И СЕМЬИ

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада и каждой группы в отдельности

(праздники, досуги, экскурсии, прогулки)

Просвещение родителей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы с детьми дома.

Пропаганда здорового образа жизни, интереса и любви к активной деятельности. В течение года

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Идеи методического обеспечения прогулочного участка детей старшего дошкольного возрастаИдеи методического обеспечения прогулочного участка детей старшего дошкольного возраста Детский сад начинается с участков, где воспитанники детского сада проводят большую часть своего времени. Решая здоровьесберегающие, познавательные,.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми средней группы на прогулке осенью 1. Месяц/неделя 2. Наблюдения 3. Беседа 4. Трудовая деятельность 5. Подвижные игры 6. Дополнительно Сентябрь 1 неделя Наблюдение за сезонными.

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми средней группы на прогулке в зимнее время Декабрь 1 неделя Наблюдение за снегом. Цели: - помочь выявить его свойства (белый, холодный, колючий, мокрый, рыхлый, липкий, рассыпчатый).

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми средней группы на прогулке весной Март 1 неделя Наблюдение за погодой Цель: - закреплять знания о сезонных изменениях в природе. - воспитывать наблюдательность. Наблюдение.

Развитие неречевого обеспечения процесса письма у детей 6–8 лет Письмо – сложная осознанная форма психической деятельности, которая протекает на основе взаимодействия различных высших психических функций:.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Разработка программно-методического материала для обеспечения образовательного процесса с детьми 6–7 лет
Опубликовано: 10 октября 2023 в 13:18
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка программно-методического материала для обеспечения образовательного процесса с детьми 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Оленька в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД