Оленька
Разработка программно-методического материала для обеспечения образовательного процесса с детьми 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 15 г. Владивостока»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом Протоколом № 1
от 31.09.2023 г. Заведующим МБДОУ «Детский сад № 15»
___Н. А. Шебуняевой
Разработка программно-методического материала
и документации для обеспечения образовательного процесса
с детьми 6-7 лет, подготовительная группа.
Авторы : Строева О. С.
г. Владивосток
2023
Содержание
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка….3
Публикация «Разработка программно-методического материала для обеспечения образовательного процесса с детьми 6–7 лет» размещена в разделах
1.2 Цель и задачи основной образовательной программы…. 4
1.3 Принципы и подходы в организации образовательного процесса…. 5
1.4 Содержание психолого-педагогической работы…5
1.5 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей….6
1.6 Планируемые результаты освоения Программы…6
2. Содержательный раздел … 8
2.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы в
подготовительной группе… 8
2.2 Сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах… 10
2.3 Календарно –тематическое планирование подготовительной группы
на 2023-2024 учебный год… 15
2.4 Учебный план реализации ООП ДО в подготовительной группе
на 2023-2024 учебный год…17
2.5 План работы с родителями на 2023-2024 учебный год….18
2.6 Особенности организации образовательного процесса в группе… 19
2.7 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в подготовительной группе… 19
3. Организационный раздел
3.1 Предметно- пространственная среда…20
3.2 Режим дня…24
3.3 Система физкультурной работы в группах… 26
3.4 Перечень методических пособий… 28
Часть 1
1 Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
«Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.» (ФГОС)
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы с детьми подготовительной к школе группы (далее – Рабочая программа) разработана в соответствии с Положением о рабочей программе педагога и на основе Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 15».
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям ФГОС ДО - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Используются парциальные программы:
1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования» — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС»,2014
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию», Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2015
3. Тимофеева Л. Л. «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет»», Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2015
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
1.2 Цели и задачи основной образовательной программы
Цель: рабочей программы определена в соответствии с ФГОС ДО: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Исходя из поставленных целей, формируются следующие задачи:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
• обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
• обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
• обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
1.3 Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Основные принципы построения и реализации Программы: научной обоснованности и практической применимости;
построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (ФГОС);
содействия и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений (ФГОС);
единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
комплексно-тематического построения образовательного процесса: решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании.
1.4 Содержание психолого-педагогической работы
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Главным приоритетом рабочей программы является укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития всех детей, уважение прав ребенка на сохранение своей индивидуальности. Важными компонентами программы и педагогического процесса в соответствии в ней являются построение режима и место игры в детском саду, гигиенические условия организации жизни, профилактика заболеваний.
Содержание программы представлено в виде раскрытия целей и задач воспитания и обучения, направлений педагогической деятельности, перечня тем занятий: порядок ознакомления с конкретным содержанием на каждом этапе работы с детьми, с учетом режима пребывания в детском саду, времени года.
Большое внимание уделяется физическому воспитанию детей, что предусматривает охрану жизни и здоровья в процессе закаливающих процедур, пребывания на свежем воздухе, создании благоприятных санитарно-гигиенических условий, проведении утренней гимнастики и физкультурных занятий.
1.5 Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Ребенок на пороге школы (6-7 лет) обладает устойчивыми социально-нравственными чувствами и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.
Подробнее возрастные особенности детей 6 - 7 лет приведены в Основной образовательной программе МБДОУ «Детский сад № 15».
Индивидуальные особенности детей 6 - 7 лет собираются и обрабатываются в течение первых двух недель сентября.
1.6 Планируемые результаты освоения Программы.
Дошкольный возраст в отечественной психологии характеризуется как период
«фактического складывания личности», поэтому становлению и развитию личностных качеств придается особое значение.
Сформированные интегративные качества ребенка – итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Но каждое качество, являя собой совокупность признаков, свойств, позволяет на протяжении всего периода освоения Программы (от 3 до 7 лет) формировать его отдельные составляющие - промежуточные результаты.
Для определения как промежуточных, так и итогового результатов освоения Программы большое значение имеет «социальный портрет» ребенка 7-и лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Являясь целевым ориентиром системы дошкольного образования, указанный «социальный портрет» отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста.
Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы Целевые ориентиры
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен,
вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-
следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ;
- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
2. Содержательный раздел:
2.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы в подготовительной группе.
Физическое развитие НОД по физическому развитию
Утренняя гимнастика
Игра
Беседа
Рассказ
Чтение
Рассматривание.
Интегративная деятельность
Контрольно-диагностическая деятельность
Спортивные и физкультурные досуги
Спортивные состязания
Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера
Проектная деятельность
Проблемная ситуация
Социально-
Коммуникативное развитие Индивидуальная игра.
Совместная с воспитателем игра.
Совместная со сверстниками игра
Игра
Чтение
Беседа
Наблюдение
Педагогическая ситуация.
Экскурсия
Ситуация морального выбора.
Проектная деятельность
Интегративная деятельность
Праздник
Совместные действия Рассматривание.
Проектная деятельность
Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач.
Экспериментирование Поручение и задание Дежурство.
Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера
Проектная деятельность
Речевое развитие Чтение.
Беседа
Рассматривание
Решение проблемных ситуаций.
Разговор с детьми
Игра
Проектная деятельность
Создание коллекций
Интегративная деятельность Обсуждение.
Рассказ.
Инсценирование
Ситуативный разговор с детьми
Сочинение загадок
Проблемная ситуация
Использование различных видов театра
Художественно-
Эстетическое развитие Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности.
Создание макетов, коллекций и их оформление
Рассматривание эстетически привлекательных предметов
Игра
Организация выставок
Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки
Музыкально- дидактическая игра
Беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания)
Интегративная деятельность
Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение Музыкальное упражнение.
Попевка. Распевка
Двигательный, пластический танцевальный этюд
Танец
Творческое задание
Концерт- импровизация
Музыкальная сюжетная игра
Познавательное развитие Создание коллекций
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность.
Конструирование
Экспериментирование
Развивающая игра
Наблюдение
Проблемная ситуация
Рассказ
Беседа
Интегративная деятельность
Экскурсии
Коллекционирование
Моделирование
Реализация проекта
Игры с правилами
2.2. Сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах
Формы образовательной деятельности в режимных моментах Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю
Общение
Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально-эмоционального опыта Ежедневно
Беседы и разговоры с детьми по их интересам Ежедневно
Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр
Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) Ежедневно
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) 2 раза в неделю
Театрализованные игры 1 раз в 2 недели
Подвижные игры Ежедневно
Познавательная и исследовательская деятельность
Развивающие игры, игры на сенсорное развитие 1 раз в 2 недели
Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе экологической направленности) 1 раз в 2 недели
Наблюдения за природой (на прогулке) Ежедневно
Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей
Музыкальный досуг 1 раз в неделю
Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам) 1 раз в неделю
Чтение литературных произведений Ежедневно
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Самообслуживание Ежедневно
Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами) Ежедневно
Сетка самостоятельной деятельности детей в режимных моментах
Режимные моменты Распределение времени в течение дня
Игры, общение, деятельность по интересам во время утреннего приема От 10 до 50 минут
Самостоятельные игры в 1-й половине дня 20 минут
Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке От 60 минут до 1 часа 30 минут
Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по интересам во 2-й половине дня 40 минут
Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке От 40 минут
Игры перед уходом домой От 15 до 50 минут
Модель физического воспитания
№
п/п Направления Содержание Сроки и условия
1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ВАРИАТИВНЫХ РЕЖИМОВ ДНЯ Адаптированные режимы дня (на теплый и холодный период года)
Индивидуальный (щадящий) режим дня (щадящая прогулка, удлинение дневного сна и т. д. и т. п. в соответствии с назначениями)
Коррекция учебной нагрузки (по рекомендациям психолога и врача)
В течение года
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И КОРРЕКЦИОННОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
Создание психологически комфортного микроклимата в ДОУ и каждой группе в отдельности Обеспечение педагогами положительной эмоциональной мотивации всех видов детской деятельности
Личностно- ориентированный стиль взаимодействия педагогов с детьми
Формирование основ коммуникативной деятельности и культуры общения у детей
Медико-психолого-педагогическая поддержка каждого ребёнка в период адаптации.
Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В течение года
3 ОРГАНИЗАЦИЯ
РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Регламентированная деятельность
Частично регламентированная, и
нерегламентированная
Самостоятельная двигательная деятельность детей
Физкультурные занятия
Ритмическая гимнастика Массаж
Утренняя гимнастика
Воздушные ванны и гимнастика после дневного сна
Подвижные игры на улице и в помещении
Индивидуальные и подгрупповые занятия с учётом группы здоровья
Каникулы (с 1 по 8 января)
Физкультурные досуги
Физкультурно-спортивные праздники
Спортивные игры
Игры-соревнования между возраст. группами А). Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в:
Групповом помещении
Спортивном зале/он же музыкальный/
На улице
Б). Составить и выверить режимы двигательной активности детей в течение дня на протяжении недели.
В течение года
В течение года
4 ФОРМИРОВАНИЕ
ОСНОВ
ГИГИЕНИЧЕСКИХ
ЗНАНИЙ И
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Реализация программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Формирование представлений и навыков здорового образа жизни, поддержания здоровья и основ безопасности жизнедеятельности.
Воспитание общих и индивидуальных гигиенических навыков, интереса и любви к физической активности. В течение года
5 ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА Закаливание: Воздухом:
Утренняя гимнастика
Воздушные ванны с упражнениями после дневного сна
Прогулки ежедневно В течение года
Водой:
Умывание в течение дня прохладной водой
«Широкое» умывание
Полоскание рта прохладной водой Другие виды закаливания:
Ходьба по ребристым дорожкам
Витаминизация (Витамином С (компот)
Включение в рацион питания: чеснока, лимонов, св.
фруктов и овощей, сока, молочных продуктов
(йогурты, кефиры, второго завтрака
Соблюдение режима теплового комфорта в выборе одежды для ребёнка
Логоритмические упражнения
Профилактика нарушений осанки и плоскостопия
Зима-весна
В пер.
эпид. обст.
В течение года
6 СОВМЕСТНАЯ
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ И
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ
РАБОТА ДОУ И СЕМЬИ
Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада и каждой группы в отдельности
(праздники, досуги, экскурсии, прогулки)
Просвещение родителей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы с детьми дома.
Пропаганда здорового образа жизни, интереса и любви к активной деятельности. В течение года