Борисова Татьяна
Разработка модели работы с родителями для повышения их компетенции в области дорожной безопасности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДОУ «БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГЕ»
Выполнила:
Борисова Татьяна Николаевна воспитатель МКДОУ д/с №8 «Березка» г. Чкаловска
Чкаловск, 2018
Публикация «Разработка модели работы с родителями для повышения их компетенции в области дорожной безопасности в ДОУ» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
ОПЫТ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДОУ «БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …. 5
ГЛАВА 1. Актуальность использования опыта работы с родителями для повышения их компетенции в области дорожной безопасности в ДОУ …. 6
ГЛАВА 2. Система работы с родителями для повышения их компетенции в области дорожной безопасности в ДОУ …7
2.1. Цели и задачи работы с родителями для повышения их компетенции в области дорожной безопасности…. 7
2.2. Этапы работы с родителями для повышения их компетенции в области дорожной компетенции…. 7
3.2. Ожидаемые результаты…. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 11
ПРИЛОЖЕНИЯ…. 12
Пояснительная записка
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации породило множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Особую категорию пострадавших в ДТП составляют дети. По средним данным на улицах и дорогах страны гибнут и получают ранения тысячи несовершеннолетних участников дорожного движения.
Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании детьми правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель детского сада и родители. Но, как правило, родители не всегда знают правила дорожного движения или не всегда их выполняют, имеют смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых.
К сожалению, они написаны «взрослым языком» без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Педагоги и родители должны тесно сотрудничать друг с другом в области безопасности жизни ребенка.
С самого раннего детства мы закрепляем у детей привычки, которые остаются на всю жизнь, а чтобы обеспечить безопасность движения на дороге, необходимо проводить профилактику детского травматизма в детском саду. В этом возрасте закладываются жизненные ориентировки в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. В этом должны принимать участие все образовательные учреждения, такие как детские сады, школа, и, конечно же, родители. Работа в данном направлении очень значима, поэтому детский сад является фундаментом системы образования.
Глава 1. Актуальность использования опыта работы с
родителями для повышения их компетенции в области дорожной безопасности в ДОУ.
Именно поэтому мы находимся в тесном сотрудничестве с родителями наших воспитанников. Современный детский сад – это открытая образовательная система. И наш коллектив МКДОУ д/с №8 «Березка» открыт для новых идей, программ, технологий, готов к разностороннему сотрудничеству с социумом, модернизации. Он превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой – педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.
Поэтому важным условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями по разным областям, особенно в области безопасности жизнедеятельности ребенка.
С самого раннего детства необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные заведения.
Глава 2. Система работы с родителями для повышения их
компетенции в области дорожной безопасности в ДОУ.
2.1. Цели и задачи работы с родителями для повышения их компетенции в области дорожной безопасности
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, мы поставили перед собой цель – повысить родительские компетенции в области дорожной безопасности. Исходя из нее, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. С помощью разнообразных традиционных и нетрадиционных методов и приемов оптимизировать работу с родителями для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
2. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями.
3. Активизировать деятельность родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
2.2. Этапы работы с родителями для повышения их компетенции в области дорожной безопасности
Исходя из задач мы определили основные этапы работы :
1. Этап – подготовительный:
- разработка программы саморазвития «Нетрадиционные и инновационные формы работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» на 2016-2017 г. ;
- ознакомление с основными идеями педагогов, воспитателей, дошкольников, их родителей и предполагаемых социальных партнеров; - разработка перспективного плана мероприятий работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2016-2017 г. (см. Приложение 1);
- определение критериев, показателей, методов и приемов изучения эффективного функционирования программы.
2. Этап – основной:
- реализация программы саморазвития «Нетрадиционные и инновационные формы работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»;
- разработка конспектов мероприятий работы с родителями по профилактике ДДТТ (см. Приложение 2);
- апробация мероприятий работы с родителями, направленных на профилактику ДДТТ;
3. Этап – заключительный:
- осуществление коллективного самоанализа в сообществе педагогов, дошкольников, их родителей и социальных партнеров процесса и результатов деятельности по профилактике ДДТТ;
- обобщение и презентация опыта работы с родителями для повышения их компетенции в области дорожной безопасности;
- определение перспектив дальнейшей деятельности по предупреждению ДДТТ.
2.3. Ожидаемые результаты
• Снижение уровня детских ДТП и повышение у детей навыков и умений по безопасному поведению на дорогах;
• Наличие знаний и развитие навыков поведения детей в непредвиденных опасных ситуациях, умение обходить их;
• Повышение научно-методического обеспечения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях образовательного учреждения;
• Усовершенствование предметно-развивающей среды в обучении детей правилам дорожного движения;
• Повышение квалификации педагогов и родителей по ознакомлению детей с основами дорожной грамоты.
Заключение
Итак, из проведенной нами работы можно сделать вывод. Считаем, что тема актуальна на данном этапе развития общества, и заслуживает продолжения в работе. Безопасность жизни наших детей – главная и первостепенная задача окружающих взрослых. В современной ситуации становится особо опасно маленькому пешеходу находиться на дороге. Количество транспортных средств увеличивается изо дня в день, и их владельцы не осознают всей ответственности за то, что происходит на дороге.
Пешеходу в этом случае остается рассчитывать только на свои силы и быть особо внимательным, выходя на дорогу. Мы – пешеходы должны быть подготовлены к ситуациям различного рода. Поэтому вырабатывать навыки безопасного поведения на дороге необходимо с детства!
Обучая ребенка правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения».
Как хорошо мы научим ребенка, и какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, это и будет оберегать его всю жизнь.
Список использованных источников и литературы
1. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. Учебное пособие. Авт. - сос. Р. Ш. Ахмадиев, Е. Е. Воронина, Р. Н. Минниханов. – Казань, 2008.
2. М. С. Коган. Правила дорожные знать каждому положено. Сценарии игр и праздников. – Сибирское университетское издательство, 2008.
3. Правила дорожного движения. Старшая группа. Занимательные материалы – Волгоград, 2007.
4. А. Усачев. Правила дорожного движения. – М. : «Издательство Самовар», 2009.
5. В. Н. Осипов. Как избежать опасности на улице. – М. : Издательский дом «Аркаим», 2008.
6. М. Корнилова. СМЕШуроки на дороге. Книга для чтения. М. : - Издательство «Эксмо», 2010.
7. К. Ю. Белая. Формирование основ безопасности у дошкольников. – М. : Мозаика – Синтез, 2013.
8. Н. И. Клочанов. Дорога, ребенок, безопасность : методическое пособие по ПДД. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
9. П. Астахов. Я и дорога. – М. : Издательство «Эксмо», 2009.
10. Г. Н. Элькин. Правила безопасного поведения на дороге. – Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2009
Приложение 1
Таблица 1
Перспективный план работы с родителями для повышения их компетенции в области дорожной безопасности на 2016-2017 г.
Время проведения Старшая группа Мероприятия
Сентябрь Анкетирование «Я и мой ребенок на улицах города»
Октябрь Родительское собрание «Правила дорожного движения – глазами детей»
Ноябрь Выставка совместных рисунков детей и родителей на тему «Наш друг светофор»
Декабрь Трениг-игра «Как знакомить детей с правилами поведения на дороге»
Январь Спортивный досуг «Чтобы нам без бед прожить, надо с ПДД дружить!»
Февраль Фотовыставка «По дороге в детский сад»
Март Игра-КВН «Лучший пешеход»
Апрель Встреча родителей с инспектором ГИБДД
Май Семейная акция «Сохрани жизнь! Сбавь скорость!»
Июнь Конкурс плакатов «Пусть дорога будет безопасной!»
Июль Круглый стол «Мы за безопасное движение»
Август Выставка детской литературы для чтения по ПДД