Елена Романович
Сценарий игрового семейного праздника «Пасхальный перезвон»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи :
развивать творческие способности детей и родителей в совместной исполнительской (игра на музыкальных инструментах, народные игры, театральной деятельности)
обогащать опыт творческого семейного воспитания родителей,приобщая их с детьми к народным традициям празднования Пасхи, знакомя с обычаями, играми, песнями, сказками, малыми жанрами фольклора.
приобщать детей к культуре русского народа, его духовным и материальным ценностям.
способствовать воспитанию в детях уважения, бережного отношения к русской культуре и народным традициям.
Предварительная работа:
Публикация «Сценарий игрового семейного праздника „Пасхальный перезвон“» размещена в разделах
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Сценарии праздников и развлечений
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
С родителями разучиваются роли: Кузнеца и песня «Во кузнице»,роль Литейщика,музыкальнаяи народная игра с Фомой и Ерёмой,игра с Горшечником,роль и песню с Рукодельницей.
Ведущий 1: Добрый день,дорогие дети,уважаемые гости!
Милости просим на праздник Пасхи!
Ведущий 2: С Пасхой вас, гости дорогие! С Христовым Воскресеньем!
С Праздником да весельем!
Ведущий 1: Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних
Из полуденных краёв.
Сколько Света и тепла
Дарит нам весна-красна
Исчезнет ночь, растает мгла
И зазвучат колокола
Колокольный звон несётся
Всюду возглас раздаётся
Счастья всем! Христос Воскрес!
Сияет ярко свод небес.
Христос воистину воскрес
Пришла весна-пора чудес.
Светлее в мире нет словес:
«Воистину Христос Воскрес»
Ведущий 2: Пасха считается у христиан самым главным праздником. На пасху принято поздравлять друг друга с Воскресением Христовым,трижды целоваться,Христосоваться и обмениваться яичками,чтобы только добро и свет приставали к душам нашим,чтобы всё худое,плохое в этот день отчтавало,как яичная скорлупа.
Ведущий 1 :
Христос Воскрес!Люди-братья!
Друг друга в тёплые объятья
Спешите радостно принять!
Забудьте ссоры,оскорбленья,
Да Светлый праздник Воскресенья
Ничто не будет омрачать.
(В. Бажанов)
(Звучит фонограмма колокольного перезвона.)
Ведущий 2: Колокольный перезвон
Праздник Пасхи открывает,
Колокольный перезвон
В хоровод вас приглашает
(Под весёлыу музыку «Смоленский гусачок» дети парами ходят по залу,изображая гуляние. Останавливаются друг перед другом,кланяются,меняются парами. Девочки берут друг у друга веточку вербы,а мальчики меняются расписным яичком. По окончанию танца дети выстраиваются полукругом в середине зала. Читают стихи)
1. Христос Восрес!Скворцы поют,
И,пробудясь,ликуют степи.
В снегах,журча,ручьи бегут
И с звонким смехом быстро рвут
Зимою скованные цепи
2. Ещё задумчив тёмный лес,
Не веря счастью пробужденья,
Проснись!Пой песню Воскресенья-
Христос Воскрес!
2. Христос Воскрес!В любви лучах
Исчезнет скорби ирачный холод,
Пусть радость царствует в сердцах
И тех, кто стар,и тех,кто молод!
4. Заветом благовестных небес,
Звучит нам песня Воскресенья,
Любви,и счастья,и прощенья,-
Христос Воскрес!
(Дети исполняют песню «Пасхальная»сл. И. Рутенина.)
Ведущий 1 : Сегодня мы с вами отправляемся в удивительный Город Мастеров.
И познакомимся с его жителями.
Давайте,возьмёмся за руки и пойдём в гости к мастерам
(Исполняется р. н. п. «Плетень»)
(Выходит кузнец,кланяется в пояс)
Ведущий 2: А вот и первый наш гость,уважаемый в селении человек,кузнец Селантий
Кузнец: Я загадаю вам загадку,а вы узнайте, что это за предмет?
Из рода в род передавая,
Хранит народная молва
О тех творениях Валдая
Сказаний ясные слова
Их звон как будто издалеч
Через веков седую даль
Доносит гул грозовый веча,
И песен нежную печаль
(Колокола/ Н. Коновалова)
Так,что это за предмет (Колокола, колокольчики)
А вы знаете,что обозначает слово колокол? Оно обозначает- созывать,оглашать. Кого созывать?О чём оглашать?. Слушайте…
В древности колокольным звоном созывали народ на вече,указывали дорогу заблудившимся путникам,оповещали об опасности. В дни войны набат призывал народ на защиту Отечества. Ликующим звоном оповещали о победе с поля брани. Храмовая звонница созывает верующих к службе
Колокольный звон-удивительное церковное искусство.
Главное в колоколе-голос. Голос колокола-это не один звук,а сочетание нескольких. Чтобы сочетание было красивым,все звуки должны гармонировать. Гармония зависит от формы «юбки» колокола,толщины стенок (Показ слайдов.).
Люблю я своё кузнечное дело!То подкову выкую,то меч,то кольчугу,то бубенец,то бубенец. Вот возьму пласт инку металла да молоток и давай стучать по наковальне. А чтоб дело лучше спорилось песню свою любимую напеваю.
(Выходит группа детей с русскими народными инструментами «Во кузнице».)
Кузнец: Вот и готовы бубенцы. Ох, и любили в народе бубенцы!Их вешали козочкам,чтобы не заблудись,собакам,кошкам,чтобы нечистая сила не прокралась в дом. Послушайте голос моих бубенцов! Как красиво они поют.
(Демонстрирует игру на колокольчиках)
Ведущий 1: Спасибо тебе, Кузнец, за бубенцы твои звонкие
(Заходят весельчаки Фома и Ерёма)
Кузнец : Здравствуйте,соседи! Знаю,вы повеселиться любите. Вот и поиграйте с ребятами,попляшите да развеселите их. А мне пора идти к себе в мастерскую.
Фома: Нынче день особый-Пасха,
Воскресенье Бога-Спаса.
Слышится со всех сторон
Колокольный перезвон :
Дили-дили-дили-дон!
Бом-бом!Бом-бом!
К нам пришло веселье в дом.
(Е. Егорова)
Ерё ма: Праздник Пасха-светлый,чистый,
День, когда Христос воскрес…
Радость солнышком лучистым
Улыбается для всех.
(И. Даркина)
(Фома и Ерёма проводят игру с детьми «Бубенчики и колокольчики»)
Ведущий 2 : Спасибо вам,Фома и Ерёма. Сядьте,отдохните,интересные истроии от мастеров послушайте.
(Входит литейных дел мастер,кланяется в пояс)
Литейщик: На землю сходит светлый праздник Пасхи,
Волшебнее любой волшебной сказки,
Чудеснее любых земных чудес.
Христос воскрес!
(все) Воистину воскрес!
Расскажу я вам о своём чудесном ремесле. Я отливаю колокола. Литьё колоколов всегда считалось великим искусством.
Колокол-это ударный инструмент:Звук в нём производится при помощи удара.
Полюбив колокольный звон народ связывал с ним все свои торжественные и печальные события. Считалось,что колокол имеет какую-то чудесную силу,и его нередко отождествляют с живым существом. Даже части колокола они называли, как части тела человека: язык,уши,маточник,плечо,тулово (или юбка). (Показ слайда)
Предками колоколов были билы. Билы-деревянные или металлические пластины,их распологали в местах сбора людей. Услышав звук,люди спешили к этому месту.
Первый прообраз колокола изготовили в Древнем Китае более 4 000 лет назад. Он представлял собой 16 плоских камней,подвешенных на раме. Когда по ним ударяли деревянным молоточком,появлялась целая гамма диковинных звуков.
У царя Соломона на крыше его храма были золотые колокола. В них звонили и отпугивали птиц. У римлян и древних греков были разные колокола-даже карманные.
В Афинах в Спарте колокола использовали когда умирал царь. Девушки ходили по улицам,ударяя в маленький колокольчик.
(Проводится игра «Попляши с колокольчиком»)
Литейщик: Колокола-это мои дети. Когда я отливаю новый колокол,то даюему имя,а затем отправляю на колокольню, откуда он поёт всю свою жизнь.
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля
Понеслись удары
К синим небесам
Звонок раздаётся голос по лесам.
(С. Есенин)
(Дети выстраиваются полукругом,исполняют пьесу «Колокольчики звенят» В. Моцарта. Литейщик оставляет в подарок детям колокольчики)
Ведущий 1 :Для православного человека Храм Божий и колокольный звон- неразделимые понятия. Древняя русская традиция – снимать шапки,когда звонят колокола-говорит о том,что православный люд с большим благоговением относится к звону,который по сути дела,представляет особый вид молитвы. Он символизирует важные моменты слжбы. И уже никакой крестный ход не обходится без колокольного звона.
(Выходит Рукодельница)
Рукодельница: Динь-дон, динь-дон…
Узнаёте этот звон?
Никогда он не грустит,
Переливисто звенит. (Колокольчик)
(Дети отгадывают загадку)
Издревле народ наделял колокола целебными свойствами:Лечили лихорадку,воспаление языка,пропадание голоса и др.
Звоном называется такой звон,когда бьют сразу во все колокола. Он разделяется на следующие виды:
Трезвон:Звон во все колокола (В три приёма)
Двузвон-звон во все колокола дважды (в два приёма)
Перезвон- повторяющийся несколько раз звон поочерёдно в каждый колокол,по одному или несколько ударов,начиная с большого и до самого малого.
Перебор-медленный звон в каждый колокол поочерёдно от малого до самого большого после удара в большой колокол ударяют во все сразу,и так повторяется мого раз
Существует всполошный (набатный) звон-беспорядочный,очень частый во все колокола-во время бедствий.
Каждый удар в колокол- это трепет души!
(Рукодельница достаёт из корзинки заранее приготовленную ткань,колокольчики и предлагает участникам сделать тряпичную куклу-колокольчик.)
(В исполнении Рукодельницы звучит песня «Колокольчик»
Фома: Пора Пасху отмечать
В игры весёлые играть
Да стихи почитать.
(Дети читают стихи)
1. Пасхальный звон и яйца с куличами
Берёзки встали белыми свечами
И над землёй несё тся благовест:
Христос воскрес!
Воистину воскрес!
И верба в честь Святого Воскрешенья
Весеннее надела украшенья…
И словно Храм,наполнен пеньем леса
Христос воскрес!
Воистину воскрес!
2. Посмотрите,что за чудо
Положила мама в блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое,расписное,
Словно яркая игрушка
Здесь полоски,завитушки,
Много маленьких колечек
Звёзд,крупичных сердечек
3. Для чего все эти краски
Словно в старой доброй сказке?
Мама всем дала ответы:
-Пасха-праздник самый светлый!
А яйцо,известно мне,
Символ жизни на земле!
4. Нынче день особый-Пасха
Воскресенье Бога-Спаса.
К нам пришло веселье в дом
Мы покрасили яички
Жёлтым,синим,красным
Мама испекла куличик
Он с изюмом,с маслом
Вот какая вкуснота!
Вот какая красота!
Светлый праздник-Пасха!
Фома и Ерё ма: Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц.
Приглашаем всех поиграть в эту весёлую игру.
(Игра «Катание яиц» По окончанию игры в зал входит Горшечник)
Ведущий 2 : Горшечник,Горшечник,куда ты идёшь?
Горшечник:На базар,горшки продавать
Ведущий 1 :А возьми нас с собой!
Горшечник : Пойдёмте! (Проводится игра «Горшочки»)
Ведущий 2 : Наша встреча подошла к концу
Христос Воскрес!-всего два слова
Но благодати сколько в них!
Мы неземным блаженством снова
Озарены в сердцах твоих.
Забыты скори и страданья,
Забыты горе и нужда,
Умолкли стоны и роптанья,
Исчезли зависть и вражда
Ведущий 1: Все лица радостно сияют
Сердца свободны от страстей…
Так чудодейственно влияют
Слова святые на людей.
Христос воскрес!
О миг священный.
О чудо, выше всех чудес,
Какие были во вселенной
Христос воскрес!
Христос воскрес!