Наталья Попова
Методические рекомендации по организации работы создания мини-музеев в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Музейная педагогика – одно из направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Необходимо отметить, что в последние годы появилось много дошкольных учреждений, в которых создаются мини-музеи самого разного содержания. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями.
Публикация «Методические рекомендации по организации работы создания мини-музеев в ДОУ» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Музейная педагогика помогает решать многие задачи дошкольного образования и может использоваться в ходе реализации комплексных и дополнительных программ. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей дошкольника, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию, способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Также музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию ДОУ с семьей и социумом.
В работах Н. А. Рыжовой указывается, что в настоящее время в дошкольной музейной педагогике выделяются два направления:
- сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и др.);
- создание и использование мини-музеев в ДОУ.
Некоторые дошкольные учреждения успешно реализуют оба направления одновременно.
В пособии Н. А. Рыжовой, Л. В. Логиновой, А. И. Данюковой «Мини-музей в детском саду» (2008) отражен опыт работы дошкольных учреждений по созданию и использованию мини-музеев. Тематика созданных музеев интересна и разнообразна - по экологии: «Волшебница-вода», «Такая разная кора», «Воздух-невидимка», «Чудо-дерево», а также мини-музеи книги, сказки, измерительных приборов, театральных кукол, овечки, коровки и даже мини-музей коричневого цвета.
Н. А. Рыжова выделила ряд принципов, которые необходимо учитывать при организации мини-музеев, как элементов развивающей среды.
1. Принцип интеграции, который предполагает тесное сотрудничество всех педагогов ДОУ (воспитателей, узких специалистов) в рамках реализации общей и дополнительных программ. Кроме того, мини-музеи способствуют реализации интегративного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности.
2. Принцип деятельности и интегративности, который указывает на то, что мини-музеи в ДОУ должны способствовать проявлению детьми своих способностей в разных видах деятельности, поддерживать детскую инициативу. Экспонаты музея должны использоваться дошкольниками в играх, также дети могут самостоятельно создавать их.
3. Принцип научности, который предполагает то, что экспонаты музея должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы и явления на доступном и научном уровне.
4. Принцип природосообразности, согласно которому при создании мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности дошкольников, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала детей.
5. Принцип культуросообразности, который предполагает, что мини-музей должен приобщать детей к мировой культуре и общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.
6. Принцип гуманизма, согласно которому мини-музей должен способствовать всестороннему развитию ребенка, поддерживать его инициативы, развивать творческую деятельность через индивидуально-ориентированный подход. Реализация данного принципа требует создания условий для новых отношений в системе «ребенок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
7. Принцип динамичности и вариативности, согласно которому мини-музей в ДОУ должен быть не застывшим элементов развивающей среды. Музеи должны периодически меняться по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности. Изменения должны происходить не реже 1 раза в год.
8. Принцип разнообразия, который предполагает то, что экспонаты музея, независимо от темы, должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и т. д. И отражать историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.
9. Принцип экологичности, согласно которому в экспозиции должны находиться экологически безопасные для здоровья детей материалы.
10. Принцип безопасности, который указывает на то, что оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности детей. Должен быть прямой и безопасный доступ к экспонатам, сами экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т. д.
11. Принцип глобализма и регионализма, согласно которому, музейные экспозиции должны знакомить дошкольников с глобальными проблемами природы и культуры, а также и с региональными. Реализация данного принципа помогает дошкольникам усвоить идеи устойчивого развития, формирует основы толерантности, а также способствует реализации регионального компонента, формированию чувства патриотизма.
12. Принцип креативности, который предполагает поддержание творчества детей и взрослых.
13. Принцип непрерывности, согласно которому мини-музей является частью образовательного пространства ДОУ, он связан с системой учебно-познавательных мероприятий и самостоятельной детской деятельностью.
14. Принцип партнерства, который предполагает то, что мини-музей ДОУ является результатом сотрудничества взрослых и детей, а также с социумом в целом.
Выделенные Н. А. Рыжовой принципы позволяют более грамотно построить работу мини-музея в ДОУ и реализовать многие важные задачи, среди которых
- реализация комплексных и дополнительных программ;
- воспитание основ музейной культуры, расширение кругозора, развитие самостоятельной исследовательской деятельности;
- развитие сотрудничества педагогов с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Разнообразные экспонаты мини- музея служат наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок; разработанные схемы (памятки) описания музейных экспонатов помогаю последовательно передавать внешние свойства и качества предметов. В ходе экскурсий, тематических занятий дошкольники узнают много нового и делятся впечатлениями со сверстниками.
Зачастую дети играют роль экскурсовода и рассказывают о выставленных экспонатах музея. Это помогает закрепить имеющиеся знания и передать их другим.
Любой мини- музей содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать. С ними можно играть и при большом желании даже взять на время домой и эта особенность очень привлекает детей.
К тому же мини- музей для ребенка – это что то свое родное. Так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывает экспонаты, принесенные из дома и рассказывают о них.