Папки-передвижки

Методические рекомендации по организации работы создания мини-музеев в ДОУ

Наталья Попова
Методические рекомендации по организации работы создания мини-музеев в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Музейная педагогика – одно из направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Необходимо отметить, что в последние годы появилось много дошкольных учреждений, в которых создаются мини-музеи самого разного содержания. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями.

Публикация «Методические рекомендации по организации работы создания мини-музеев в ДОУ» размещена в разделах

Музейная педагогика помогает решать многие задачи дошкольного образования и может использоваться в ходе реализации комплексных и дополнительных программ. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей дошкольника, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию, способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Также музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию ДОУ с семьей и социумом.

В работах Н. А. Рыжовой указывается, что в настоящее время в дошкольной музейной педагогике выделяются два направления:

- сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и др.);

- создание и использование мини-музеев в ДОУ.

Некоторые дошкольные учреждения успешно реализуют оба направления одновременно.

В пособии Н. А. Рыжовой, Л. В. Логиновой, А. И. Данюковой «Мини-музей в детском саду» (2008) отражен опыт работы дошкольных учреждений по созданию и использованию мини-музеев. Тематика созданных музеев интересна и разнообразна - по экологии: «Волшебница-вода», «Такая разная кора», «Воздух-невидимка», «Чудо-дерево», а также мини-музеи книги, сказки, измерительных приборов, театральных кукол, овечки, коровки и даже мини-музей коричневого цвета.

Н. А. Рыжова выделила ряд принципов, которые необходимо учитывать при организации мини-музеев, как элементов развивающей среды.

1. Принцип интеграции, который предполагает тесное сотрудничество всех педагогов ДОУ (воспитателей, узких специалистов) в рамках реализации общей и дополнительных программ. Кроме того, мини-музеи способствуют реализации интегративного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности.

2. Принцип деятельности и интегративности, который указывает на то, что мини-музеи в ДОУ должны способствовать проявлению детьми своих способностей в разных видах деятельности, поддерживать детскую инициативу. Экспонаты музея должны использоваться дошкольниками в играх, также дети могут самостоятельно создавать их.

3. Принцип научности, который предполагает то, что экспонаты музея должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы и явления на доступном и научном уровне.

4. Принцип природосообразности, согласно которому при создании мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности дошкольников, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала детей.

5. Принцип культуросообразности, который предполагает, что мини-музей должен приобщать детей к мировой культуре и общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.

6. Принцип гуманизма, согласно которому мини-музей должен способствовать всестороннему развитию ребенка, поддерживать его инициативы, развивать творческую деятельность через индивидуально-ориентированный подход. Реализация данного принципа требует создания условий для новых отношений в системе «ребенок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.

7. Принцип динамичности и вариативности, согласно которому мини-музей в ДОУ должен быть не застывшим элементов развивающей среды. Музеи должны периодически меняться по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности. Изменения должны происходить не реже 1 раза в год.

8. Принцип разнообразия, который предполагает то, что экспонаты музея, независимо от темы, должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и т. д. И отражать историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.

9. Принцип экологичности, согласно которому в экспозиции должны находиться экологически безопасные для здоровья детей материалы.

10. Принцип безопасности, который указывает на то, что оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности детей. Должен быть прямой и безопасный доступ к экспонатам, сами экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т. д.

11. Принцип глобализма и регионализма, согласно которому, музейные экспозиции должны знакомить дошкольников с глобальными проблемами природы и культуры, а также и с региональными. Реализация данного принципа помогает дошкольникам усвоить идеи устойчивого развития, формирует основы толерантности, а также способствует реализации регионального компонента, формированию чувства патриотизма.

12. Принцип креативности, который предполагает поддержание творчества детей и взрослых.

13. Принцип непрерывности, согласно которому мини-музей является частью образовательного пространства ДОУ, он связан с системой учебно-познавательных мероприятий и самостоятельной детской деятельностью.

14. Принцип партнерства, который предполагает то, что мини-музей ДОУ является результатом сотрудничества взрослых и детей, а также с социумом в целом.

Выделенные Н. А. Рыжовой принципы позволяют более грамотно построить работу мини-музея в ДОУ и реализовать многие важные задачи, среди которых

- реализация комплексных и дополнительных программ;

- воспитание основ музейной культуры, расширение кругозора, развитие самостоятельной исследовательской деятельности;

- развитие сотрудничества педагогов с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Разнообразные экспонаты мини- музея служат наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок; разработанные схемы (памятки) описания музейных экспонатов помогаю последовательно передавать внешние свойства и качества предметов. В ходе экскурсий, тематических занятий дошкольники узнают много нового и делятся впечатлениями со сверстниками.

Зачастую дети играют роль экскурсовода и рассказывают о выставленных экспонатах музея. Это помогает закрепить имеющиеся знания и передать их другим.

Любой мини- музей содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать. С ними можно играть и при большом желании даже взять на время домой и эта особенность очень привлекает детей.

К тому же мини- музей для ребенка – это что то свое родное. Так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывает экспонаты, принесенные из дома и рассказывают о них.

Публикации по теме:

Методические рекомендации к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста Цель: совершенствовать уровень знаний педагогов по организации физкультурно-оздоровительной работы, изучить программные требования по физическому.

Буктрейлер — это что такое? Основные этапы создания: методические рекомендации для практического применения Современный человек давно привык к таким терминам и явлениям, как промо-акции, фестивали, выставки, тизеры и трейлеры. (Тизер.

Использование коллекций в организации мини-музеев с детьми дошкольного возраста Дети в любом возрасте – «любознайки» и «почемучки». Они задают взрослым множество вопросов о том, что им кажется интересным и необычным.

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по организации работы с родителями воспитанников Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников Комфортная.

Методические рекомендации по организации конкурсов художественного творчества Организация конкурса требует тщательного планирования и подготовки. Кульминационным моментом каждого конкурса является награждение победителей.

Методические рекомендации по организации ОД (занятия) с учетом ФГОС ДО Методические рекомендации по организации ОД (занятия) с учетом ФГОС ДО. Образование (в широком смысле слова: воспитание, обучение и развитие).

Методические рекомендации по организации приема пищи в дошкольном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» пгт. Гвардейское» Симферопольского района Республики.

Методические рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС  Содержание Введение….…. 2 Теоретическая часть …. 3 Практическая часть «Методические рекомендации.

Методические рекомендации по созданию и организации деятельности детской телестудии Методические рекомендации по созданию и организации деятельности детской телестудии на базе учреждения дополнительного образования. Раздел.

Статья «Размещение мини-музеев в ДОУ» На данный момент в детских садах нового поколения уже выделяют определенный помещения для организации мини-музеев. При желание возможно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по организации работы создания мини-музеев в ДОУ
Опубликовано: 17 февраля 2018 в 12:27
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по организации работы создания мини-музеев в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД