Наталья Попова
Размышления о балете «Алиса в стране чудес» и фоторепортаж
▼ Скачать + Заказать документы
Надо ли смотреть балет вместе с детьми?
Дух просвещенчества витает по Европе…» и смущает меня своим шёпотом: рас-с-с-скажи, рас-с-с-скажи! И я сдваюсь ему на милость!
Сегодня речь снова пойдёт о моей любимой Кэрролловской Алисе. Да, да, той самой, что была в стране чудес! Вы уже знаете, насколько неровно я дышу в сторону этой сказки! В ней занимает всё: непонятные на первый взгляд высказывания, странные ситуации, головоломки и персонажи. Но, несмотря на кажущуюся непонятность текста, она будоражит и не отпускает от себя!
Публикация «Размышления о балете „Алиса в стране чудес“ и фоторепортаж» размещена в разделах
А сколько в ней непреложной мудрости!
И когда я узнала, что десять лет назад, в феврале 2011 года, в Ковент-Гардене был поставлен балет по «Алисе…» на музыку Джоби Талбота, я сразу ринулась с головой в интернет, чтобы отыскать эту постановку. Честно скажу, что нелегко было, но всё же я нашла его и не в отрывках (что значительно больше и чаще встречается, а целиком! И градус моего горячего желания познакомиться с этим балетом подняло то, что одну из заглавных партий в балете исполнял Сергей Полунин, украинский танцор, бывший в то время в Королевском балете премьером, а потом бросившим этот театр и уехавшим в Россию.
Создателем балета был хореограф Кристофер Уилдон, мастерски использовавший сказку Кэрролла. Представление очень красочное, ослепительное, яркое! Следя за действием на сцене, я постоянно ловила себя на аутентичном, будто бы единственно возможном, звучании музыки, абсолютно соответствующей образам и действию. И это при том, что в современном балете сейчас много диссонирующей, тяжёлой для восприятия музыки, пользующейся особым спросом в кругу элитных балетоманов, музыка Д. Талбота ублажала душу и слух, вела за собой и заставляла часто подпевать своему звучанию (ах, какой там лейтмотив главной героини!
Сценография Боба Кроули, на мой дилетантский взгляд, из области фееричных фестивалей, необыкновенное наслаждение для зрителей! В спектакле используются все современные возможные технические средства. Чего стоит момент, когда «огромная» Алиса застревает в малюсенькой прихожей или вдруг оказывается перед огромной дверью, даже ручку которой достать не в силах! А полёт-падение в кроличью нору? А как великолепно представлена вакханалия гротеска во дворце Красной королевы, где на основе академичной балетной лексики мы видим и пародийность, но без нарочитого танца, и юмор, переходящий в сарказм судебного процесса, и серьёзную, невероятно-лирическую партию романтичного Джека-валета. Эффект потрясающий!
Действие спектакля затягивает, разворачивая перед нами такой круговорот шоу фантасмагорий, что вырваться из него не только невозможно, но и не хочется! И я себя снова ловила на том, что перестаю дышать, следя за этим головокружительным миром буйной фантазии Кэрролла с удивительным привкусом авантюрного путешествия, заставившего замолчать голос внутреннего взрослого, отрицающего начисто всё, происходящее на сцене.
Финал балета для меня оказался очень уместным: после всей этой безумной авантюры в сказочной стране мы возвращаемся в привычный и даже современный мир, где Алиса просыпается на скамейке, рядом с которой сидит простой парень в джинсах и футболке. И она делится с ним всем, что пережила во сне, а мимо проходит некто, случайный турист, которого они просят их сфотографировать и мы видим, что это Кэрролл-Кролик. И кажется, что сейчас произойдёт узнавание! Но нет, этого не случается – мы в надёжной и правильной реальности, а как хочется вернуться туда, в сказку, где всё сумасбродно и остро, где оголены чувства и иллюстративна и наглядна мудрость! Где нас сопровождает инфернально-разделённый Чеширский кот, плавно скользящий в темноте сцены.
Помните?
- Если в мире все бессмысленно, что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
- Завтра никогда не бывает сегодня. Разве можно проснуться поутру и сказать: «Ну вот, сейчас, наконец, завтра»?
- Встретить бы кого-нибудь разумного для разнообразия!
- От перца, верно, начинают всем перечить. От уксуса — куксятся, от горчицы — огорчаются, от лука — лукавят, от вина — винятся, а от сдобы — добреют. Как жалко, что никто об этом не знает. Все было бы так просто. Ели бы сдобу — и добрели!
Рассуждать об исполнительницах ролей самой Алисы и её матери, а позже Красной королевы, смысла не вижу. Это просто надо видеть!
Очень советую провести вечер перед экраном и посмотреть этот балет вместе с детьми, их легко будет увлечь сказочным действом, оно, не в пример чтению сказки, легче! Уверена, что вы не пожалеете об этом!
Примечание!
Все фотографии для публикации я сделала сама прямо с экрана телевизора. В этом легко убедиться. Но не могу не выразить сожаления, что так мало фотографий можно показать. А, может, это и к лучшему? Фотография - это всё же, особенно в данном случае - застывший момент! Он не передаёт экспрессии спектакля, его гротеска и выразительности, создавая лишь интригу. Что ж, надеюсь, я вас заинтриговала и вы захотите найти этот спектакль и посмотреть его вместе детьми.