Юлия Гладкова
Разъяснения о новом обязательном психолого-педагогическом консилиуме (ППк) в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Разъяснения о новом обязательном психолого-педагогическом консилиуме (ППк) в детском саду
Минпросвещения РФ обязало создать в детских садах новый психолого-педагогический консилиум. В чем его отличия от известного вам психолого-медико-педагогического консилиума и как теперь выстраивать психолого-педагогическое сопровождение с участниками образовательных отношений.
Теперь детском саду начинает работу обновленный психолого-педагогического консилиума (ППк). В него должны входить педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог и социальный педагог. Для консилиума необходимо разработать положение о его работе и нормативно-правовом обеспечении.
Публикация «Разъяснения о новом обязательном психолого-педагогическом консилиуме (ППк) в детском саду» размещена в разделах
Новый нормативный документ, который регулирует ППк
В сентябре Минпросвещение РФ утвердило примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации (распоряжение Минпросвещения от 09.09.2019 №Р-93). То есть на смену психолого-медико-педагогическому консилиуму (ПМПк) должен прийти ППк.
В положении сказано, что ППк – это форма взаимодействия работников детского сада, чтобы создать оптимальные условия обучения, развития, социализации и адаптации детей с помощью психолого-педагогического сопровождения. Это определение очень напоминает, что было в ПМПк. Но Минпросвещение РФ ещё подробнее разъясняет, как организовать ППк, его режим работы, как проводить обследование детей, что должны содержать рекомендации, какие документы нужны, чтобы организовать деятельность ППк.
Задач у ППк больше, чем у ПМПк
В дополнение задач, которые есть у ПМПк, появились новые.
Например, ППк необходимо выявлять трудности в освоении ООП, особенности в социальной адаптации и поведении детей. А не только в развитии, как у ПМПк. Специалисты консилиума должны разрабатывать рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей.
ПМПк же только определяет коррекционную помощь. Также консультировать воспитателей и родителей по вопросам актуально психологического состояния и возможностей детей, содержания психолого-педагогической помощи. Задача ПМПк – выявлять резервные возможности ребенка.
ППк должен выдавать рекомендации, какие надо создать специальные условия для образования детей с ОВЗ и инвалидностью.
Ещё новая задача. Документация нового ППк расписана подробно. В ПМПк много нет. Нужны теперь приказ о создании ППк, положение, график проведения заседаний ППк, журнал учёта заседаний. С ПМПк остались карта развития ребёнка, журнал регистрации рекомендаций. Новый ППк должен вести протоколы заседаний, составлять представления на ПМПк. Их шаблоны есть в распоряжении Минпроса.
ППк – ведет контроль, как выполняются рекомендации. Такой задачи у ПМПк не было вообще. Итак, новый ППк добавляет и расширяет психолого-педагогическое сопровождение детей в детском саду.
Рекомендации ППк стали шире относительно ПМПК
Рекомендации ППк должны содержать требования, как организовать психолого-педагогическое сопровождение ребенка, который испытывает трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации (ст. 42 Федерального закона от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Это основной посыл рекомендации. Например, проводить групповые и (или) индивидуальные коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом, проводить профилактику асоциального поведения.
Обращаю ваше внимание, что рекомендации ППк можно реализовывать после письменного согласия родителей (законных представителей). Поэтому обязательно соберите согласия с родителей.
Второй тип требований рекомендаций ППк связан с медицинскими заключениями. Например, организовать дополнительную двигательную нагрузку в течение дня/ снизить двигательную нагрузку; предоставить дополнительные перерывы для приёма пищи, лекарств.
Главное дополнение, и важное – рекомендации ППк могут конкретизировать, дополнять рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПк). Этого не было, сейчас появилось. Например, разрабатывать адаптированную основную образовательную программу, рекомендованную в заключении ПМПк; адаптировать образовательные материалы, рекомендованные ПМПк.
В заключении ПМПк указывает, что необходимо предоставить услуги по тьюторскому сопровождению и сопровождению ассистента (помощника, оказывать техническую помощь ребенку, если отсутствуют в заключении ПМПк данные рекомендации, ППк детского сада самостоятельно может принять решение о предоставлении данных услуг, в том числе в какой период (письмо Минпросвещения от 20.02.2019 № ТС_551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»).
Если есть необходимость провести углублённую диагностику или разрешить конфликтные и спорные вопросы, специалисты ППк могут рекомендовать родителям (законным представителям) обратиться в ПМПк. Этот пункт в ПМПк есть. Но его изменили и в новом положении о ППк добавили зачем: чтобы с учётом рекомендаций ПМПк разработать и реализовать для ребёнка оптимальный образовательный маршрут.
Документацию для ППк увеличили, но дали все шаблоны
Документация нового ППк расписана подробно. В ПМПк много нет. Нужны теперь: приказ о создании ППк, положение, график проведения заседаний ППк, журнал учёта заседаний. С ПМПк остались карта развития ребёнка, журнал регистрации рекомендаций. Новый ППк должен вести протоколы заседаний, составлять представления на ПМПк. Их шаблоны есть в распоряжении Минпросвещения РФ.
В МКДОУ АГО "Ачитский детский сад "Улыбка" с ноября 2016 года существует психолого-педагогический консилиум. В нем состоят специалисты всех 16 ДОО (педагоги-психологи, учителя-логопеды). Председателем на данный момент является педагог-психолог Гладкова Юлия Вячеславовна.