Инна Пискунова
Разбор ситуации «Отверженный ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
Отверженный ребёнок.
В группе есть ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к этому ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному ребёнку.
В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в группе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить.
Публикация «Разбор ситуации „Отверженный ребёнок“» размещена в разделах
Проблема отвержения одних детей другими может решиться только при комплексном подходе, при совместной деятельности воспитателей работающих в группе детского сада, с привлечением педагога-психолога (возможно привлечение социального педагога). Организовывать работу необходимо в нескольких направлениях:
• Анализ ситуации в группе, анализ позиции и поведения самого ребёнка.
• Работа с группой в целом.
• Работа с отвергаемым ребёнком.
• Профилактическая работа (взаимодействие с воспитателями и родителями).
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно – ролевая игра. Поэтому, выстраивая работу с отверженными детьми, воспитателю необходимо помнить, что в игре ребенок удовлетворяет свою потребность в общении, вступает в отношения, которые могут вызвать положительные эмоции, развивают его личностные качества. Это становится возможным, если в группе созданы необходимые условия для игровой деятельности, а педагогическая атмосфера (внимание взрослых к играм, положительная оценка дружбы и т. д.) благоприятствует общению детей, их сближению и взаимопониманию.
При проведении игровых упражнений в группе необходимо, активно вовлекать отвергаемых детей в процесс занятий, поощрять их активность. Нужно обратить внимание и на вовлечение ребёнка во вне групповую деятельность, давать ему посильные поручения, которые бы имели важное значение для группы. Непопулярные дети должны почувствовать успех и свою значимость для коллектива. Педагогу нужно помочь детям увидеть в "непопулярном" привлекательные стороны, увидеть его другими глазами.
Для младшего возраста можно порекомендовать чтение рассказов, сказок о дружбе, о каких-то поступках героев, похожих с этой данной ситуацией. Поговорить, обсудить это с детьми. Можно попробовать проиграть проблемную ситуацию с игрушкой, потом обсудить поведение героев с детьми.
Для среднего и старшего возраста можно попробовать выяснить лучшие качества ребенка, его таланты, возможные способности. Возможно, раскроются, либо артистические способности в театрализации…найти его сильные стороны и выделить их. Рассказать об этом другим детям. Либо это выставка, где он проявится, а может ребёнок очень хорошо читает стихи…Можно наоборот, попробовать другим детям дать некое поручение помочь отвергнутому ребёнку в чём-либо, так как это просьба взрослого и как ко взрослому часто дети откликаются.
В любом случае, думаю активно стараться вовлекать ребёнка в различные групповые события, чтобы и он почувствовал себя увереннее и дети его заметили. При любых возможных вариантах, почему ребёнок отвергнут другими детьми (новенький, стеснительный) мы используем беседы, чтение литературы, игры, игровые упражнения, но в конкретной ситуации делаем акцент на что-то больше, на что-то меньше. Всё будет зависеть от личных обстоятельств.
Этапы работы воспитателя с отвергаемым ребёнком :
1. Изучение личностных и поведенческих особенностей ребёнка дошкольного возраста;
2. Наблюдение в групповой и вне групповой ситуации;
3. Групповые занятия, направленные на обучение навыкам взаимодействия с окружающими.
4. Беседы с ребёнком (выявление интересов, проблем во взаимодействии со сверстниками, воспитателями и родителями).
5. Чтение специальной литературы (сказки, рассказы с похожей ситуацией).