Светлана Зайцева
Растим здоровых дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в этом возрасте человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется отношение к себе и окружающим. Поэтому охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение.
Публикация «Растим здоровых дошкольников» размещена в разделах
Физическому развитию и здоровью подрастающего поколения отводятся ведущие позиции, а значит для создания педагогической оздоровительной системы в дошкольном учреждении необходимы следующие направления: • создание условий для двигательной деятельности, эмоционального, интеллектуального, социально – нравственного здоровья ребёнка и квалифицированной медицинской помощи по укреплению здоровья детей;
• организация системы повышения квалификации кадров к работе в условиях здоровьесберегающей педагогики;
• создание целенаправленной системы по взаимодействию с родителями;
• разработать двигательный режим для каждой группы с учетом её специфики и возраста;
• совместно с медицинским персоналом организовать профилактическую, оздоровительную, а при необходимости и лечебную работу;
• обеспечение рационального питания.
Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы, проведение неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей.
Главная задача персонала дошкольного учреждения и родителей – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно – гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, движениям принадлежит едва ли не основная роль. От степени физической активности в многом зависят развитие двигательных навыков, успешность усвоения информации, память, восприятие, эмоции и мышление.
Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым, у малоподвижных детей чаще наблюдается отставание моторного и нервно – психического развития. И они в больше мере подвержены простудным заболеваниям.
Программа сохранения и укрепления здоровья детей базируется на нескольких основных принципах:
• повышение знаний о состоянии своего здоровья;
• выяснение причин нарушения здоровья и проведение санитарно – гигиенических мероприятий; • организация периода адаптации, щадящего режима;
• профилактика инфекционных заболеваний;
• сбалансированное питание.
Главное – помочь детям выработать собственные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за своё здоровье.
Необходимо погружение ребёнка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно – методических проблем, но и прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и существенного изменения его структуры.
Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре. Для решения поставленной проблемы, необходимо решить следующие задачи:
• Уточнить, расширить и конкретизировать представления педагогов о системе работы по формированию здорового образа жизни у детей через знакомство с возможностями проектного метода и методов активизации познавательной активности детей дошкольного возраста;
• Разработать циклы познавательных занятий, знакомящих детей с функционированием организма, поддерживание собственного здоровья;
• Организовать сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка.
Важное место в решении задач сохранения и укрепления здоровья детей, повышения уровня физической подготовленности детей занимают физкультурно – оздоровительные мероприятия. К ним относятся:
Утренняя гимнастика, физические упражнения и подвижные игры на прогулках, динамические паузы на познавательных занятиях, физкультурные часы, секции, спортивные кружки, соревнования, физкультурные праздники, развлечения, дни общей физической подготовки. Учитывая вышесказанное нами была поставлена цель: создать условия для укрепления физического и психического здоровья детей, улучшение их двигательного статуса, формирования морально – этических качеств личности через двигательную – игровую деятельность, интерес, желание.
Сформулированы следующие задачи:
• Охранять и укреплять здоровья детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать сопротивляемость и защитные свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность;
• Формировать у детей жизненной необходимые двигательные умения и навыки, достижение высокого уровня физической подготовки;
• Воспитать у детей личную физическую культуру, формировать потребность в физическом совершенствовании, воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Принципы организации работы:
• Систематичность в повышении знаний о состоянии здоровья детей, в формировании активной позиции по сохранению и восстановлению здоровья;
• Последовательность в выяснении причин нарушения здоровья детей, проведение физкультурно – оздоровительной работы, направленной на коррекцию, предупреждение заболеваний;
• Индивидуальный подход к каждому ребёнку в организации и проведении физкультурно – образовательной и оздоровительной работ;
• Взаимосвязь использования не медикаментозных методов профилактики (оптимизация условий воспитания и обучения, питания, физического воспитания, формирования навыков здорового образа жизни, применение фито – аэрофитотерапии, закаливающих процедур).
Эффективность работы по охране жизни и укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Так, комплекс мероприятий по оздоровлению детей дал положительные результаты, снизился процент заболеваемости. Теперь родители чаще обращаются за советом к воспитателям, активнее участвуют в совместных мероприятиях, а на первом родительском собрании мы наметили пути решения задач, направленных на снижение заболеваемости у детей.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя… Проникая через всю воспитательную работу должна стать забота об укреплении здоровья ребёнка…». Поэтому ряд используемых мер по охране жизни и укреплению здоровья детей зависят прежде всего, от того, насколько правильно воспитатель строит деятельность и отдых детей в течении дня, регулирует их взаимоотношение в коллективе, умеет организовать игру.
Мы несомненно продолжим педагогическую роботу в данном направлении, следуя целевым ориентирам – это совершенствование здоровьесберегающей деятельности, направленной на охрану и укрепление здоровья наших детей.
Список использованной литературы:
1. Кудрявцев В. Т. Смысл человеческого детства и психического развития ребёнка. – М., 1997.
2. Федорова С. Ю. Развитие двигательных способностей дошкольников. – М., 2019.
3. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1999.
4. Эльконин Б. Д. Действие как единица развития // Вопросы психологии. – 2004. - №1
5. Деркунска В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. – М. ; Педагогическое общество России, 2005.