Евгения Станиславна Скопенко
Расширенное заседание совета родительской общественности «Кем быть — выбираем профессию с ранних лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». У человека все закладывается с детства, и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Слайд 2
Публикация «Расширенное заседание совета родительской общественности „Кем быть — выбираем профессию с ранних лет“» размещена в разделах
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в дальнейшем.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС ДО. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. ФГОС ДО определил целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников.
Слайд 3
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в педагогике. Это система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей, способностей и интересов.
Ранняя профориентация носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Слайд 4
Цель и задачи ранней профориентации представлены на слайде
дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и миру профессий;
предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Слайд 5
На слайде представлен комплекс условий для благоприятного профессионального развития дошкольников.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе организованной образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.
Слайд 6
Изучение особенностей различных профессий невозможно без использования приема «погружение в профессию», посещения рабочих мест, рассматривания наглядной информации о профессиональной деятельности, встреч с профессионалами.
К этому направлению работы с детьми относятся: организованная образовательная и проектная деятельность, экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.
Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. По возращению в группу с детьми обязательно обсуждается и систематизируется увиденное.
Родители воспитанников помогают:
- организовать экскурсии, наблюдения
- выступают в роли профессионалов своего дела, знакомят воспитанников со своими профессиями,
- активно вовлечены в проектную деятельность с воспитанниками.
Слайд 7
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней.
Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях активно используются в работе ИКТ-технологии (организовываются виртуальные экскурсии, просмотр мультсериалов, работа с сервисом атлас профессий). Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях ДОО не удалось воссоздать.
Слайд 8
Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только, как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка.
Слайд 9
К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.
Слайд 10-13
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентированной предметно-пространственной развивающей среды:
-подбор художественной литературы, энциклопедий,
11 - создание картотек,
-подбор иллюстраций, раскрасок с профессиями,
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями,
12 - подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»,
- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников,
- макеты, атрибуты для сюжетно-ролевых игр,
13 - создание лэпбуков и лепбоксов по профессиям
Родители воспитанников оказывают неоценимую помощь в создании ППРС, готовят атрибуты, макеты, альбомы по теме.
Слайд 14
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых - это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Слайд 15 спасибо за внимание