Татьяна Козлова
Расширение информационно-образовательного пространства учеников через участие в различных акциях, конкурсах, олимпиадах
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1
Роль детских и молодежных объединений
в духовно-нравственном воспитании
подрастающего поколения. Работа объединения «Родничок» в МБОУ «Начальная школа № 5» г. Моршанска.
Слайд №2
Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша
счастливая старость,
плохое воспитание – это наше
будущее горе,
это наши слёзы, это наша вина
перед другими
людьми, перед всей страной.
Слайд №3
Актуальность проблемы
духовно-нравственного воспитания
Публикация «Расширение информационно-образовательного пространства учеников через участие в различных акциях, конкурсах, олимпиадах» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Олимпиада, олимпийские игры для детей
- Олимпиада. Сценарии олимпийских игр
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Темочки
общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.
само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.
нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Слайд №4
Проблемы духовности, нравственности рассматривались в трудах JI.C. Выготского, Б. Т. Лихачева, П. Е. Матвеева, и др. Ценностный подход в формировании личности исследовали (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Здравомыслов, В. П. Тугаринов, В. А. Ядов и др. Проблеме нравственного воспитания изучались в исследованиях Б. Ш. Алиевой, В. А. Блюмкина, В. П. Зинченко, A.M. Магомедова, A.B. Мудрик, И. Ф. Харламова, А. И. Шемшуриной, Л. Д. Кудрявцева, и др.
В выше названных и иных исследованиях подчеркивается мысль о необходимости развития духовно-нравственных ценностей начиная с ранних ступеней развития.
Обращение к подростковому возрасту было не случайным, поскольку именно в этом возрасте происходит интенсивный процесс духовного и нравственного развития личности.
Учитывая то, что основные базовые ценности личности складываются в школьные годы духовно-нравственному воспитанию на этом этапе важно отводить особое место.
Молодежь сегодня - важнейший интеллектуальный, культурный и профессиональный резерв российского общества, от качества жизни и развития которого зависит судьба России. Огромную роль в том, сможет ли нынешнее молодое поколение взять на себя ответственность за судьбу страны, а, значит, сохранить российское государство как государственную и социокультурную целостность, играет социально-нравственная позиция молодежи - совокупность социальных установок, морально-нравственных принципов и ценностных ориентаций молодых людей. Социально-нравственная позиция, складываясь в сознании индивида в ходе социализации и воспитания, регулирует поведение человека, определяя его жизненные стратегии - жизненные цели и средства их достижения.
Слайд №5
Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет
образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
Слайд №6
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания.
Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития, она является основой нравственности.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается создание условий для усвоения учащимися основных нравственных, культурных, а также национальных ценностей, которые имеют четкую иерархию и организацию.
Слайд №7
Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.
Слайд №8
Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, вне классной работы, системы дополнительного образования.
Изменение различных аспектов деятельности классного руководителя связан с возникновением в школах гуманистических воспитательных систем, характеризующихся личностным подходом в воспитании, природосообразностью и национальным своеобразием. В основе таких систем лежат идеи единства воспитания, обучения и развития; организации жизнедеятельности учащихся как основы воспитательного процесса; гуманизации межличностных отношений; дифференциации воспитания.
Слайд №9
Нельзя не согласиться с высказыванием Симоном Львовичем Соловейчиком советским и российским публицистом, журналистом, теоретиком педагогики.
«Для воспитания детей нужен
не великий ум, а большое сердце,
способность к общению,
к признанию равенства души.
И действительно….
Слайд №10
Главным предназначением школы на современном этапе является:
забота о детях, будущем России;
охрана национальной культуры;
воспитание духовно развитой личности.
Слайд №11, 12
Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками.
Характер деятельности классного руководителя зависит от его предшествующего педагогического опыта, длительности работы в данной школе и отношений, культивируемых значимость развития духовно-нравственных ценностей школьников.
Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания школьников.
Как классный руководитель работаю над решением следующих стратегических задач:
• воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
• организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;
• организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;
• организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;
• создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
• укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.
Слайд №13
В нашей школе существует объединение «Родничок», которое осуществляет следующие направления деятельности:
Познавательная деятельность: проведение смотров знаний, определение рейтинга успеваемости по четвертям, участие в предметных неделях, проведение психологических практикумов «Марафони знаний», викторина «Что? Как? Почему?», серии классных часов «Сто тысяч почему», «Занимательная грамматика» и т. д.
Ценностно – ориентировочная: конкурс чтецов «Тебе, Россия», виртуальное путешествие «Если с другом вышел в путь», серии классных часов «Всегда с людьми и для людей…», «Горжусь тобой, моя Россия».
Воспитание гражданственности и патриотизма осуществляется в операциях «Ветеран живет рядом», «Поздравляем ветеранов». Организация встреч с ветеранами военной службы.
Ребятам нравятся эти встречи, они всегда с вниманием и интересом слушают выступления ветеранов, принимают активное участие в оказании помощи бывшим участникам военных действий.
Трудовая деятельность: дежурство по школе, по классу, организация и проведение генеральных уборок и субботников, серии классных часов «Я бы в летчики пошел, пусть меня научат», «Профессия моей мамы», экскурсии «Пожарный всегда на посту».
Художественно-творческая деятельность: организация и проведение вечеров “Золотая осень”, “Как в Новый год Баба-Яга готовила переворот”, “Весенняя капель”, выставка “Наша «классная» галерея”, посещение драматического и кукольного театров,
Обеспечение условий для реализации детей в системе культурных ценностей осуществляю через активное сотрудничество с библиотеками города Моршанска.
Сотрудничество с библиотекой способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.
Физкультурно-оздоровительная деятельность: День Здоровья, «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые эстафеты», «Малые олимпийские игры», тренинги безопасного поведения «Я умею выбирать», «Я умею говорить «Нет!»» тематические классные часы «В стране Чистюль», «Секреты здоровья».
Таким образом, роль духовно-нравственного воспитания в развитии духовно-нравственного потенциала школьников велика, поскольку способствует становлению личности, делает их более самостоятельными, устойчивыми по отношению к негативным влияниям.
Для понимания ребенком основных государственных, национальных и духовных ценностей, традиций проводить общественно-важные мероприятия, как День Защитника Отечества, День Победы, Дни воинской славы России, Международный день семей и т. д.
Духовно-нравственное формирование детей и подростков невозможно без сотрудничества с учреждениями культуры.
Таким образом, можно быть убежденным, что духовно-нравственное развитие растущего поколения содействует профилактике девиантного поведения детей, обеспечивая подготовленность и способность к духовному и нравственному развитию, самосовершенствованию, адекватной самооценке, формулировке и отстаиванию своей точки зрения, критическому оцениванию собственных действий и принятию ответственности за их последствия, способность к преодолению проблем.
Слайд №19
Спасибо за внимание!