Рена Гадживердиева
Рассказывание на тему из личного опыта «Как мы играем зимой на участке»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Связная речь: развивать умения отбирать для рассказа самое интересное существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности; грамматика: активизировать употребление однокоренных слов (снег, снежок, снегурочка, снежинка, заснеженный; зима, зимний, зимовье, зимовать, зимушка-зима, зимовщик); словарь: учить составлять 2-3 предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.
Ход занятия
Воспитатель загадывает детям загадки:
Без рук, без ног
А рисовать умеет.
Публикация «Рассказывание на тему из личного опыта „Как мы играем зимой на участке“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Игры для детей
- Оформление детских садов
- Снежные фигуры, постройки из снега. Оформление зимних участков
- Темочки
(Мороз)
Я как песчинка мал,
А землю покрываю;
Я из воды, а в воздухе летаю;
Как пух лежу я на полях,
Блещу при солнечных лучах.
(Снег)
Отгадывая загадки, дети обосновывают свой ответ, приводят аргументы.
Воспитатель спрашивает детей, в какое время года бывает снег, мороз; какие зимние месяцы известны детям; просит их отгадать, про какой месяц говорится что дни его самые короткие, ночи – самые длинные, а когда он пройдет, приходит Новый год. Делает вместе с детьми вывод о том, что в загадке говорится о декабре.
Затем воспитатель говорит детям пословицу: «Береги нос в большой мороз» - и просит сказать, почему так говорят. Выслушивает рассуждения детей.
Воспитатель даё т задание детям: «Вспомните слова, родственные слову снег». Задает наводящие вопросы:
-Как ласково сказать о снеге? (Снежок)
-Как называются комки снега, которыми играют дети на улице? (Снежки)
-Как называются звездочки из снега, которые падают с неба? (Снежинка)
-Как сказать о горке, сделанной из снега? (Снежная)
-Каким другим словом можно назвать снежную бабу? (Снеговик)
-Как называются цветы, первыми расцветающие прямо из снегу, на проталинках? (Подснежники)
-Как вы объясните, почему подснежники так называются? (Они появляются из-под снега, начинают расти еще под снегом.) (Если дети затрудняются ответить, воспитатель сам дает объяснение)
Воспитатель просит детей подобрать слова, которые рассказывают о том, какой бывает снег. Например, пушистый, а еще какой? (Белый, холодный, хрустящий, блестящий, липкий, мокрый, красивый.)
Затем дети разучивают закличку – «колдуют», чтобы пошел снег; произносят закличку таинственным голосом, совершают руками выразительные движения:
Падай, падай, снег, снежок!
Заметай скорей лужок!
Поле лучше укрывай
Будет больше урожай!
Произносят закличку стоя, хором, 2 раза.
-Как вы считаете, слово зима родственное слову снег? (Нет.) Ведь зимой много снега. Объясните, почему это не родственные слова. (Родственные слова звучат похоже, а в слове зима нет такой части, которая бы звучала похоже на слово снег)
Подберите слова, родственные слову зима.
-Как мы назовем день зимой? (Зимний)
-Как ласково назвать зиму? (Зимушка)
-Как говорят о птицах, которые остаются у нас на зиму? Какие они? (Зимующие.) Что они делают? (Зимуют)
- Слова-родственники не просто должны иметь похожую часть, но и должны быть связаны друг с другом по смыслу. Воспитатель еще раз называет родственные слова: снег, снеговик, снежинки, подснежник; зима, зимний, зимующие, зимушка.
Физкультминутка:
Белые шапки (убрать руки за голову)
На белых березах (поднять руки вверх)
Белый зайчишка на белом снегу (пальцами обеих рук показать зайца)
Белый узор на ветвях от мороза (вращения кулаками обеих рук в вытянутом положении)
По белому снегу на лыжах бегу. (имитировать езду на лыжах руками и ногами)
Воспитатель: «Сегодня мы будем придумывать рассказ на тему «Как мы играем зимой на участке».
-Вспомните, каким бывает участок зимой. Расскажите, как он выглядит, какая погода была в тот день, о котором будете рассказывать, в какие игры вы играете на участке. Следите за тем, чтобы не повторять друг друга. (Следует вызвать не менее шести детей.)
Воспитатель дает новое задание:
- А сейчас придумайте два-три предложения, чтобы в них были слова снежок, подснежник. (Нужно вызвать для ответа не менее трех детей.)
Затем проводится оценка. Воспитатель предлагает отметить, использовали ли дети нужные слова, удачно ли составляли предложения. Если были допущены ошибки, просит детей исправить их, дать свои варианты. Обращает внимание детей на правильное сочетание слов по смыслу.
Далее дается то же задание со словами снеговик, снежная.