Наталья Будякова
Рассказываем детям о православной вере
▼ Скачать + Заказать документы
Весна – не просто одно из времен года, это новая жизнь. Волшебная пора, когда оживает природа, греет ласковое солнце, поют радостно птицы на ветках, все вокруг зеленеет, цветет, благоухает. Время прекрасного настроения, улыбок, счастья, любви. Каждому хочется поделиться своими положительными эмоциями с близкими. В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира.
Публикация «Рассказываем детям о православной вере» размещена в разделах
А еще весна - время больших и значимых православных праздников: Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха. Праздник сам по себе есть событие радостное, которого дожидаются, к которому готовятся, предвкушают. Предвкушают и само это действо и то, что оно с собой принесет.
Религиозные, и в частности православные, праздники рассказывают о нашей церковной истории, раскрывают церковные мифы, это праздники наполняющие душу радостью и умиротворением. Через эту радость праздника ребенок приобщается к христианской культуре и календарю, учится соизмерять с ним события своей жизни. Впитывает вместе с атмосферой праздника и подготовки к нему христианские ценности и то чувство приобщенности к чему-то очень важному и большому.
И, конечно ребенок должен знать, по мере его возможностей, что это за праздник, в честь какого события он празднуется, что он собой знаменует. Это нужно для того, чтобы ребенок осознавал что происходит, для чего это и как это связано с ним лично.
Именно семья - самая близкая и дорогая для ребенка среда, через которую он собственно и воспринимает мир - может помочь ребенку в его приобщении к общей радости и что очень важно его сосредоточение на самом себе, своих чувствах и своих событиях. Если мы сегодня научим детей отмечать церковные праздники, то эти праздники войдут в жизнь всех последующих поколений россиян.
Что можно рассказать ребенку о весенних православных праздниках?
Рассказ сопровождайте иллюстрациями, тогда ребёнку будет легко и интересно слушать Ваш рассказ.
Благовещение. Один из самых торжественных христианских праздников. Называется он так потому, что именно в этот день Мария получила весть о том, что она родит сына, которого будут звать Иисус, и что он станет править народом (благая весть.) В этот праздничный день люди не занимались никакими делами: «На Благовещение птица гнезда не вьет, девка (девушка косы не плетет). Не расчесывались, не варили, печи не топили. Вся семья угощалась тем, что было приготовлено заранее. В этот день по всей Руси, от села к селу, по всем городам разносился торжественный колокольный звон. В старину в день Благовещения был такой обычай: кто держал в холодную зиму различных птиц в клетке, в этот день выпускал их на волю. И дети выходили все из дома во двор, и, выпуская птиц на волю, пели:
Синички –сестрички,
Тетки – чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята – молодцы,
Воры – воробьи.
Вы по полю полетайте,
Вы на поле поживите
К нам весну скорей ведите!
На Благовещение никакого дела не начинают. По народным приметам на Благовещение весна зиму поборола. По этому дню определяли, каким будет лето. А по каким признакам это делали?
Если ночь на Благовещение теплая — весна дружная.
На Благовещение дождь — родится рожь.
Мокрое Благовещение — грибное лето.
Гроза на Благовещение к теплому лету и урожаю орехом.
Сухо — к пожарам,
На Благовещение мороз — к урожаю огурцов.
Вербное воскресенье. Вербное воскресенье было тихим праздником. После этого воскресенья наступала Страстная неделя, в которой каждый день именуется «Великим». Например, «Великий понедельник», «Великий вторник», и т. д. до Пасхи. В старину зелёными ветками пальмы встречали царей, возвращающихся после победы над врагом. В Иерусалиме так встречали спасителя. На Руси пальмовую ветвь заменила ветка вербы, которая, не боясь последних весенних морозов, рано выпускает пушистые сережки. Верба цветет и тем самым обещает, что скоро природа вознаградит нас и всё живущее на земле. Так с давних времен появился обычай отмечать день «Вход Господень в Иерусалим» ветками вербы.
Эти веточки вербы ещё и лечебные. С давних времён существует поверье, что расцветающее, полно сил дерево может передать силу, здоровье, красоту всем, кто его коснётся. А верба, особенно серёжки – распустившиеся почки, считались целебными, наделёнными особой силой. Вот поэтому и до сих пор существует обычай выгонять скот на первый выпас вербными веточками. А женщины на Вербное воскресенье запекали в хлеб шишечки вербы и потом кормили скотину, чтобы не болела. Народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от хвори, а посевы – от града и болезней.
Пасха. Пасха – «праздник праздников», чудесное воскрешение из мертвых Иисуса Христа. Иисус Христос был распят ради искупления грехов человеческих. Воскрес через три дня в седьмой день недели (воскресенье, поэтому каждое воскресение люди не работают в память о воскрешении Христа.
В ночь с субботы на воскресенье происходит пасхальная служба – полуношница, после окончания службы прихожане поздравляли друг друга со светлым праздником, трижды целовались и произносили слова: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», обменивались крашенными яйцами.
Пасха может стать очень ярким и интересным праздником для детей. Ведь детишки всегда с удовольствием помогают маме украшать белой глазурью и цветным сахаром пасхальные куличи, окрашивать яйца в разные цвета или лепить на них нарядные наклейки.
С детьми можно подготовить к Пасхе открытки для родственников, раскрасить вручную яйца и оформить к празднику дом. Но ребенку нужно обязательно рассказать о Пасхе, о ее традициях и истории, о Великом Посте понятными для малыша словами.
Православные праздники для детей – это, прежде всего, знакомство с историей, которую они, возможно, еще не до конца понимают и воспринимают. В наших силах рассказать детям эту историю настолько красочно и доступно, чтобы они прониклись атмосферой святого праздника.
1. Даведьянова Н. С. О понимании духовности в современном обществе. /Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
2. Давыдова Н. В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. - М. : Издательский дом «Покров», 2004;
3. Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление. http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/;
4. Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А. И. Маляревский. http://pedagog.eparhia.ru/.