Наталья Мухамбетова
Ранняя профориентация «Вперед в будущую профессию»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Методическая разработка «Ранняя профориентация» представляет собой целостный четко структурированный педагогический проект для реализации в группе для детей среднего и старшего дошкольного возраста с ТНР. Предлагаемый проект ориентирован на создание в ДОУ условий для ранней профориентации детей. Решение поставленной проблемы планируется через вовлечение воспитанников и родителей в совместную деятельность по профориентации и знакомство с профессией.
Публикация «Ранняя профориентация „Вперед в будущую профессию“» размещена в разделах
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Проект реализуется посредством проведения мероприятий в свободной совместной деятельности, как в групповом помещении, так и в специальных помещениях. В приложении представлены конспекты игровых занятий, бесед с детьми, разные виды игр, чтение художественных произведений с последующим обсуждением, консультации для родителей, разработка мастер класса для педагогов.
Проект рекомендован педагогам дошкольных образовательных организаций и родителям для введения ребенка в мир профессиональной деятельности взрослых.
I.Введение
Мир профориентации в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Знакомство детей с ТНР с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми с ТНР опыта общения с людьми.
Проблема выбора профессий является одной из самых главных задач в жизни каждого человека. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Педагоги Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т. И. Бабаева и А. Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Для того чтобы расширить кругозор средних и старших дошкольников с ТНР о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Ранняя профориентация». Этот проект поможет на примере ближайшего социального окружения познакомить дошкольников с ТНР с профессией швеи, пекаря и плотника. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех ребенка в будущем.
1.1. Актуальность
В статье 64 Закона РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ говорится, что процесс дошкольного образования «направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной
системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
1.2. Цель, задачи и гипотеза проекта
Цель проекта: Создание развивающей предметно - пространственной среды, способствующей ранней профориентации детей среднего и старшего дошкольного возраста с ТНР.
Задачи проекта:
Сформировать представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей.
Формировать у детей с ТНР желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий (швеи, кондитера, плотника).
Развивать у воспитанников эмоционально-положительное отношение к человеку труда.
Закреплять умение детей выражать в игровой деятельности свои впечатления полученные представления о профессиях.
Содействие формированию адекватной позиции родителей на выбор профессии ребенком.
Повысить методическую компетентность педагогических работников ДОУ по вопросам ранней профориентации дошкольников с ТНР.
Гипотеза проекта: если создать условия для ранней профориентационной работы в виде мастерских, разработать и собрать демонстрационный материал, оснастить развивающую предметно - пространственную среду в данном направлении, зонировать группы по уголкам-мастерским, смотивировать педагогов на творческий поиск новых методов и современных технологий работы с детьми с ТНР, то это всего разнообразит познавательную деятельность детей с ТНР, будет способствовать формированию устойчивого интереса к профессиям, пониманию значимости их в жизни общества, приобретению элементарного опыта профессиональных действий на уровне ребенка-дошкольника, повысит компетентность педагогов в данном направлении, а также поможет оснащению развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии с современными требованиями.
1.3 Обоснование наличия необходимых ресурсов
Для реализации проекта могут быть задействованы все зоны групповых помещений.
Групповые помещения условно делятся на зоны или центры. Организация развивающей предметно-пространственной среды помещений педагогически целесообразна, отличается высокой культурой, создает комфортное настроение, способствуя эмоциональному благополучию детей с ТНР.
Центр сюжетно-ролевой игры. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Плотник», «Швея», «Пекарь» изготовлены по собственному дизайну педагогов, подбираются с целью создания условий для реализации интересов детей с ТНР в разных видах сюжетно ролевых игр. Пространство группы зонируется с помощью раскладной ширмы, позволяющей создать игровое пространство по собственному замыслу. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов и их доступность вызывают у дошкольников с ТНР желание играть.
Центр «Будем говорить правильно». В этом центре расположены дидактические игры на развитие речи, развивающие и логические игры, дидактический материал по знакомству детей с ТНР с профессиями. Фотоальбомы с материалом по профессиям родителей, по которым дети составляют рассказы.
Центр «Учимся строить».Строительный центр занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержит: конструкторы различного вида, кубики, крупный и мелкий строительный материал, набор инструментов «Маленький плотник», «Маленький слесарь», контейнер с шурупами, гайками. Все это позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой детей, заниматься постройками, обыгрывая их. Для обыгрывания построек имеются мелкие игрушки, наборы для конструирования «Лего - городская история», которые используются при реализации творческих замыслов воспитанников.
Центр «Умелые руки». Центроснащен необходимым материалом для изготовления атрибутов к сюжетно-ролевым играм. В нем расположены всевозможные игрушки, нитки, ножницы, метр, коллекция «Виды тканей», иголки, пуговицы, наперстки, швейные машинки, ножницы, выкройки (лекала, сантиметровая лента, фартуки, журнал мод, выставка «Одежда», разный вид бумаги, фантики, гвозди, болтики, молотки, дощечки и т. д.
Комната оккупациональной терапии. Оснащена необходимыми атрибутами: кухонный встроенный гарнитур, холодильник, жарочный шкаф, обеденная зона с мягким уголком, стулья большие, чайник электрический, набор столовой посуды (тарелки, кружки, ложки, вилки, ножи, емкость для замешивания теста, наборыдля вырезания печенья, скалки, клеенка, совок со щеткой, тряпка из микрофибры, тазик, детская посуда, краски гуашевые, кисть беличья, баночка для воды, расходные продукты для замешивания теста: мука, масло сливочное, яйца, сахар, соль.
«Столярная мастерская». Оснащена необходимыми атрибутами:стол,стул, наборы: отвёрток, молотков, кистей, шлифовальной бумаги, клей ПВА, верстак, ножовка по дереву, станок точильно-шлифовальный, рубанок электрический, стеллаж для инструментов, спецодежда (очки, фартук, нарукавники, разнообразный лесопильный материал.
1.4 Ожидаемые результаты
Для ребенкас ТНР: В сфере интересов: с интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности; с интересом смотрит фильм о профессиях, предприятиях города, задает вопросы; инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности.
В сфере представлений способен рассказать о профессии и месте работы родителей; об общественной значимости труда; о профессии, наиболее заинтересовавшей и ее значимости.
В сфере опыта и нравственных установок положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности; гордится профессией своих родителей; уверен в себе при выполнении доступных трудовых действий, в совместной со взрослым трудовой деятельности, при выполнении поручений.
Сформирован опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности; опыт работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности; опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека; опыт выполнения простейших трудовых операций по плану, по алгоритму; опыт определения последовательности действий, трудовых операций, планирования труда; опыт взаимодействия с партнерами, оказания помощи партнеру; опыт преодоления трудностей: прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца; опыт самостоятельного выбора и организации элементарной трудовой деятельности.
Для социума:
Для родителей и общества: позитивный образ профессий; родители знают, как познакомить детей с профессией, как развивать способности детей; осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью развития способностей детей; у родителей появляется интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
Для дошкольного учреждения, совершенствования образовательного процесса: разработаны и апробированы методические средства ранней профориентации; организована игровая, предметно пространственная среда профессиональной направленности; разработаны совместные проекты с родителями: «Мастерские профессий»; «Вперед к будущей профессии»; сформирована достаточная профессиональная компетентность педагогов в вопросах ранней профориентации.
II.Содержание
2.1 Теоретические и методологические основания проекта (научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу проекта)
Содержание направлено на воспитание у детей с ТНР положительного, ценностного отношения к труду, формирование познавательного интереса, расширение кругозора в области профессий.
Формирование представлений дошкольников с ТНР о мире труда и профессий, в рамках реализации проекта, осуществляется с учё том традиционных и современных образовательных технологий:
Информационно-коммуникационные технологии. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера: мультимедийные презентации; виртуальные экскурсии на предприятия, представители профессий.
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин). Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Технология исследовательской деятельности (Н. А. Короткова, А. И. Савенков).Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения: опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений; коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений.
Технология проектной деятельности (Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. Киселева, Т. С. Лагода). Проектная деятельность - это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Технология профориентационной работы : введение нового понятия (слова) и/или логическая взаимосвязь; техника безопасности; схемы, карты, условные обозначения (работа детей с символическим материалом);
Ребенок старшегодошкольноговозрастаимеет следующие достижения: обладает установкой положительного отношения к разным видам труда; ориентируется в многообразии профессий технической направленности и трудовых процессов, доступных для детского понимания; у ребенка складывается осознанное понимание роли труда для благополучия жизни человека; устойчивый познавательный интерес к миру профессий; ребёнок обладает развитым воображением.
2.2 .Общий план реализации проекта
В общей сложности всредней и старшей группах планируется создать 3 мастерских в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей: «Кондитерская», «Столярная мастерская», «Ателье».
Этапы реализации проекта
I этап - информационно-аналитический, организационный
Срок реализации: май 2018г. по август 2018г.
На данном этапе будут осуществляться : анализ психолого-педагогических условий в ДОУ, способствующих ранней профессиональной ориентации воспитанников ДОУ; анализ научно-методических исследований по проблеме ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста с ТНР, выявление проблем; организация в образовательном пространстве ДОУ, в условиях реализации ФГОС ДО, предметной развивающей игровой среды, адекватной возрастным особенностям.
II этап – внедренческий
Срок реализации: сентябрь 2018г. по апрель 2020г.
На втором этапе предполагается создание комплекса условий направленных на раннюю профориентацию дошкольников с ТНР в мире профессий средствами предметно – игровой среды: разработка методического комплекта по ранней профориентационной работе с дошкольниками с ТНР, подбор комплекса диагностических методик; апробирование методов и форм (обновление содержания) ознакомления дошкольников с ТНР с профессиональным трудом взрослых; вовлечение в совместную образовательную деятельность всех участников образовательных отношений; периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий.
III этап - рефлексивно – обобщающий (результативный)
Срок реализации:май 2020г. по август 2020г.
На данном этапе будут осуществляться : анализ результатов работы по созданию комплекса условий для профессионального самоопределения воспитанников ДОУ, корректировка;обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста с ТНР представлений о труде взрослых через организацию различных видов детской деятельности.
Подготовительная работа:
1. Для реализации идеи по ранней профориентации средней и старших дошкольников с ТНР сформирована творческая группа. Цель работы творческой группы: изучение нормативных документов, методических рекомендаций, опыта работы по данному направлению;разработка локальных актов дошкольной образовательной организации;разработка ключевых направлений проекта; разработка календарного плана мероприятий проекта.
2. Для успешной реализации проекта планируется дополнить соответствующую развивающую предметно - пространственную среду: много функциональной ширмой длязонирование пространства.
3. Планируется дополнить мини методический кабинет группы дидактическим развивающим материалом: детской литературой о профессиях; познавательными, развивающими мультфильмами; дидактическими развивающими играми – играми на магнитах, настольно-печатными играми, лего-конструктор, книжками с многоразовыми наклейками, рабочими тетрадями по опытно-экспериментальной деятельности.
Система работы по ранней профориентации детей среднего и старшего дошкольного возраста с ТНР строится по трем направлениям:
1. Работа с детьми (беседа, наблюдение, чтение художественной литературы, тематические экскурсии,сюжетно-ролевые игры,виртуальные экскурсии,рассказы,фотовыставки, инсценировка сказки,опыт,выставка рисунков, проекты).
2. Работа с педагогами (беседа, консультация,книжная выставка, мастер-класс, картотека дидактических игр,банк методических материалов, педсовет,творческий отчёт).
3. Работа с родителями (беседа, консультация, день открытых дверей, анкетирование, информационные проспекты для родителей, совместное развлечение, мини-музей, выставка - детских работ, виртуальные занятия с родителями, проекты).
2.3. Полученный результат
Для дошкольного учреждения и педагогов:
1. Создана нормативно – правовая база средствами игрового оборудования на уровне дошкольного учреждения.
2. Личностный рост педагогов - участников реализации проекта, отслеживался через критерии успешности профессионального развития педагога. Созданные условия позволили преломить ситуацию, когда педагог оставался один на один с наукоемкими понятиями, отчего оценивал уровень своего профессионального развития как критический.
3. Педагоги прослушали отчет по теме: «Ранняя профориентация» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
4. Проведен мастер-класс «Сюжетно ролевые игры и профессии»
5. Изучены Интернет–ресурсы для планирования работы с педагогами по теме проекта.
6. Определены педагогические затруднения и потребности педагогов.
7. Проведен первичный анализ полученной информации.
8. Обновлена предметно – игровая среда, способствующая решению поставленных задач.
9. Оформлена выставка «Профессии моего края».
10. Ежегодное увеличение воспитанников в МАДОУ «Детский сад «Ромашка», что доказывает высокий уровень создания комфортных условий в детском саду.
Для детей:
1. Ранняя обще трудовая подготовка, развитие способностей детей.
2. Удовлетворение индивидуальных познавательных интересов дошкольников в разных видах деятельности (ребята сделали кормушку, сшили игрушку и научились печь самостоятельно).
3. Расширение кругозора и формирование системы представлений о группах профессий.
4. Создана картотека бесед и дидактических игр о профессиях с детьми каждой возрастной группы.
5. Подобрана картотека стихов, загадок, пословиц, поговорок о труде.
7. Разработан видео-блок виртуальных экскурсий, подобран видео ряд мультфильмов по ознакомлению с профессиями.
8. Создания альбомов «Моя будущая профессия»
Для родителей:
1. Содействие формированию адекватной позиции родителей на выбор профессии ребенком.
2. Выбор игрушек и наборов игр для ребенка.
3. Способы экспертизы (средства контроля и обеспечения достижения результатов деятельности, позволяющие оценить соответствие критериям);
4. Выросла заинтересованность родителей (законных представителей) в результате данного проекта.
5. Пополнение атрибутов к сюжетно ролевым играм.
6. Создание альбомов «Профессия родителей
III.Заключение
В завершение можно сделать вывод, что практико-ориентированныйпроект «Вперед, в будущую профессию!», позволил нам определить раннюю профориентацию на ступени дошкольного образования, как целенаправленный процесс интеграции ребёнка в социум в специально обогащенной развивающей предметно - пространственной среде.
Создание условий,способствующих формированию у дошкольников интереса к профессиям взрослых, позволило воспитать у дошкольников ценностное отношение к труду взрослых, его результатам, систематизировать знания о трудовом процессе. У детей с тяжелым нарушением речи старшей группы улучшились показатели познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, речи (диалогической стороны, рассуждения и выводы, воображения (творческого и воссоздающего).
В результате проделанной работы можно отметить следующие результаты:
Расширилисьпредставления детей о труде взрослых (большинство детей называют профессии родителей, чем занимаются на работе и какую пользу, принося обществу).
Дети приобрели азы профессиональной деятельности : плотника- изготовили кормушку; швеи- сшили игрушку; кондитера-научились печь самостоятельно печенье.
Повысилась заинтересованность родителей в совместной работе по данной теме и активность участия в мероприятиях.
С педагогами:
Расширилась профессиональная деятельность педагогов по ранней профориентации дошкольников.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых- необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации.
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей.
Представленные материалы данного проекта могут быть востребованы педагогамидля ранней профориентации детейстаршего дошкольного возраста.
В перспективе – продолжить работу по данному направлению и разработать проект по профориентации детей подготовительной к школе группы.
Список используемой литературы
1. Алябьева, Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. М. : Сфера, 2016. – 230 с.
2. Антонова, М. В., Гришняева, И. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С. 93-96.
3. Герасимова, И. Л. О взаимодействии семьи и ДОУ в контексте ранней профориентации дошкольников. Научные достижения и открытия. Сборник статей XVII Международного научно-исследовательского конкурса : в 2 ч. Пенза, 2020. С. 55-57.
4. Гордеева, Н. А., Кащеева, Л. В. Раннее профессиональное самоопределение дошкольников // Профессиональное самоопределение детей и молодежи: сб. матер. межмуниципальной научно-практической конференции. Братск, 2017. – С. 43-47.
5. Кем я стану? Серия Твой удивительный мир. М. :ГеоДом, 2016. – 247 с.
6. Кондратенко, И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 64 с.
7. Кондрашов, В. П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников. – Саратов : СГУ, 2001. – 173 с.
8. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт. - сост. Л. Е. Кыласова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 367 с.
9. Нищева, Н. В. Картотека предметных картинок Профессии. – М. : Детство-пресс, 2014. – 257 с.
10. Пономарева, Л. И., Ган, Н. Ю. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе ранней профориентации дошкольников // Проблемы современного педагогического образования – 2016. – № 53-7. – С. 175-181.
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. [Электронный ресурс]. URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42118/
12. Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014 №1598 Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
13. Пряжников, Н. С. Активизирующая профконсультация : теория, методы, программы. М. : Академия, 2014. – 236 с.
14. Ранняя профориентация дошкольников : Пособие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с промышленными предприятиями города Пензы. – Пенза, 2014. -103 с.
15. Рылова, Н. Т. Профориентационная работа с воспитанниками дошкольных образовательных организаций: метод. рекомендации. – Кемерово : ГБУ ДПО КРИРПО, 2019. – 94 с.
16. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. –М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с.
17. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - Москва «Просвещение», 1990.-15 с.