Светлана Григорова
Ранний возраст и музыкальные занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни каждого ребёнка, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
Этот период — один из самых сложных для ребёнка, его родителей и педагогов, т. к. именно в этом возрасте (на 3 году жизни) детей чаще всего приводят в детский сад. Начинается сложный и болезненный период — адаптация. Поэтому главная задача музыкального воспитания — использование игровых технологий как средство эмоционального взаимодействия ребёнка со взрослым. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у детей радостные эмоции, интерес к музыке, песням, пляскам, увлечь и занять его. Музыкальные занятия у детей раннего возраста проходят всегда в игровой форме. В них сквозным сюжетом объединены такие виды музыкальной деятельности как слушание музыки, пение (подпевание, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
Публикация «Ранний возраст и музыкальные занятия» размещена в разделах
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности. Уже в раннем возрасте на музыкальных занятиях ребенок имеет возможность в игре быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выполнять простейшие игровые действия, танцевальные движения, подпевать повторяющиеся слова и звукоподражания.
Очень важно в данной возрастной группе использование интересного и яркого наглядного материала и обыгрывание его на занятиях. Это могут быть:
иллюстрации и репродукции с коротким и интересным рассказом;
раздаточный дидактический материал (мячи, кубики, шишки, клубочки, платочки);
игровые атрибуты (маски, шапочки);
музыкальные инструменты (погремушки, бубны, ложки, колокольчики);
аудио и видеоматериалы;
«живые» игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы).
Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание поиграть, принять участие в том или ином виде музыкальной деятельности. И как результат этого — эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.
Дидактическая игра «Собрались все дети в круг»
Задачи: развивать у детей умения взаимодействовать с коллективом и толерантного отношения.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
1. Песенка - приветствие «Начинаем заниматься» Е. Железнова
Задачи: настроить детей на музыкальную деятельность, способствовать формированию положительного, доброжелательного эмоционального фона.
И. п. Дети стоят в кругу, держатся за руки.
Поет музыкальный руководитель. Воспитатель с детьми в кругу.
1. Ну-ка, все - встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять –
Ручками качать.
Идут хороводным шагом др. за др.
2. Начинаем заниматься,
Будем с вами мы стараться
Повторять, не зевать,
Всё запоминать!
Останавливаются лицом в круг. Держатся за руки, покачивают руками.
3. Ну-ка, все - встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять –
Ручками махать
Идут хороводным шагом др. за др.
4. Начинаем заниматься,
Будем с вами мы стараться
Повторять, не зевать,
Всё запоминать!
Останавливаются лицом в круг.
Опускают руки, взмахи руками
вверх-вниз
2. Песенка –игра «Розовые щёчки» Г. Вихарева
Задачи: развивать слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма. Формировать желание подпевать повторяющиеся интонации. Способствует повышению эмоционального тонуса малышей, созданию хорошего настроения.
И. п. Дети стоят в рассыпную по залу. Движения выполняют под пение и показ музыкального руководителя (воспитателя). Дети подпевают.
1. Малыши, малыши,
Розовые щечки,
А у нас, а у нас
Звонкие хлопочки!
По возможности подпевают.
Закрывают ладошками щёчки.
Показывают.
Проигрыш
Хлопают в ладошки
2. Малыши, малыши,
Розовые щечки.
А у нас кулачки,
Словно молоточки.
Закрывают ладошками щёчки.
Показывают.
Проигрыш
Ударят кулачком по кулачку
3. Малыши, малыши,
Розовые щечки!
А у нас, а у нас
Весело в садочке.
Закрывают ладошками щёчки.
Показывают.
Проигрыш
Пляшут, легко прыгая на месте.
4. Малыши, малыши,
Розовые щечки!
А у нас, а у нас
Ротик на замочке!
Закрывают ладошками щёчки.
Показывают.
Проигрыш
Указательный палец ритмично прикладывают к губам
Говорком:
По секрету скажем вам,
Очень любим наших мам!
Пальчиком правой руки «грозят»
Поднимают руки вверх
Проигрыш
Хлопают в ладоши.
3. Слушание музыки. Игра-показ с подпеванием «Оденем Мишку на прогулку» муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой.
Задачи: Развивать умение вслушиваться в музыку, в ее образное содержание и проявлять активный интерес к новой песне. Побуждать детей к подпеванию и пению. Закреплять представление о предметах верхней одежды и порядок их надевания, активизация словаря.
Описание игры:
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель сидит за столом перед детьми. Здесь же, лежит одежда Мишки, которая уже знакома детям по предыдущему занятию. Музыкальный руководитель рассказывает, что Мишка собираются на прогулку, но не знает, что надо надевать сначала, а что потом. Надо ему помочь. Поет не спеша песенку, а воспитатель одевает Мишку. Последнее слово в каждой строчке подпевают дети.
1. Я надену Мишке тёплые штанишки,
Тёплые штанишки я надену Мишке.
Вот так, вот так - теплые штанишки.
2. Я надену Мишке синее пальтишко,
Синее пальтишко я надену Мишке.
Вот так, вот так - синее пальтишко.
3. А когда пойдешь гулять надо шапку надевать!
А когда пойдешь гулять надо шапку надевать!
Вот так, вот так – надо шапку надевать.
Когда песенка спета, педагог продолжает, ласково гладя Мишку
Говорком:Мишку мы возьмем гулять, будем в саночках катать!
Всё! Одели Мишку!
А вы знаете откуда Мишка к нам пришел? Он пришел из магазина игрушек. Там живут заводные игрушки, и они умеют двигаться под музыку. А вы хотите там побывать? Приглашаю вас туда.
4. Музыкально-ритмическое упражнение «Заводные игрушки». Видеоролик.
Задачи: Расширять двигательный опыт детей. Формировать основные двигательные навыки – ходьба, бег, полуприседания «пружинка», легкие прыжки. Развивать способность выразительно двигаться под музыку в соответствии с игровым образом (солдат, лошадка, машина, кукла, мяч)
Описание игры:
Дети стоят около экрана, на котором появляются заводные игрушки, двигающиеся под музыку. Дети выполняют музыкально-ритмические движения в соответствии с характером музыки.
Солдатик
Ритмичная ходьба
Лошадка
Прямой галоп
Машина
Легкий бег на носках
Кукла
«Пружинка»
Мяч
Легкие прыжки
5. Игра «Погремушка». Музыка народная.
Автор материала И. Плакида
Задачи: Приучать детей участвовать в коллективной игре, слышать и понимать, о чем поется в песенке. Развивать навык выполнять игровые движения с предметами, формировать умение играть на детских музыкальных инструментах (погремушке). Вызывать интерес к совместным действиям с воспитателем, положительный эмоциональный настрой.
Описание игры:
Музыкальный руководитель рассказывает детям о том, что в игрушечном магазине есть большая и красивая коробка. Показывает ее. Сильно встряхивает ее насколько раз. Спрашивает детей, что может в ней лежать? (дети дают ответы). Предлагает открыть ее посмотреть, что же там. Достает погремушки. Рассказывает и знакомит детей с приемами игры. Раздает погремушки детям. Воспитатель с детьми выполняет игровые действия по ходу песни в соответствии с текстом.
Погремушка, погремушка.
Развеселая игрушка
Погремушку подниму,
Веселее позвеню!
Дети за воспитателем двигаются по кругу. Погремушка в руке перед собой
Проигрыш
Дети останавливаются. Ритмично звенят, погремушка поднята вверх
Муз. руководитель: Ай!
Ребятки, где ваши погремушки?
Все прячут погремушку за спину.
Дети: Вот они! (показали)
Погремушка, погремушка.
Развеселая игрушка
Погремушку держу,
По ладошке постучу!
Движения как 1 куплете
Проигрыш
Дети останавливаются. Ритмично стучат погремушкой по ладошке
Муз. руководитель: Ай!
Ребятки, где ваши погремушки?
Все прячут погремушку за спину.
Дети: Вот они! (показали)
Погремушка, погремушка.
Развеселая игрушка
Погремушку держу,
По коленке постучу!
Движения как 1 куплете
Проигрыш
Дети останавливаются. Ритмично стучат погремушкой по коленке.
Муз. руководитель: Ай!
Ребятки, где ваши погремушки?
Все прячут погремушку за спину.
Дети: Вот они! (показали)
Погремушка, погремушка.
Развеселая игрушка
Погремушку держу,
По носочку постучу!
Движения как 1 куплете
Проигрыш
Дети останавливаются. Присев ритмично стучат погремушкой по носочкам ступней.
Муз. руководитель: Ай!
Ребятки, где ваши погремушки?
Все прячут погремушку за спину.
Дети: Вот они! (показали)
6. Танец- игра «Вот какие кубики» Г. Вихарева.
Задачи: Развивать ловкость, слуховое внимание и координацию движений, чувство ритма. Умение различать контрастные части в музыке
Описание игры:
Педагог предлагает детям отгадать что лежит в красивом мешочке. Дает детям потрогать и назвать что там. Задает вопрос «Для чего нужны кубики?», «Что с ними можно делать?». Раздает всем детям по два кубика. Говорит о том, что сегодня мы не будем строить башню или домик, а будем с кубиками танцевать. Кубики у нас веселые, шумные и очень хотят поиграть с ребятками.
И. п. : дети с кубиками обеих руках стоят в кругу или в произвольном порядке по залу.
1. Вот какие кубики подарили нам
Кубика красивые- нашим малышам.
Подняв руки с кубиками вверх делают «фонарики», чуть пружиня ногами
Проигрыш
Кружатся
2. Вот как наши кубики весело стучат
Вот как наши кубики радуют ребят!
Стучат кубик о кубик, держа перед собой
Проигрыш
Стучат кубиками часто-часто -«бой»
3. Словно каблучками по полу топ- топ!
Каблучки устали и на месте – стоп!
Присед стучат кубиками по полу
Указательный палец прикладывают к губам, знак «тишина»
4. Повторяются слова 1 куплета
7. Пляска «Развлекалочка» Е. Курячий
Задачи: Развивать координацию движений и чувство ритма. Формировать умение выполнять движения в парах, расширять двигательный опыт, умение согласовывать движения с текстом песни и музыкой.
И. п. : Дети стоят парами, лицом друг к другу.
1. Руки ставим на бочок,
Выставляем каблучок
Туки-тук, туки-тук,
Вот как пляшет наш каблук
Руки на поясе, «каблучок»
Притопы ногой поочерёдно
Проигрыш
Кружатся в парах
2. Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в ладушки играть.
Напечём оладушки
Для любимой бабушки
Хлопки– печём оладушки
Проигрыш
Хлопают в ладоши
3. Что за странные дела?
В гости к нам коза пришла!
С острыми рогами,
Полюбуйтесь сами!
Руки на щёчки, качаем головой
Сделать рожки, покачать головой
Проигрыш
«Бодают» друг друга
4. Два весёлых кулачка
Застучали та-та-та.
Заплясали пальчики
У девочек и мальчиков
«Молоточки»
Показывают ладошки, шевелят пальчиками
5. Чоки-чоки-чоки-чок,
Раскрутился наш волчок.
Тише-тише, остановка,
Ах, как кружится головка
Мы немного постоим,
Себе пальцем погрозим
Ай-ай-ай, не упади,
Тихо-смирно посиди
Кружатся на месте, руки на поясе
Замедляют кружение
Руки к голове, качаем в стороны
Грозят пальчиком
Присаживаются на корточки
6. Посидели, помолчали,
Ах как тихо в нашем зале.
Отдохнули и опять
Мы готовы озоровать
Сидят, качают головой
Встают, прыжки на месте.