Получи документы

Раннее выявление семей СОП и группы риска в условиях МКДОУ

Ирина Павлова
Раннее выявление семей СОП и группы риска в условиях МКДОУ

Социальная политика правительства в сфере детства в течение последних лет нацеливает отрасль образования на создание и внедрение в деятельность учреждений эффективных технологий, позволяющих предупреждать и выявлять ситуации детского и семейного неблагополучия на ранних стадиях, выстраивать работу с семьями и детьми, в зависимости от сложности испытываемых ими проблем, отслеживать результаты этой работы.

Публикация «Раннее выявление семей СОП и группы риска в условиях МКДОУ» размещена в разделах

Анализ социального паспорта семей показывает, что некоторые семья испытывает ряд социальных проблем: снижение жизненного уровня многих семей, отсутствие рабочих мест, трудные материальные условия, конфликты между супругами, увеличение количества разводов. С другой стороны, прослеживается внимание государства общества к проблемам семьи, разрабатываются комплексные целевые программы по повышению роли семьи в воспитании детей, выплачиваются денежные пособия. Однако есть семьи, которые наиболее уязвимы и могут понести ущерб от определенных социальных воздействий социального характера – это семьи находящиеся в социально опасном положении. И дети в таких семьях наиболее подвержены риску.

В соответствии с ФГОС ДО и Законом об Образовании, детский сад призван помочь семьям в преодолении трудностей семейного воспитания. А семьи, находящиеся в социально-опасном положении (СОП) особенно нуждаются в помощи. Работа с неблагополучными семьями в нашем ДОУ ведется активно. В настоящее время на основе накопленного опыта разработана модель сопровождения семей СОП на основе сотрудничества специалистов ДОУ с родителями.

Поэтому раннее выявление неблагополучных семей и оказание им помощи в воспитании детей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений. Это необходимо для того, чтобы помочь малообеспеченным, многодетным, неполным семьям в решении проблем воспитания и обучения дошкольников. Задача педагогов ДОУ – обеспечить психолого-педагогическое сопровождение семьи, и как следствие, профилактику социально опасного положения и жестокого обращения взрослых с детьми.

Вопрос поиска и осуществления разных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Представляю опыт работы по раннему выявлению и организацию работы семей СОП и группы риска в МКДОУ детский сад «Теремок».

Целью работы является формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей, находящихся в социально-опасном положении (СОП) и группы риска в условиях ДОО.

Успешное осуществление этой цели невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Семьи СОП и группы риска нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны детского сада.

Задачи:

1. Побуждение к сознательной деятельности по развитию и воспитанию ребенка в семье;

2. Повышение правовой и психолого-педагогической культуры родителей;

3. Оказание консультативно-методической помощи родителям в вопросах воспитания и развития ребенка;

4. Проведение профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации.

На основании следующих нормативно-правовых аспектов в нашем в детском саду ведется работа с семьями СОП и группы риска.

1. Международная Конвенция ООН о правах ребенка;

2. Конституция РФ;

3. Семейный кодекс РФ;

4. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

5. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 №120-ФЗ;

6. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

7. Устав ДОУ.

Перечень документов по работе с семьями СОП и группы риска.

• На основании приказа от 22.10.2021 г. №185/1

• «О назначении ответственных за организацию работы с семьями находящимися в социально-опасном положении и группы риска»

• Положение «О работе с семьями, находящимися в СОП и группе риска».

• Положение «О постановке на внутрисадовский учет и снятие с учета семей СОП и группы риска».

• Материалы для постановки на внутрисадовский учет семей СОП и группы риска;

• Журнал внутрисадовского учета;

• Журнал посещение семей;

• Годовой план работы с семьями СОП и группы риска;

• Программа профилактических мероприятий по предупреждению социально-опасного положения.

Алгоритм действий по работе с семьями СОП и группы риска в МКДОУ детский сад «Теремок» на учет автоматически ставится семья, которая состоит на учете в ПДН, КДН.

1. Формируется банк данных.

2. Диагностика и классификация семей.

3. Планирование работы и привлечение специалистов. Работа Совета профилактики.

4. Оказание специальной помощи семьям.

Социально-информационная помощь: это информация о льготах для родителей, психолого-педагогическое и правое просвещение;

Социально-правовая помощь: это правовая помощь в воспитании детей, контроль за соблюдением прав ребенка;

Социально-экономическая помощь: это содействие в получении компенсации за оплату за детский сад;

Социально-педагогическая помощь:

1) контроль над обстановкой в семье – посещение семей обследование жилищно-бытовых условий;

2) индивидуальное консультирование специалистов ДОУ;

3) привлечение родителей к участию в жизни ДОУ – это совместные праздники, развлечения, - участие в конкурсах и выставках.

Социально-психологическая помощь - это создание благоприятного микроклимата в семье и ДОУ: это коррекционные занятия, встречи, тренинги, собрания с родителями. Индивидуальные консультации с родителями;

Медико-социальная помощь: осмотр и наблюдение детей, диагностика здоровья: рекомендации, консультации для родителей и назначение лечения.

Банк данных семей формируется по следующему направлению:

1. Постановление с ПДН, КДН, если семья состоит на учете.

2. Посещение семей составление акта жилищно-бытовых условий.

3. Обследование семей составление социальных паспортов

4. Наблюдение и диагностика детей.

Диагностический этап работы с такими семьями, во-первых, определяется статус семьи. Во-вторых, советом профилактики изучается причина неблагополучия семьи.

Используются следующие методы диагностики:

1. Опрос-анкетирование родителей:

2. Используются тесты в результате обработки данных делается анализ.

3. Биографический метод: сбор сведений о семье с целью банка данных воспитанников, изучение документов (медицинских карт, данных поступивших от ПДН, КДН).

4. Тестирование: проективный тест Эдмиллера «Семейная циклограмма», методика «Социальный портрет семьи» – протоколы методик.

5. Ведется наблюдение воспитателями: посещение семей ребенка, наблюдение за детско-родительскими взаимоотношениями - составление актов посещение семей, дневник наблюдений.

Для диагностика психического состояния ребенка: используется тестирование и проективные методики «Рисунок семьи». Данная методика отражает, в первую очередь, переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам.

Документы хранятся у заместителя директора. В состав Совета профилактики входят: заместитель директора, педагог-психолог, воспитатели групп, медсестры, врач-невролог.

На каждую семью заводится папка, в которую входят следующие документы:

• Социальный паспорт семьи;

• Акт обследования;

• Журнал наблюдения и оценки детей;

• План индивидуальной профилактической работы;

• Постановление о профилактической работы с семьей, находящей в СОП, характеристика и справка на воспитанника (для семей, которые состоят на учет в ПДН).

В состав Совета профилактики входят: заместитель директора, педагог-психолог, воспитатели групп, медсестры, врач-невролог. При планировании работы с семьями СОП и группы риска со специалистами ДОУ соблюдается индивидуальный подход в каждой семье, так как у всех разные причины и проблемы.

Например, «Семья М» - данная семья до оформления в детский сад состояла на учете в ПДН, могут длительное время не посещать детский сад. Был большой долг по оплате за детский сад.

Воспитатели владеют основной информацией в группе, которые ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия. Ведут дневник наблюдений, заполняют журнал оценки развития, беседуют с родителями. Посещает семью не только во время операции «Всеобуч» и рейдовым мероприятиям в праздничные дни, но по мере необходимости.

Основные формы работы педагога-психолога с детьми группы риска : наблюдение, беседа, диагностика эмоционально-волевой, интеллектуальной и личностной сфер, коррекционно-развивающая работа. Ведет диагностическую работу с родителями, консультирует, беседует. Посещает семью вместе с воспитателями.

Учитель-логопед и дефектолог беседуют и консультируют и дают рекомендации для родителей, ведут коррекционную работу с воспитанниками.

Врач-невролог и медсестры ведут осмотр ребенка, консультацию родителей. Врач-невролог назначает лечение детям, у которых есть жалобы.

Результат профилактической работы с данной семьё й такой: семья снята с учета ПДН. Со второго полугодия девочка стала без пропусков посещать детский сад, мама устроилась на постоянную работу, оплатила долг за детский сад.

В каждой семье специалисты ведут работу по принципу индивидуальный подход. Если у детей есть в проблемы в развитии и нарушение в развитии речи направляются в районную ПМПК для заключение и направление посещения группы компенсирующей направленности. Чтобы ребенок получил коррекционную помощь специалистов ДОУ. Или рекомендации от специалистов комиссии для дальнейшего медицинского обследования и наблюдения. Критерии снятия проблемной семьи

с внутрисадовского учета такие - позитивные изменения ситуации в семье, сохраняющиеся длительное время (минимум 6 месяцев) и смена ДОУ, смена места жительства, окончание посещения в ДОУ (выпуск дошкольника).

Основание для снятия с внутрисадовского учета является решение о снятии с внутрисадовского контроля по истечении установленного срока и при положительных результатах принимается на Совете профилактики и фиксируется в журнале учета семей СОП и группы риска.

Ответственность и контроль за проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, поставленных на внутрисадовский учет, несут педагоги, назначенные решением Совета профилактики образовательного учреждения. Контроль за результативностью проводимой работы возлагается на педагога-психолога.

Систематическая работа с семьями СОП и группы риска показывает положительный результат. Родители идут на контакт со специалистами, приглашаются на беседу с директором. Родители трудоустраивались, детям в семье уделяется больше времени и внимания, в результате чего разрешались поведенческие проблемы детей. Регулярный патронаж, контроль позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактически социальной дезадаптации семьи, а нашем детском саду.

Павлова Ирина Валентиновна

должность: педагог-психолог

МКДОУ детский сад «Теремок»

Публикации по теме:

«Раннее развитие — вред или благо?» Консультация для родителей О раннем развитии ребенка мы слышим везде - в информационных программах на телевидении, от родителей и знакомых. Эта тема много и подробно.

Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ. Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями Российское законодательство регулирует вопросы по социальной защите прав несовершеннолетних, основываясь на нормах международного права.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослымиБеседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослыми Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Открытие в МКДОУ Мини-музея «Русская изба»Открытие в МКДОУ Мини-музея «Русская изба» День открытых дверей. Открытие Мини-музея "Русская изба". Создатель сценария и ведущая Мануковская Галина Михайловна. Под руководством.

План работы методического объединения МКДОУ на 2016–2017 учебный год «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКДОО д/с №5 ___Л. Б. Битуева План работы методического объединения педагогов МКДОО д/с №5 на 2016-2017учебный.

Протокол заседания методического объединения МКДОУ ДС Протокол Заседания методического объединения МКДОУ Д/С №5№ 1 от 12. 09. 16 г. Присутствовало: 24 педагога. Отсутствовало: 2 педагога по.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Раннее выявление семей СОП и группы риска в условиях МКДОУ
Опубликовано: 9 ноября 2023 в 10:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД