Ирина Павлова
Раннее выявление семей СОП и группы риска в условиях МКДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Социальная политика правительства в сфере детства в течение последних лет нацеливает отрасль образования на создание и внедрение в деятельность учреждений эффективных технологий, позволяющих предупреждать и выявлять ситуации детского и семейного неблагополучия на ранних стадиях, выстраивать работу с семьями и детьми, в зависимости от сложности испытываемых ими проблем, отслеживать результаты этой работы.
Публикация «Раннее выявление семей СОП и группы риска в условиях МКДОУ» размещена в разделах
Анализ социального паспорта семей показывает, что некоторые семья испытывает ряд социальных проблем: снижение жизненного уровня многих семей, отсутствие рабочих мест, трудные материальные условия, конфликты между супругами, увеличение количества разводов. С другой стороны, прослеживается внимание государства общества к проблемам семьи, разрабатываются комплексные целевые программы по повышению роли семьи в воспитании детей, выплачиваются денежные пособия. Однако есть семьи, которые наиболее уязвимы и могут понести ущерб от определенных социальных воздействий социального характера – это семьи находящиеся в социально опасном положении. И дети в таких семьях наиболее подвержены риску.
В соответствии с ФГОС ДО и Законом об Образовании, детский сад призван помочь семьям в преодолении трудностей семейного воспитания. А семьи, находящиеся в социально-опасном положении (СОП) особенно нуждаются в помощи. Работа с неблагополучными семьями в нашем ДОУ ведется активно. В настоящее время на основе накопленного опыта разработана модель сопровождения семей СОП на основе сотрудничества специалистов ДОУ с родителями.
Поэтому раннее выявление неблагополучных семей и оказание им помощи в воспитании детей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений. Это необходимо для того, чтобы помочь малообеспеченным, многодетным, неполным семьям в решении проблем воспитания и обучения дошкольников. Задача педагогов ДОУ – обеспечить психолого-педагогическое сопровождение семьи, и как следствие, профилактику социально опасного положения и жестокого обращения взрослых с детьми.
Вопрос поиска и осуществления разных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Представляю опыт работы по раннему выявлению и организацию работы семей СОП и группы риска в МКДОУ детский сад «Теремок».
Целью работы является формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей, находящихся в социально-опасном положении (СОП) и группы риска в условиях ДОО.
Успешное осуществление этой цели невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Семьи СОП и группы риска нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны детского сада.
Задачи:
1. Побуждение к сознательной деятельности по развитию и воспитанию ребенка в семье;
2. Повышение правовой и психолого-педагогической культуры родителей;
3. Оказание консультативно-методической помощи родителям в вопросах воспитания и развития ребенка;
4. Проведение профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации.
На основании следующих нормативно-правовых аспектов в нашем в детском саду ведется работа с семьями СОП и группы риска.
1. Международная Конвенция ООН о правах ребенка;
2. Конституция РФ;
3. Семейный кодекс РФ;
4. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
5. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 №120-ФЗ;
6. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
7. Устав ДОУ.
Перечень документов по работе с семьями СОП и группы риска.
• На основании приказа от 22.10.2021 г. №185/1
• «О назначении ответственных за организацию работы с семьями находящимися в социально-опасном положении и группы риска»
• Положение «О работе с семьями, находящимися в СОП и группе риска».
• Положение «О постановке на внутрисадовский учет и снятие с учета семей СОП и группы риска».
• Материалы для постановки на внутрисадовский учет семей СОП и группы риска;
• Журнал внутрисадовского учета;
• Журнал посещение семей;
• Годовой план работы с семьями СОП и группы риска;
• Программа профилактических мероприятий по предупреждению социально-опасного положения.
Алгоритм действий по работе с семьями СОП и группы риска в МКДОУ детский сад «Теремок» на учет автоматически ставится семья, которая состоит на учете в ПДН, КДН.
1. Формируется банк данных.
2. Диагностика и классификация семей.
3. Планирование работы и привлечение специалистов. Работа Совета профилактики.
4. Оказание специальной помощи семьям.
• Социально-информационная помощь: это информация о льготах для родителей, психолого-педагогическое и правое просвещение;
• Социально-правовая помощь: это правовая помощь в воспитании детей, контроль за соблюдением прав ребенка;
• Социально-экономическая помощь: это содействие в получении компенсации за оплату за детский сад;
• Социально-педагогическая помощь:
1) контроль над обстановкой в семье – посещение семей обследование жилищно-бытовых условий;
2) индивидуальное консультирование специалистов ДОУ;
3) привлечение родителей к участию в жизни ДОУ – это совместные праздники, развлечения, - участие в конкурсах и выставках.
• Социально-психологическая помощь - это создание благоприятного микроклимата в семье и ДОУ: это коррекционные занятия, встречи, тренинги, собрания с родителями. Индивидуальные консультации с родителями;
• Медико-социальная помощь: осмотр и наблюдение детей, диагностика здоровья: рекомендации, консультации для родителей и назначение лечения.
Банк данных семей формируется по следующему направлению:
1. Постановление с ПДН, КДН, если семья состоит на учете.
2. Посещение семей составление акта жилищно-бытовых условий.
3. Обследование семей составление социальных паспортов
4. Наблюдение и диагностика детей.
Диагностический этап работы с такими семьями, во-первых, определяется статус семьи. Во-вторых, советом профилактики изучается причина неблагополучия семьи.
Используются следующие методы диагностики:
1. Опрос-анкетирование родителей:
2. Используются тесты в результате обработки данных делается анализ.
3. Биографический метод: сбор сведений о семье с целью банка данных воспитанников, изучение документов (медицинских карт, данных поступивших от ПДН, КДН).
4. Тестирование: проективный тест Эдмиллера «Семейная циклограмма», методика «Социальный портрет семьи» – протоколы методик.
5. Ведется наблюдение воспитателями: посещение семей ребенка, наблюдение за детско-родительскими взаимоотношениями - составление актов посещение семей, дневник наблюдений.
Для диагностика психического состояния ребенка: используется тестирование и проективные методики «Рисунок семьи». Данная методика отражает, в первую очередь, переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам.
Документы хранятся у заместителя директора. В состав Совета профилактики входят: заместитель директора, педагог-психолог, воспитатели групп, медсестры, врач-невролог.
На каждую семью заводится папка, в которую входят следующие документы:
• Социальный паспорт семьи;
• Акт обследования;
• Журнал наблюдения и оценки детей;
• План индивидуальной профилактической работы;
• Постановление о профилактической работы с семьей, находящей в СОП, характеристика и справка на воспитанника (для семей, которые состоят на учет в ПДН).
В состав Совета профилактики входят: заместитель директора, педагог-психолог, воспитатели групп, медсестры, врач-невролог. При планировании работы с семьями СОП и группы риска со специалистами ДОУ соблюдается индивидуальный подход в каждой семье, так как у всех разные причины и проблемы.
Например, «Семья М» - данная семья до оформления в детский сад состояла на учете в ПДН, могут длительное время не посещать детский сад. Был большой долг по оплате за детский сад.
Воспитатели владеют основной информацией в группе, которые ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия. Ведут дневник наблюдений, заполняют журнал оценки развития, беседуют с родителями. Посещает семью не только во время операции «Всеобуч» и рейдовым мероприятиям в праздничные дни, но по мере необходимости.
Основные формы работы педагога-психолога с детьми группы риска : наблюдение, беседа, диагностика эмоционально-волевой, интеллектуальной и личностной сфер, коррекционно-развивающая работа. Ведет диагностическую работу с родителями, консультирует, беседует. Посещает семью вместе с воспитателями.
Учитель-логопед и дефектолог беседуют и консультируют и дают рекомендации для родителей, ведут коррекционную работу с воспитанниками.
Врач-невролог и медсестры ведут осмотр ребенка, консультацию родителей. Врач-невролог назначает лечение детям, у которых есть жалобы.
Результат профилактической работы с данной семьё й такой: семья снята с учета ПДН. Со второго полугодия девочка стала без пропусков посещать детский сад, мама устроилась на постоянную работу, оплатила долг за детский сад.
В каждой семье специалисты ведут работу по принципу индивидуальный подход. Если у детей есть в проблемы в развитии и нарушение в развитии речи направляются в районную ПМПК для заключение и направление посещения группы компенсирующей направленности. Чтобы ребенок получил коррекционную помощь специалистов ДОУ. Или рекомендации от специалистов комиссии для дальнейшего медицинского обследования и наблюдения. Критерии снятия проблемной семьи
с внутрисадовского учета такие - позитивные изменения ситуации в семье, сохраняющиеся длительное время (минимум 6 месяцев) и смена ДОУ, смена места жительства, окончание посещения в ДОУ (выпуск дошкольника).
Основание для снятия с внутрисадовского учета является решение о снятии с внутрисадовского контроля по истечении установленного срока и при положительных результатах принимается на Совете профилактики и фиксируется в журнале учета семей СОП и группы риска.
Ответственность и контроль за проведение индивидуальной профилактической работы в отношении семей, поставленных на внутрисадовский учет, несут педагоги, назначенные решением Совета профилактики образовательного учреждения. Контроль за результативностью проводимой работы возлагается на педагога-психолога.
Систематическая работа с семьями СОП и группы риска показывает положительный результат. Родители идут на контакт со специалистами, приглашаются на беседу с директором. Родители трудоустраивались, детям в семье уделяется больше времени и внимания, в результате чего разрешались поведенческие проблемы детей. Регулярный патронаж, контроль позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактически социальной дезадаптации семьи, а нашем детском саду.
Павлова Ирина Валентиновна
должность: педагог-психолог
МКДОУ детский сад «Теремок»