Лариса Нестерова
Радуга должна выстрелить…
▼ Скачать + Заказать документы
Грим и костюм… Какое значение они имеют в современном театре? Огромное и мизерное… Театр без грима…Грим без театра…Костюм в театре…И театр без костюма… Все формы существования этих величин вполне возможны в художественной практике. И в детском театре в том числе.
Грим и костюм как антураж спектакля может решить многие проблемы. За ними можно что-то спрятать, а что-то, наоборот выгодно преподнести. Использование разнообразного грима и костюмов будит детскую фантазию, а их отсутствие заставляет задуматься…В конце концов грим и костюм могут служить воспитательным средством в детском театре…
Публикация «Радуга должна выстрелить…» размещена в разделах
Поговорим сначала о костюме, о его преимуществах и недостатках. Так, например, непрофессиональную игру актеров или некую режиссерскую несостоятельность вполне можно скрыть за ослепительным (в прямом и переносном смысле) костюмом. Часто бывает так, что дети с малоразвитой фантазией и опытом актерского мастерства, психологически и физически не могут выглядеть нехорошо на фоне других детей – это вполне естественно и понятно, у них не получается найти выход из ситуации, вот и приходится режиссеру прибегать, например, к помощи костюмов. Но тогда уже можно заявить ребенку, что его ответственность за образ повышается, да и он сам готов работать более четко и собрано. Прежде, чем одеть в таком случае на маленького актера костюм, мы прорабатываем характеристику образа, думаем над вопросом: как может помочь актеру такой костюм и грим, как он должен уже вести себя? Как правило, в этой ситуации, костюм актера выглядит несколько интереснее, чем он может быть, конечно же, с педагогической точки зрения это отмечается, чтобы ответственность, возложенная на юного артиста, была им с честью выполнена…
Случается, что режиссер не может найти нужного предназначения юным артистам в спектакле, который уже вот скоро должен выйти – так бывает, когда актеры только вливаются в труппу и еще не проявили себя – и здесь может прийти на помощь костюм и его элементы, работа с которым позволяет актеру быть более пластичным, активным, уверенным, да и режиссер в итоге может посмотреть на актера с другой стороны и, возможно, что-то в нем рассмотреть …
При помощи грима и костюмов некоторые театральные приемы и методы можно выставить вперед и этим в итоге подтолкнуть процесс раскрытия образного зрительского восприятия, такого необходимого для существования детского спектакля – положительные герои в хороших добротных костюмах будут вселять уверенность в зрителя, а отрицательные (также, в хороших костюмах, заострять интригу.
Использование костюмов для подчеркивания роли, для повышения зрительского интереса – естественные приемы театральной игры. Хуже, когда режиссер недооценил ситуацию использования костюма. Маленький актер, который не обрел органичность роли (ошибки, недочеты режиссера, выгодно отличающем его от своих коллег по сцене, в спектакле, где нет четкой композиции и драматургии (ошибки режиссера, будет выглядеть, мягко говоря, незащищенным и костюм ему будет просто грубой помехой и не исправит никакие режиссерские ошибки.
Костюм может разрушить зрительское восприятие. Это происходит тогда, когда костюм не соответствует образу. Образ, к примеру, нацелен на овладение внешним пространством действия, тогда костюм красочный, яркий, если нужно, блестящий. Если режиссеру важно подчеркнуть внутреннее состояние героя, то костюм должен быть подчинен этому решению, а еще он может быть заменен ( известное чеховское: «сними-ка, брат Елдырин, с меня пальто!»). А вот недооценка костюма в ситуации соответствия внутреннего и внешнего может разрушить понимание зрителем спектакля. Довольно распространена ситуация - когда актеры и массовка несколько раз переодеваются в спектакле. Это оживляет действие, раздвигает его границы. Но здесь есть шанс утонуть в антураже, костюмное изобилие может растормаживать актерскую игру, если актерский состав несильный по своим способностям. В этом случае «базу» костюмов можно переместить в массовку, в пластические сцены, т. е. определить ей область фона спектакля. Тогда «высвобождается» актерская игра. Да, дети могут не дотягивать актерски, но зато они будут сосредоточены на конкретном действии.
Чрезмерное присутствие или чрезмерное отсутствие костюмов как драматургический прием может быть оправдан в театре. Но не в детском! Считаю, что он не фокусирует детского (актерского и зрительского) внимания. Темные цвета ребенок не воспринимает как фантазийные. И поэтому необходимое по мнению режиссера отсутствие грима и цвета в спектакле не должно компенсироваться черным цветом. Черный цвет должен дать в итоге последующее сосредоточение на ярких цветах. Если спектакль идет в черном цвете, то радуга должна где-то выстрелить… Отсутствие цвета и формы заменяется другими выразительными средствами. Представим, Баба-Яга в спектакле без грима, в черных одеждах, Иван-дурак - в черном, Василиса Прекрасная – тоже, в черном. Где должен быть режиссер? Как всегда, впереди, на белом коне! Музыка, звуки, масштабы, пластика – это все может уравновешивать отсутствие красочных костюмов. Но сколько времени дети могут провести без цвета? Будет ли такой спектакль для детей? И, если да, то для каких детей? Считаю, что отсутствие грима и костюмов сужает возможности детского спектакля, даже несмотря на оправданность такого отсутствия.
А вот присутствие всего лишь элементов костюмов (за неимением, к примеру, полноценных) при удачном режиссерском решении может создать интересную картину. При восполнении пластикой, музыкой, инсценировкой в комедии, например, такое отсутствие не заметно, а в трагедии подчеркивает необходимый аскетизм.
Костюм может быть многоэлементным, если это также оправдано режиссерским решением, костюм может быть одноэлементным, когда например, женский платок может быть иметь глубокое символическое значение, его использование в разных вариантах может показать целую женскую судьбу – он и женский головной убор, и пояс, и парус на ветру, и покрывало для изображаемого младенца…
Использование костюма в детском театре может нести и большую воспитательную роль, если это касается постановки спектакля. Дети, принимающие участие в создании костюмов, начиная с эскизов и заканчивая созданием самого образца, постепенно вживаются в спектакль как бы изнутри, с изнанки, оживляя персонаж, создавая ему внешнюю характеристику.
Теперь о гриме. Современная индустрия красоты определила неспокойное отношение к гриму в жизни, на сцене, в театре. И только от вкуса режиссера, его любви к детям и искусству зависит использование этого мощного выразительного средства в спектакле.
Актер – это лицедей. И изменение лица актера при помощи грима, несет за собой сокрытие важного начала актерской игры – мимики. Детям это нравится, т. к. грим они видят одним из быстрых средств перевоплощения в образ. Дети, как неопытные актеры, понимают грим как украшательное средство, подменяя тем самым внутреннее перевоплощение внешним. Но режиссеру надо научить молодых артистов, что грим как маска не может использоваться постоянно, а, если используется в течении всего спектакля, то накладывает на актера большую ответственность – в дело должны вступить другие важные средства – глубокое понимание роли, точное ее выражение, хорошая пластика и т. д.
Но считаю, что спектакли с обильным гримом не должны превалировать в репертуаре детского театра, если этот театр не клоунский. Хотя сейчас клоуны часто работают без грима или с его минимальным присутствием на лице, переводя тем самым акцент с внешнего «клоунского состояния» на внутреннее. Это делают и «грустные» и «веселые» клоуны.
Хорошо, когда артисты научатся сами накладывать грим, ведь это в этом проявляется и укрепляется их понимание роли. Думаю, что руководитель детского театрального коллектива несколько часов может отдать на работу с гримом – это развивает и обогащает кружковцев.
Итак, мы выяснили, что костюм и грим, как являются мощными сегментами детской театральной игры, они могут помогать и отвлекать, создавать новые фантазии и отбирать мечты… Поэтому их присутствие или отсутствие не стоит недооценивать и переоценивать, а также не стоит идти на поводу у моды, которая всегда что-то диктует – все должно быть в меру и направлено на основную идею спектакля. Радуга должна выстрелить!