АКСАНА ДЕМЧУК
Работа в группе по формированию ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Работа в группе по формированию ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
2 слайд
Я не боюсь еще и еще раз сказать:
забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы"
В. Сухомлинский
3 слайд
Публикация «Работа в группе по формированию ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в детском саду. По ФГОС ДО важной задачей является охрана и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы, т. к. проблема оздоровления воспитания и развития – это работа не одного дня и требует длительного периода времени на целенаправленную, систематически спланированную работу сотрудников детского сада и родителей.
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать?
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье
3 слайд
Задачи по формированию ЗОЖ у дошкольников :
- охрана и укрепление здоровья.
- создание благоприятных санитарно – гигиенических условий.
- организация полноценного питания.
- систематически во все времена проводить утреннюю, корригирующую гимнастику.
- пребывание на свежем воздухе.
- проведение физкультурных упражнений в игровой форме и подвижных играх.
Большую работу по ЗОЖ провожу в режимных моментах в разных видах деятельности. Считаю, что в формировании здоровья детей особое значение имеет режим дня с его составляющими: пребывания на свежем воздухе, сон, занятия, игровая деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена, занятия физкультурой и т. д.
4 слайд
В работе, с детьми я стараюсь формировать навыки личной гигиены, тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, знать и называть чести тела, прививала привычку полоскать рот питьевою водой после приема пищи. Для усвоения гигиенических навыков использовала дидактические игры и сюжетно – ролевые игры, такие как «Лекарственные растения», «Кукла Маша принимает гостей, также знакомила с предметами личной гигиены через игры. Игры помогают повышать осведомленность ребенка в вопросах по уходу за собой. Также во время умывания использовала художественное слово, заучивала потешки «Водичка - водичка», «Расти коса до пояса».
Большое внимание в работе с детьми уделяла формированию навыков самообслуживания. Важно научить детей правильно одеваться и раздеваться. Обращала внимание детей, что очень важно одеваться в соответствии с временем года, чтобы сохранять свое здоровье. Рассматривая одежду, выясняя, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей, словарь, развивают знание беречь свое тело.
5 слайд
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей : регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания. Ежедневно в меню включены фрукты, соки. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. С детьми провожу беседы о здоровой и полезной пище, во время приема пищи, чтобы дети хорошо ели, постоянно объясняю что есть нужно, прежде всего, для того, чтобы бегать, расти, ходить, играть, жить. Выясняли какие продукты полезные, т. к. полезные продукты помогают организму расти, питают его витаминами. Провела игры «Сервировка стола», «Зачем нужна посуда», «Столовая посуда», «Чайная посуда», «Что мы едим на завтрак, обед, ужин?». Играя с детьми в игру «Кто что любит» объясняю, что животные едят то, что полезно. Кто – то кушает растения, кто – то питается мясом. Люди тоже должны есть только полезную пищу.
6 слайд
Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Закаливающие мероприятия провожу в течение всего дня, это полоскание горла (рта) после обеда, промывание носа водой комнатной температуры, ходьба в носках, сон без маек, дыхательные упражнения, хождение босиком по дорожкам здоровья. В летний период времени провожу закаливающие процедуры: контрастное обливание ног, закаливание воздухом, принимаем солнечные ванны, всё это благоприятно сказывается на укрепление здоровья детей. И то и другое обеспечивает высокий закаливающий эффект.
7 слайд
Провела с детьми НОДы «Мое тело», «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу», «Чудо - вода», «Разговор о правильном питании», «Самые полезные продукты», «Что надо есть, если хочешь стать сильным», «Изучаем своё тело», и другие. Использую следующие методические приё мы: заучивание стихотворений; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов, сюжетно-ролевые игры; дидактические игры. На занятиях по теме: «Кто я?», «Моя семья» - учила называть свое имя, фамилию, сколько лет. Играли в игры: «Что у меня есть?» (тело, органы, отмечали части своего тела, рассматривали цветные иллюстрации с целью ознакомления с органами. Рассказывая об устройстве и работе организма, обращала внимание детей на хрупкость и сложность, а также необходимость бережного отношения к своему телу, уходу за ним. Также мной осуществляется контроль по воспитанию правильной осанки и формированию свода стопы.
Регулярно с детьми провожу различные беседы, например такие:
«Откуда берутся болезни», «Чтобы кожа была здоровой», «Для чего нужна зарядка», «О пользе дневного сна».
8 слайд
Физкультурно-оздоровительная деятельность в группе включает в себя :
1. Ежедневную утреннею гимнастику в группе или в музыкальном зале, Целью, которой является укрепление костно-мышечного аппарата, приобретение бодрости, повышение жизненного тонуса.
9 слайд
2. Немаловажное значение имеет правильно организованный здоровый сон. Во время подъема детей использую бодрящую гимнастику. Ее цель обеспечение постепенного пробуждения, положительного эмоционального настроя, растяжка мышц. Начинается гимнастика с упражнений в постели, затем проводятся корригирующие упражнения на профилактику нарушения осанки. и плоскостопия (ходьба по массажным коврикам (босохождение);
10 слайд
3. Физкультминутки, Пальчиковая гимнастика и гимнастику для глаз, проводится ежедневно во время режимных моментов
11 слайд
4. Физкультурные занятия в зале и на улице, в бассейне Цель: совершенствование физических качеств, повышение двигательной активности, закрепление основных видов движений. Также совместно с инструктором было проведено физкультурное развлечение на тему: «Сильные, смелые, ловкие». и т. д.
12 слайд
5. В работе с детьми так же применяю точечный массаж головы, ног, ушных раковин, кистей рук, ножных стоп. Во время занятий я обращаю внимание на дыхание, проводим дыхательную гимнастику, все это для профилактика простудных заболеваний, повышение жизненного тонуса, улучшение самочувствия.
13 слайд
6. Наиболее эффективной формой обучения дошкольников подвижным и спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулках, которые провожу в первой и второй половине дня.
Подвижные играми и спортивные упражнения направлены, прежде всего, на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям
14 слайд
7. эмоциональные разрядки, релаксация - Цель: снятие напряжения, приведение нервной системы и психики детей в нормальное состояние покоя;
15 слайд
Большое внимание я уделяю развитию навыков и умений в области охраны здоровья, соблюдению правил пожарной безопасности, профилактики детского травматизма. С этой целью мною проводятся познавательные занятия, беседы, игры, организую просмотр мультфильмов из серии «Уроки тетушки Совы», «Знай своё тело», «О микробах», и т. д.
Формирую навыки соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без контроля со стороны взрослых, а также брать угощенье и подарки от незнакомых людей. Также приучала быть осторожными при контакте с незнакомыми и тем более с бездомными животными, обучала основным правилам безопасного поведения на дорогах.
Читала сказки «Заюшкина избушка», «Кот, петух, лиса». Эти сказки использовала, чтобы помочь детям понять, как нужно вести себя на улице, общаться с чужими людьми, сохранить свою безопасность. Прочитав сказку «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака и анализируя содержание сказки с детьми старалась помочь понять, почему же так случилось с мышонком, что он попал в беду? Какой был мышонок? Надо ли слушаться взрослых? Слушаетесь ли вы своих родителей?
16 слайд
В работе стараюсь использовать весь материал доступных методов и приемов. Систематически провожу игры «Что у нас внутри?», «Я принимаю душ», «Я умываюсь», «Мое тело», «Чтобы зубы были крепкими», «Назови части суток», «Что мы делаем утром, днем, вечером, ночью». Играем в сюжетно-ролевые игры, такие как «На прием к врачу?», «Заболел ребенок», «Аптека» и др. Все игры, задания позволяют формировать у детей правильного отношения к своему здоровью.
17 слайд
Огромную роль в воспитании по ЗОЖ играет семья. Понимая, что многое зависит от того, как взрослые относятся к здоровью, проводила работу с родителями : беседы, выставлялись для родителей папки – передвижки: «Как следить за своим внешним видом», «Закаливание в д/саду», «Точечный массаж», «Здоровые зубы» и др.
Забота о формировании привычек здорового образа жизни ребёнка должна начинаться с обеспечения четко установленного режима дня, создание оптимальных гигиенических условий, правильного питания, выполнения ежедневных утренних зарядок, закаливания организма, что способствует правильному формированию физических качеств детского организма, профилактике различных заболеваний.
18 слайд
Для достижения этой цели необходимо формировать у дошкольников знания о том, как сохранить и укрепить своё здоровье, навыки здорового образа жизни, формирование потребности и желаний к улучшению деятельности своего здоровья, поскольку самое ценное у человека - это жизнь, самое ценное в жизни- здоровье.
Хочется, чтобы наши дети росли здоровыми, крепкими, ловкими.