Марина Гусева
Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении
▼ Скачать + Заказать документы
Организуя работу с неблагополучными семьями, необходимо четко определить понятие «семья, оказавшаяся в социально опасном положении».
Большинство исследователей выделяют три аспекта понимания данного термина:
1. Медицинский: в семье, находящейся в социально опасном положении наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи, ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи.
Публикация «Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
2. Социально-административный : условия и уровень жизни семьи расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития.
3. Психолого-педагогический: в семьи нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.
Мы придерживаемся следующего определения: «семья, находящаяся в социально опасном положении» - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Основными критериями отнесения семей к этой категории являются:
неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
отсутствие условий для жизни детей и личного примера родителей в процессе их воспитания (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни родителей, отсутствие у них работы, жилья и т. д.);
вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, совершение преступлений и правонарушений и т. д.);
жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребёнку);
отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи с ДОУ, которое посещает ребёнок, невнимание родителей к успехам и неудачам в обучении, воспитании и развитии ребёнка).
Однако, не менее важен патронаж семьи «группы риска», в которой велика вероятность нарушения семейных ролей, функций семьи. Именно данная категория на начальном этапе может являться главным объектом работы. Профилактика способна предупредить негативные тенденции в развитии семей, «выровнять» ситуацию на стадии, когда в семье еще «все нормально».
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Деятельность по раннему выявлению семейного неблагополучия в ДОУ осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:
Принцип законности предусматривает соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации и Ярославской области в работе с совершеннолетними и неблагополучными семьями.
Принцип демократизма.
Принцип гуманного обращения с несовершеннолетними и их родителями.
Принцип поддержки семьи и взаимодействия с ней с использованием различных форм, методов и приёмов.
Индивидуальный подход к исправлению родителей несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации через осуществление реабилитационного процесса с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка и семьи, в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях.
Принцип комплексности, который предполагает реализацию системного подхода в работе с неблагополучными семьями и воздействие на них с учё том всех аспектов: правовых, экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических.
Обеспечение сферы ответственности конкретных исполнителей, закрепление за ними определённого круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленных задач.
Принцип сотрудничества ДОУ с другими ведомствами и организациями – межведомственного взаимодействия: управлением образованием администрации г. Переславля-Залесского, комиссией по делам несовершеннолетних и защитой их прав, органами опеки и попечительства и др. по выявлению семейного неблагополучия и дальнейшей профилактической работой с семьёй.
Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и развития личности ребёнка, приводит к росту социально-средовой дезадаптации детей. В результате страдает не только семья, но и вступающий в жизнь человек, все общество в целом, т. е. первоначально личностная проблема или внутрисемейная трансформируется в проблему социальную. Именно поэтому необходимо организовать работу по выявлению и профилактике семейного неблагополучия на более ранней стадии развития кризиса – I ступени общего образования – этапе дошкольного образования, включающую систему тесного сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса, а также другими ведомствами и организациями. При этом с одной стороны, взаимодействие опосредуется целями, задачами и содержанием совместной деятельности, а с другой - цели, задачи и содержание взаимодействия определяют индивидуальную профилактическую работу с учетом специфики категории конкретной семьи.
Организация работы с неблагополучными семьями
Организуя совместную работу по раннему выявлению неблагополучных семей и их дальнейшей реабилитации, коллектив ДОУ ставит перед собой следующую цель: создать благоприятные психолого-педагогические условия на базе детского сада для эффективного сотрудничества всех участников образовательного процесса в рамках раннего выявления семейного неблагополучия.
В соответствии с вышесказанным, сформулированы три связанные между собой задачи «раннего вмешательства» :
1. Систематическое отслеживание статуса и состояния семьи, динамики ее межличностных и социальных отношений в процессе осуществления деятельности по раннему выявлению неблагополучных семей.
2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников.
3. Создание специальных социально-психологических условий для преодоления семейного неблагополучия (консультирование родителей, осуществление образовательной деятельности с детьми в ДОУ, оказания помощи и поддержки семье в целом или тем ее членам, которые имеют проблемы психологического, физического или социального характера (индивидуальный план мероприятий по реабилитации семьи, индивидуальная работа с воспитанником).
Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье :
социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с
повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и
престарелыми родителями);
социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными
отношениями супругов, родителей и детей, деформированными
ценностными ориентациями);
психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;
криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни,
семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и
нормы преступной субкультуры).
Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная.
Механизм выявления неблагополучных семей
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующий, воспитатели и общественный инспектор) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.