Татьяна Скудаева
Консультация для воспитателей «Работа с родителями в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие ДОУ с родителями»
Всем известно, что детство является уникальным периодом в жизни человека, поскольку именно в это время происходит формирование здоровья и становление личности. В самом начале жизненного пути рядом с маленьким и беззаботным малышом находятся очень важные в его жизни люди – это родители. И только благодаря их любви, заботе и поддержке он растет и развивается, у малыша возникает чувство доверия к людям, окружающим его, и к миру в целом. На определенном этапе жизненного пути ребенка ведут в детский сад и там его окружают новые люди, которых он ранее не знал. Родители и воспитатели должны объединиться для обеспечения малышу эмоционального комфорта, для создания интересной и содержательной жизни, а ДОУ, в свою очередь, должно способствовать его развитию, умению общаться с другими детьми, помочь подготовиться к школе. И тогда можно с твердой уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка пойдет ему на благо. А активное участие мам и пап, бабушек и дедушек в жизни малыша не только дома, но и в дошкольном учреждении поможет им взглянуть на мир глазами ребенка, относиться к малышу как к личности, понять, что нельзя сравнивать его с другими детьми, радоваться его личному росту. Кроме этого, родителям необходимо знать положительные и отрицательные стороны ребенка и учитывать их, проявлять искреннюю заинтересованность и быть готовыми к эмоциональной поддержке, также быть готовыми к совместному переживанию его побед и неудач. Всем известно, что взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс. Целью моей работы с родителями является : вовлечение в единое образовательное пространство родителей; оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных и партнерских отношений.
Публикация «Консультация для воспитателей „Работа с родителями в ДОУ“» размещена в разделах
Согласуя свои действия с семьёй, в своей работе каждый воспитатель старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания Особенно важно взаимодействие семьи и ДОУ из неполных и неблагополучных семей, для детей с недостатками в развитии т. к. они наиболее подвержены негативным переменам в обществе. Что касается детей из благополучных семей, то только во взаимосвязи ДОУ и семьи возможно овладение различными видами деятельности, нормализовать контакты с детьми из различных социальных слоев, повысить педагогическую культуру родителей. Важно отметить, что задача педагогов ДОУ – осознавая разницу между детьми, между их семьями вести себя демократично, не делая различий между детьми. Ведя работу с родителями, мы воспитатели должны помнить, что роль семьи в обществе несравнима ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, требует более приемлемых форм работы с родителями.
Я работаю в детском саду 31 год и за время своей работы пробовала разные формы работы, на одном этапе было актуально анкетирование, тестирование, моделирование проблемных ситуаций, расширенные родительские собрания с выступлениями детей. Сейчас я считаю для меня более приемлемым методом индивидуальную работу с родителями. Но и в этой ситуации воспитатель должен вести себя тактично не возвышаясь над родителями и их детьми. Немаловажную роль в работе воспитателя с родителями играет, как сейчас называется модным словом имидж воспитателя, встречая утром и провожая вечером детей и родителей, воспитатель должен быть аккуратно одетым и причесанным. В своей работе я никогда не допускаю халата и стоптанных тапочек, после приема детей можно переодеться в более удобную одежду, но она должна быть чистой, опрятной, удобной. Большинство из нас работает в сельской местности и мы всегда притягиваем к себе внимание, люди смотрят как мы одеты, замечают все наши недостатки, и чтобы этого не происходило мы даже в свободное от работы время должны думать о своем имидже. Например, я себе никогда не позволяю пойти в магазин в той одежде, которую ношу дома или работаю в огороде, потому что знаю, что по пути мне могут встретиться родители и мои воспитанники, даже бывшие.
На данном этапе моей работы, родители - это мои бывшие воспитанники и поэтому они с удовольствием откликаются на все мои просьбы и начинания. С начала учебного года мы начинаем готовиться к осеннему празднику, оформляем выставки на осеннюю тематику - родители делают поделки из осенних листьев, овощей и фруктов. В октябре даю задание родителям сделать с детьми семейное древо, для того чтобы дети знали родственные связи своей семьи, были ближе друг к другу. А как они потом на занятии с гордостью говорят о том, что это их бабушки и дедушки, братья и сестры, мамы и папы и что это древо они сделали всей семьей. К новогодним праздникам мы начинаем готовиться заранее, ведем разговор о костюмах, объявляем конкурс новогодних поделок. В прошлом году родители с детьми делали елочки, и позапрошлом елочную игрушку и в этом году мы что-нибудь интересное еще придумаем. Просматривая как-то журналы «Воспитатель ДОУ», увидела интересный сценарий семейного праздника «Семья для домовенка Кузи», и решила провести его со своими воспитанниками и их родителями. В сценарий были внесены коррективы и праздник состоялся. Дети и родители были в восторге, и я осталась удовлетворена проведенным мероприятием.
В своей работе я использую и традиционные методы взаимодействия с родителями, одним из которых являются родительские собрания. Одним из самых актуальных и востребованных у родителей является собрание на тему: «Ваш ребенок идет в школу», на котором присутствуют все родители.
Была проведена большая работа с родителями к 70-летию Победы, оформляла выставки, папки на основе материала, предоставленного родителями.
Еще хочу сказать, о том, как важна роль отца в семейном воспитании. Папы обычно заняты работой, в детский сад ходить не любят, но к 23 февраля я приглашаю их на конкурс «А ну-ка, папы». Конечно, приходят не все, но для проведения этого конкурса хватает 5-7 человек. Мамы тоже у нас труженицы, но при всей своей занятости никогда не отказывают в помощи. Традиционно, отмечая международный женский день 8 марта, мы приглашаем мам на праздничное чаепитие. Дети готовят подарки, читают стихи, поют и играют вместе с мамами. Активность проявляют родители и в подготовке к празднику «До свидания, детский сад» Совместными усилиями устраиваем детям их последний праздник в детском саду, который они помнят в дальнейшей своей жизни.
Большую помощь родители оказали в благоустройстве игровой площадки. Сообща трудились над покраской и оформлением веранды. Сделали много интересных поделок: яркие солнышки, колодец, мостик, машина. Я очень благодарна родителям своих воспитанников за оказанную помощь, одной бы мне с этим не справиться.
В заключении хочу сказать, что работа с родителями должна быть направлена на осуществление педагогического сотрудничества воспитателей и родителей с учетом интересов детей.