Наталия Матвеева
Консультация для родителей неговорящих детей
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями не говорящих детей
Основной задачей работы с родителями является объяснение того, как следует вести себя по отношению к ребенку, как создать для него насыщенную речевую среду в случае, когда имеет место нарушение речи. Логопед должен объяснить родителям или другим близким ребенка, что развитие речи малыша требует более внимательного отношения и специальной работы дома, не следует надеяться только на занятия с логопедом. Родители должны осознать, что в случае, если имеет место отставание в речевом развитии, следует принять новый подход к воспитанию ребенка дома.
Публикация «Консультация для родителей неговорящих детей» размещена в разделах
1. Создание речевой среды. Под этим подразумевается следующее: с ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все режимные моменты (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну, и различные бытовые ситуации (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек. При этом взрослый говорит простыми короткими предложениями из 2-4 слов, одни и те же словосочетания употребляет по несколько раз, делает паузы, использует различные интонации, различную силу голоса. Слова произносятся четко, с выделением ударного слога, для чего ударный слог немного растягивается. Взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Таким образом, взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз слышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет, или совершить с ним какое-либо действие. Приведем примеры проговаривания взрослым различных ситуаций.
Умывание. Идём умываться. Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три ручки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. Теперь давай умоем личико – вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек – вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.
Сборы на прогулку. (Все необходимые вещи разложены на стульчике) Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штанишки – вот так. Сначала на одну ножку, потом на другую ножку. Теперь застегнем пуговичку. Покажи, где пуговичка. Неси кофточку. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что у кофточки? Кармашек. Найди, где на кофточке спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку. И т. д.
На прогулке. Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал – и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый листик. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листиков. Покажи, как много листиков. И т. д.
Приготовление обеда. (Во время совместного приготовления еды, соблюдайте осторожность, страхуйте ребенка) Я готовлю суп. Будешь мне помогать? Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю водичку и поставим на плиту. Будем варить суп. Вот картошка. А это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я порезала картошку, смотри, получились кусочки. А ты бросай кусочки картошки в кастрюльку. Осторожно, плита горячая! А это что? Морковка и лук. Бросай в кастрюлю. Теперь давай помешаем. Чем будешь суп мешать? (Предложите ребенку на выбор вилку, ложку, лопатку, половник, палочку.) А теперь посоли суп. Вот так. И т. д.
Построим домик. (Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков) Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков домик. Какой будет домик – большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда. И т. д.
2. Ведение дневника. Помимо создания речевой среды для ребенка, родителям рекомендуется вести дневник, в котором ведется учет активного словаря ребенка – все слова, которые употребляет ребенок (в том виде, в котором он их произносит, а также «расшифровка» значения, и пассивного словаря – те слова, значение которых ребенок понимает. Рядом со словами следует проставлять даты. Если родители будут достаточно внимательны, то при ведении дневника появляется возможность наглядно увидеть динамику развития речи ребенка. Также в дневнике полезно описывать занятия и игры, которые уже проводятся с ребенком, и которые планируется проводить. Это удобно, когда с ребенком занимаются разные члены семьи.
3. Выполнение заданий логопеда. Кроме вышеперечисленного, близкие ребенка должны выполнять задания логопеда. Сюда входит приобретение необходимых развивающих игрушек, пособий, книжек; подготовка фотографий из жизни ребенка и семьи, которые будут использоваться на занятиях; закрепление пройденного на занятиях материала и т. д.