Анна Водяникова
Рабочая программа экологического кружка «В мире природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка –
это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума»
В. Сухомлинский.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Публикация «Рабочая программа экологического кружка „В мире природы“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, защита природы. Программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх - летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека, профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира.
К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
1. Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
2. Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
3. Программно - методическое обеспечение.
Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка «В мире природы» являются Федеральные Государственные Образовательные Стандарты к структуре примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» и парциальная программа С. Н. Николаевой «Юный эколог».
4. Цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней.
5. Задачи экологического кружка «В мире природы» :
• Подвести к осознанному пониманию ценности природы, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
• Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
• Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах.
• Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.
• Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц.)
• Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление).
• Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
• Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
6. Основные направления экологического кружка «В мире природы».
• Познавательно - развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
• Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц).
• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).
Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах:
Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей.
Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
7. Организация деятельности и режим экологического кружка : Кружок проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.40 – 16.05ч продолжительностью 25 минут. Тематика занятий в календарных планах воспитательно–образовательной работы в средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей.
8. Методы, используемые для реализации работы кружка :
• игровые ситуации,
• наблюдение,
• беседа,
• исследовательская деятельность,
• экспериментальная деятельность,
В качестве подведения итогов планируется провести открытые занятия, викторины, развлечения, экологические вечера…
9. Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
Дошкольник должен:
ЗНАТЬ Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки.
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.
Несколько видов явлений неживой природы.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. О перелётных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
УМЕТЬ Выполнять правила поведения на природе. Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Обеспечивать уход за растениями цветников (полив).
Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора).
Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Перспективный план работы кружка «В мире природы»
на 2019-2020учебный год
№ Тема Задачи Содержание
1 «Цветы на осеннем участке» Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. Загадывание загадок, д/игра «Угадай по описанию», наблюдение.
2 «Осенний урожай» Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. Чтение стихов «Здравствуй, осень!»Е. Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?»
3 «Осень в белые туманы» Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров. Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение.
4 «То березка, то рябинка» Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе. Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», д/игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение
5 «Растения и животные» Подвести детей к пониманию того, что живая природа включает в себя как растительный, так и животный мир; выделить главные отличительные признаки растений и животных; учить детей придумывать отдельные условные обозначения растений и животных; развивать познавательный интерес к природе Д/игра «Два царства»; поисковая деятельность; придумывание; Д/игра «Растение или животное?»; Д/игра «Путаница»
6 «Что растения под землёй прячут?» Выяснить значение корня для растения; познакомить детей с видоизменениями корней в связи с условиями внешней среды; учить приёмам предметно – схематического моделирования посредством соотнесения корней разнообразных растений с условными знаками – символами. Беседа; рассказ о разнообразии корней; Д/игра «Вершки и корешки»; рассматривание гербария; посадка лука.
7 «Зачем растениям стебель (ствол?» Расширять представления детей о стебле, его функциях и видоизменениях; познакомить со значением коры и способом определения возраста дерева; выявить отличительные особенности стебля и ствола; продолжать развивать способности к моделированию посредством соотнесения разнообразных растений с условными знаками – символами. Беседа; чтение сказки «Чей стебель лучше?»; опыт «Запасливые стебли», поисковая деятельность.
8 «Тайна зелёного листа» Расширять представления детей о значении листьев для растений и всего живого на Земле; познакомить с видоизменениями листьев в связи с условиями внешней среды; выявить причинную обусловленность природных явлений. Беседа; опыт «Бережливые растения»; опыт «Как листья становятся питанием для растений?»; рассказ
9 «Письмо для Дедушки Дерева» Уточнить представления детей о процессах, происходящих с деревьями в связи с сезонными изменениями; формировать способность выявлять обусловленность природных явлений; продолжать развивать способности детей к предметно – схематическому моделированию; воспитывать доброжелательность, бережное отношение к деревьям как живым существам; создание эмоционального комфорта и удовлетворения Загадка; беседа; д/игра «Что сначала? Что потом?»; анализ; релаксация «Я – живое дерево»; чтение стихотворения Э. Мошковской «У Дедушки Дерева добрые руки»
10 «Для чего растениям цветы?» Познакомить детей со строением цветка, его функциями, видоизменениями; дать детям понятие «опыление»; учить различать условные знаки – символы, обозначающие цветок. Демонстрация иллюстрации цветов; знакомство с цветком; игра «Цветок»; рисование условных обозначений,; чтение стихотворения «Если я сорву цветок…»
11 «Семена – дети растений» Показать детям чудо произрастающего семени, многообразие семян и способы их распространения; развивать умение моделировать условия, необходимые для прорастания семян. Демонстрация коллекции семян; рассматривание проросшей фасоли; чтение рассказа «Цветок»; игра «Живая дорожка»
12 «Грибное царство» Формировать представления детей о строении грибов, их значении в природе и жизни человека; продолжать учить распознавать съедобные и несъедобные грибы; сформулировать правила сбора грибов. Беседа, загадывание загадок о грибах, чтение рассказа «Мухомор», правила сбора грибов, игра с мячом.
13 «Гости из далёких стран» Познакомить детей с родиной некоторых комнатных растений; дать представление о светолюбивых, влаголюбивых теневыносливых, засухоустойчивых комнатных растениях, их отличительных признаках; учить различать комнатные растения, запоминать их названия; уточнить правила ухода за комнатными растениями. Наблюдение, беседа, д/игра «Найди растение», рассказ о разных комнатных растениях
14 «Зелёный доктор» Познакомить детей с лекарственными свойствами растений, формировать умение детей отличать их от простых растений Загадки, беседа, чтение стихотворения Л. Герасимова «Подорожник», рассматривание гербария
15 «Детки на ветке» (зимние ветки) Выяснить вместе с детьми, как приспосабливаются деревья к зимним холодам; обратить внимание детей на сходство и различия между ветками разных деревьев, на цвет, форму и расположение почек на них. Беседа, наблюдение и сравнение веточек разных деревьев, загадка, исследование «Строение почки»
16 «Лягушки» Расширять представление детей об образе жизни лягушек; познакомить со стадиями развития лягушек, с пищевыми пристрастиями, ролью в природе; воспитывать доброжелательное отношение к земноводным
Беседа «Что вы знаете о жизни лягушек?», рассказ воспитателя о лягушках, физминутка «Мы весёлые лягушки», д/игра «Что сначала? Что потом?», д/игра «Продолжи фразу»
17 «Пернатые друзья» Развивать умение детей различать птиц нашего региона по внешнему виду, группировать их «зимующие» и «перелётные»; уточнить представления о жизни зимующих птиц, их приспособленности к суровым условиям зимы; доказать необходимость заботы о птицах в это время года. Рассматривание иллюстраций о наших птицах, д/игра «Какая птица?», чтение рассказа М. Богданова «О чём горевали птички?», беседа «Как помочь птицам зимой?», д/игра «Кому что по вкусу?»
18 «Птичья столовая» Развивать способности детей преображать ненужный бросовый материал в полезные вещи; приучать детей заботиться о птицах в зимний период года; дать возможность почувствовать значимость собственного труда. Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой», ручной труд, чтение стихотворения «Кормушка»
19 «Дятел» Расширять представления детей о жизни дятлов: разнообразии видов, особенностях добывания пищи, обустройстве жилища; развивать познавательный интерес, способности к моделированию признаков и понятий; воспитывать любознательность. Загадка о дятле, рассматривание иллюстрации «Дятел», чтение рассказа Т. Д. Нуждиной «Дятел», беседа «За что мне нравится дятел?»,
20 «Журавль и цапля» Расширять представления детей о жизни болотных птиц: их образе жизни, особенностях добывания пищи, сезонных приспособлениях; учить различать птиц по внешнему виду; развивать способности к моделированию признаков и понятий; воспитывать любознательность. Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, использование худ. слова, беседа об особенностях жизни
21 «Воробей и синица» Расширять представления детей о жизни птиц – соседей человека – воробьё в и синиц: месте обитания, характере пищи, сезонных приспособлениях; развивать способности к моделированию признаков и понятий; воспитывать любознательность. Загадки, рассматривание иллюстраций, беседа «Воробей – наш частый гость», рассказ воспитателя, чтение «Большая синица»
22 «Сова и попугай» Углубить познания детей о жизни птиц; развивать аналитические способности детей путём сравнения внешнего облика птиц, объяснения причин местообитания, строения клюва, ног; воспитывать любознательность, доброжелательное и заботливое отношение к пернатому питомцу. Загадка, рассматривание иллюстраций, наблюдение за попугаем. Чтение стихотворения Л. Новикова «Попугай», сравнение совы и попугая
23 «Кукушка» Познакомить детей с кукушкой: особенностями жизни, характере пищи, отсутствием заботы о потомстве; доказать её принадлежность к перелётным птицам, обосновать роль птицы в природе; воспитывать нравственные качества Д/игра «Отгадай по описанию», рассматривание иллюстраций, беседа «Что вы знаете о кукушке?», чтение рассказа «Кукушка» Т. Д. Нуждиной
24 «Мастера без топора» Расширять представления детей о разнообразии птичьих гнёзд; познакомить со способами строительства гнёзд птицами и используемыми при этом материалами; разъяснить правила поведения при обнаружении гнезда; воспитывать экологическую грамотность. Беседа, рассматривание иллюстраций, практическая работа
25 «Нелетающие птицы» Расширять представления детей о птицах; познакомить с нелетающими птицами и их приспособленностью к условиям среды обитания; развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. Беседа «Кто такие птицы?», рассматривание энциклопедии, рассказ воспитателя, д/игра «Угадай, что за птица?»
26 «Крылья, ноги и хвосты» Обобщить представления детей о многообразии и функциональном предназначении для птиц крыльев, ног и хвоста, познакомить с видами и строением перьев, систематизировать представление детей о птицах. Беседа «Для чего птицам крылья, ноги и хвост?», рассматривание перьев, рассказ воспитателя, д\игра «Крылья, ноги и хвост»
27 «Маленькие волшебники» Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений, совершенствовать умения детей в посеве семян, выращивании рассады, воспитывать желание ухаживать за растениями. Беседа, рассматривание семян, посев семян.
28 «Воздушный океан» Уточнить и расширить представления детей о воздухе, его составе, о ветре, рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, развивать логическое мышление. Рассказ о воздухе, опыт «Свойства воздуха», беседа.
29 «Кому нужна вода?» Уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, дать представления об основных причинах загрязнения воды, его последствиях. Беседа по вопросам, рассматривание иллюстраций «Вода нужна всем», опыт, составление рассказа. Рисование природоохранных знаков
30 «Что такое почва?» Показать сложность состава почв и многообразие типов, формировать представления о значимости плодородной почвы для произрастания растений, познакомить с животным миром почвы Загадывание загадок, сравнение, беседа «Для чего нужна почва?», продуктивная деятельность
31 «Путешествие по глобусу» Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара – и картой, дать элементарные представления о доме человека и доме – природе, воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому. Беседа, рассматривание глобуса, рассказ воспитателя, знакомство детей с картой
32 «Сбережём удивительный мир растений и животных»
Закрепить знания детей о мире растений и животных, воспитывать у детей бережное отношение к растительному и животному миру, эмоциональную отзывчивость. Беседа, д/игра «Какие деревья растут в лесу?», игра «Что? Для чего?», чтение стихотворения К. Бальмонта «За грибами»
33 «Солнышко на травке» Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность
34 «Кто живёт в пруду?» Познакомить детей с прудом – природным водоемом, его обитателями, растениями, формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде. Рассматривание картины «Водоем», игра «Создай свой водоем». беседа, игра «Подражание», конкурс «Кто готов сохранить водоем?».
35 «Цветущие деревья» Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу. беседа о яблони, вишни, сирени.
д/игра «От какого дерева цветок, игра - имитация «Собери нектар»
36 «Что такое облака, дождь, гроза?» Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. Наблюдение,
рассматривание иллюстраций,
чтение.