Татьяна Галиуллина
Рабочая программа воспитателя для средней группы (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа средней группы разработана на основе Образовательной программы МКДОУ№1, в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе и З. А. Михайловой (2014год).
Публикация «Рабочая программа воспитателя для средней группы (часть 1)» размещена в разделах
Реализуемая рабочая программа для детей средней группы строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учё том их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Конституция РФ ст. 43, 72;
Конвенция о правах ребёнка (1989 г.);
Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273от 29.12.12;
СанПиН 2.4.1.3049-13;
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
Устав ДОУ
1.1.1 Цели и задачи рабочей программы
Цель рабочей программы - создание системы воспитательно- образовательной работы на средней возрастной группе, направленной на всестороннее развитие ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных особенностей, интересов и способностей.
Задачи рабочей программы :
-совершенствовать здоровье сберегающую среду для формирования физически и психически -благополучного выпускника, способного успешно адаптироваться в новых социальных условиях;
-развивать у детей эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
-создавать атмосферу психологического комфорта;
-способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Рабочую программу обогащаю и дополняю парциальными программами : Общие задачи из парциальных программ :
Название Задачи
Познавательное развитие
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» - Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук
-Развивать у детей умения пользоваться приборами- помощниками при проведении игр-экспериментов, умственных способностей
«Юный эколог» Николаева С. Н. Кондратьева Н. Н «Мы» программа экологического образования детей Формирование экологической культуры, правил отношения к природе, к людям, к вещам, к материалам природного происхождения которыми он пользуется. Формирование начал экологической культуры в процессе наблюдения за растениями, животными на экскурсиях и НОД. Учить вести календарь природы, воспитывать бережное отношение к окружающему
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней; формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами; помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы, познавательные психические процессы, логическое мышление, познавательно – исследовательскую деятельность, формировать представление о системном строении природы, воспитывать осознанное бережное отношение к природе.
Художественно-эстетическое развитие
«Изобразительная деятельность в детском саду» Лыкова И Сформировать у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности Развитие художественного творчества детей через интеграцию всех видов ИЗО деятельности
Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» Развитие творческих способностей через конструирование и художественный труд. Учить различать, называть детали крупного и мелкого конструктора, строить по образцу и без него по замыслу, учить обыгрывать. Знать, называть
- цилиндр, конус, куб, кирпич, шар, пластина, стороны.
Речевое развитие
«Развитие речи детей 3-5» Ушакова О. С. Развить культуру речи общения детей, формирование этических представлений через чтение художественной литературы, развитие диалогической речи. Воспитать звуковую культуру речи, словарную работу, учить описывать не большие предметы и пересказывать знакомые сказки, рассказы
Социально-коммуникативное развитие
Тимофеева Л. Л. «Формирование культуры безопасности» Сформировать у дошкольников основ культуры безопасности определяющих способность полноценного развития различных форм личностной активности детей, их самостоятельности, творчеств во всех видах детской деятельности, способность самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни, неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности:
Природа и безопасность: Знакомить детей с правилами безопасного поведения в различных погодных и природных условиях, пояснять суть правил поведения и последствии нарушения их, закладывать основы физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность выхода из опасных ситуаций Безопасность на улице: Знакомить детей с основными частями улиц, элементарными правилами дорожного движения, моделями культурного и безопасного поведения, формировать представления о дорожных знаках, знакомить с правилами поведения на игровой площадке, отношение к своему здоровью и безопасности, в различных погодных условиях
Безопасность в общении: Формировать какое представление взрослого и ребенка одобряется, знакомить с правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми
Авдеева Н. Н., Стеркина Р. Б., Князева О. Л. «Безопасность» Сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни
1.1.2 Принципы и подходы в организации образовательного процесса в соответствии возрастных и индивидуальных особенностей
(в соответствии с ООП ДОУ.)
Реализуемая рабочая программа для детей средней группы строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы определяются на основе основной образовательной программы детского сада :
построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка среднего дошкольного возраста;
поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничества с семьёй;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Рабочая программа на среднюю возрастную группу строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
Рабочая программа на среднюю возрастную группу основывается на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы.
Рабочая программа на средний возраст предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту 4-5 лет формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности для них является игра. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности — игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно- театральная деятельность, детский труд — занимают особое место в программе для каждой возрастной группы. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, социальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как стремление к новой социальной позиции, становление основ произвольности поведения, способности к соподчинению мотивов, широкой коммуникации, логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет базу готовности детей к школе и успешного вхождения в новые условия систематического школьного обучения. Рабочая программа обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей среднего возраста; учитывает гендерную специфику развития детей 4-5 лет.
Принцип развивающего обучения реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития. Реализация деятельностного принципа определяется изменением направленности воспитателей и ребенка в организации разных видов деятельности. Главным становится не только результат, а увлеченность самим процессом деятельности: активная эмоциональная включенность ребенка, поиск средств и способов исполнения, позволяющих ребенку использовать их самостоятельно и творчески, что приводит к развитию самой деятельности, а значит — к развитию ребенка. Принцип культуросообразности предполагает опору в воспитании и развитии детей на общечеловеческие ценности (добро, милосердие и т. д, знакомство с элементами национальной культуры.
Реализация рабочей программы на средний возраст в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий. Совместные мероприятия (дети, родители, педагоги, организация клубов общения способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние па состояние педагогического процесса.
1.1.3. Особенности контингента детей группы
Индивидуальные особенности детей группы :
Списочный состав мальчиков девочек
Оценка здоровья детей группы.
№ Фамилия Имя ребенка ЧБ Группа здоровья Аллергия Прочее
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
1.1.4. Значимые для разработки и реализации рабочей Программы характеристики :
Возрастные особенности развития детей 4-5 лет
ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения.
ПАМЯТЬ: Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов.
ВНИМАНИЕ: Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут.
РЕЧЬ: Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.
МАТЕМАТИКА: Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку.
ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, МОТОРИКА РУК, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша, человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки. К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек», а также креативности. Физическое развитие
В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается. Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики. Дошкольники лучше удерживают равновесие перешагивая через небольшие преграды., нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску. В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно- гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи) : они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка. Социально-личностное развитие
К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения. В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин. Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление произвольности. У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков. К 5-ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными) проявляется самостоятельность.
Познавательно-речевое развитие
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
В познавательном развитии 4- 5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 5-ти летние «почемучки» интересуются причинно- следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека, профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5- ти годам более развитым становится восприятие. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7- 8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стих отворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простыне схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5- 6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Художественно-эстетическое развитие
На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно- изобразительно- музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т. п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т. д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц. К 5- ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, подскоки, кружение и т. д.). Может петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества.
Социальный статус родителей группы
Социальными заказчиками реализации образовательной программы как комплекса образовательных услуг выступают родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.
Сведения о родителях:
Критерии равнения параметры количество
Особенности семьи Полные
Одинокие
Опекуны
Многодетные
Инвалиды
Образование Высшее
Неполное высшее
Среднее
Среднее специальное
Социальный состав Интеллигенция
Рабочие
Служащие
Домохозяйки
Предприниматели
Полная информация о родителях группы в папке «Сведения о родителях»
1.1.5. Планируемые результаты освоения программы
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка - формирование базовой культуры его личности. Это позволит ему успешно овладеть видами деятельности и областям знаний на других ступенях образования. Личностные качества характеризуют развитие личностной сферы воспитанника (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки, в том числе морально-нравственное развитие. Физические качества характеризуют физическое развитие воспитанника (силу, выносливость, гибкость, координацию, ловкость, скорость). Интеллектуальные качества характеризуют развитие интеллектуальной сферы воспитанника (формирование высших психических функций, накопление социального опыта)