Тамара Добрынина
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы на учебный год
МУНИЦИПАЛЬНО ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУРУНТАЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ
ГРУППЫ № 03 «КАПЕЛЬКИ»
НА 2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Воспитатель :
1 квалификационной категории
Добрынина Т. Н.
с. Турунтаево 2018г.
Содержание:
1. Целевой раздел:
1.1. Пояснительная записка…. …3
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы…. 3
Публикация «Рабочая программа воспитателя второй младшей группы на учебный год» размещена в разделах
1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы…3
1.4. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей…4
1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы (целевые ориентиры…6
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности…8
2.1.1. Образовательная область «Физическое развитие»….8
2.1.2. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»…9
2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»…. 10
2.1.4. Образовательная область «Познавательное развитие» …11
2.1.5. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»…. 12
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы, для детей 3-4 лет с учетом специфики их образовательных потребностей и интересов…. 13
2.3. Описание образовательной деятельности разных видов культурных практик. 19
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы…. 20
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…21
3. Организационный раздел
3.1. Описание материально – технической базы рабочей программы…. 23
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания….….23
3.3. Режим дня…. 25
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий…. 26
3.5. Годовое тематическое планирование ….27
3.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. 65
3.7. Список используемой литературы…. 67
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа второй младшей группы № 03 «Капельки» разработана Добрыниной Т. Н - воспитателем МДОУ Турунтаевский детский сад «Росинка». Программа разработана с учётом ФГОС дошкольного образования, основной образовательной программы ДОУ, образовательных потребностей и запросов родителей. Она определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса с детьми 3-4 лет. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в определенном возрастном периоде, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей с учё том их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
o Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
o приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
o приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
o постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
o Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
o Основной образовательной программой М ДОУ Турунтаевский детский сад «Росинка».
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы
Цели: создание условий для развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных и, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам продуктивной деятельности.
Задачи:
- формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развивать их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности;
- создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром;
- обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Данная рабочая программа сформирована в соответствии со следующими принципами:
обеспечение условий для полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащения (амплификации) детского развития;
индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
партнерство с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах деятельности.
возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёт этнокультурной ситуации развития детей.
обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
Подходы к формированию рабочей программы :
культурно-исторический подход к развитию психики человека, рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения, наиболее полно отражает качественный подход к развитию ребенка;
личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности;
деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности; формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность.
1.4. Значимые для разработки и реализации
рабочей программы характеристики, в том числе
характеристики особенностей развития детей
Настоящая рабочая программа рассчитана на один год, который рассчитывается с 1 сентября по 31 августа, так же организуется летний оздоровительный период: июнь - август. Режим работы группы – пятидневный, с 7.30 – 18.00, выходные – суббота, воскресенье, праздничные дни. Адаптационный период во 2 младшей группе для вновь поступающих детей составляет 1 месяц, т. к. адаптационный период индивидуален для каждого ребенка, то он может продлиться до 4 месяцев.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.
В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли.
1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы (целевые ориентиры)
Образовательная область Показатели развития ребенка второй младшей группы
Социально-коммуникативное развитие
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Сформированы элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Умеет пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Общается спокойно, без крика. Умеет доброжелательно относиться к сверстнику; делиться. Знает элементарные нормы и правила поведения, замечает нарушения правил поведения другими детьми, отрицательно реагирует на явные нарушения усвоенных им правил; подчиняет свое поведение заданным взрослым правилам организации индивидуальной и совместной деятельности. Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо» «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).
Ребенок в семье и сообществе Сформирован образ Я. Может назвать членов своей семьи. Умеет свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада. Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления (особенности поведения мальчиков или девочек, старших и младших детей). Называет членов своей семьи, их имена.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Соблюдает культурно-гигиенические навыки. Владеет навыками поведения во время еды, умывания, умеет пользоваться носовым платком, расческой, следит за своим внешним видом. Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. Может участвовать в посильном труде, умеет преодолевать небольшие трудности. Убирает на место игрушки, строительный материал. Умеет выполнять обязанности дежурных по столовой.
Формирование основ безопасности Знает и выполняет правила поведения в природе. Сформированы первичные представления о безопасном поведении на дорогах. Умеет безопасно передвигаться в помещении.
Познавательное развитие
Формирование ЭМП -различает и называет понятия много, один, по одному, ни одного, может определить равенство–неравенство групп предметов; -сравнивает предметы контрастных размеров по величине (длине, ширине, высоте); -владеет элементарными навыками ориентировки в пространстве; -использует элементарные временные ориентировки в частях суток и временах года.
Развитие познавательно исследовательской деятельности Умеет с помощью взрослого использовать действия моделирующего характера. Умеет выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Умеет устанавливать тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Умеет подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2-3 цветов, собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета; собирать картинку из 4- 6 частей.
Ознакомление с предметным окружением Имеет представления о предметах ближайшего окружения, их функциональном назначении. умеет группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы. Сформировано понимание, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей.
Ознакомление с социальным миром Имеет представление о том, что такое театр. Знаком с ближайшим окружением: дом, улица магазин, поликлиника. Сформировано представление о профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, муз. руководитель и т. д.). Сформирован интерес к малой родине; первичное представление о ней. Знает название родного города (поселка).
Ознакомление с миром природы Называет названия растений, животных, особенности их внешнего вида, условий существования, поведения. Устанавливает элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями живой и неживой природы.
Речевое развитие
Развитие речи Использует речь для инициирования общения со взрослыми и сверстниками. Отвечает на вопросы, касающиеся ближайшего окружения. Активно использует вербальные и невербальные средства в общении со взрослыми и сверстниками. Понимает и правильно использует в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия. Использует в речи простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами. Владеет правильным произношением всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков). Способен построить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога. Практическое овладение воспитанниками нормами речи : Пользуется элементарными формулами (вербальными и невербальными) речевого этикета. Участвует в играх драматизациях, выразительно передавая диалоги персонажей.
Приобщение к художественной литературе С помощью воспитателя пересказывает содержание знакомых сказок. Эмоционально реагирует на поэтические тексты, может выразительно их воспроизвести. Умеет импровизировать на основе литературных произведений.
Художественно – эстетическое развитие
Приобщение к искусству Развиты эстетические чувства
Изобразительная деятельность Развит интерес к изобразительной деятельности. Развито эстетическое восприятие. Умеет передавать в изображении основные свойства предметов (форма, цвет, величина); соотносить предметы и их части по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Умеет организовать свое рабочее место; работать аккуратно, по окончании работы приводить свое место в порядок. Умеет рассматривать работы, радоваться достигнутому результату.
Конструктивно-модельная деятельность Умеет устанавливать связи между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни. Умеет создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.
Музыкальная деятельность Сформирована музыкальная культура на основе знакомства с различной музыкой. Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня). Умеет импровизировать мелодию на заданный текст. Сформированы навыки исполнения танцевальных движений
Физическое развитие
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Имеет простейшее представление о полезной и вредной для здоровья пище; владеет элементарными знаниями о правилах личной гигиены, важных для здоровья (мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе) о значении сна; умеет бережно относиться к своему здоровью, здоровью других детей; умеет сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуации, приносящих вред здоровью; осознает необходимость лечения; знает физические упражнения, укрепляющие разные органы, знает о необходимости закаливания; соблюдает навыки гигиены и опрятности в повседневной жизни.
Физическая культура Энергично отталкивается в прыжках двумя ногами, и правильно приземляется в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед. Умеет энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Умеет ловить мяч двумя руками одновременно. Умеет сохранять правильную осанку в положении сидя, стоя, в движении. Умеет реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой», и др.
2. Содержательный раздел
Региональный компонент
- Рассматривание иллюстраций, альбомов, картин художников с изображением осенних признаков, изменениями в природе.
-Рассматривание фотографий с изображением достопримечательностей нашего села. Беседа о селе.
- Рассматривание бурятской одежды (книги, альбомы).
-Рассматривание иллюстраций с изображением первых весенних цветов, с
изображением изменений в природе.
- Рассматривание картинок с изображением байкальских рыб, нерпы.
Наблюдение за птицами, деревьями; слушание пение птиц.
-Посещение мини-музея в детском саду «Русская изба»
- Познакомить с озером Байкал
- Выставка рисунков совместно с родителями «Рисуем вместе»
- Беседа: «Деревья нашего края»
- Знакомство с праздником: «Сагаалган»
- Знакомство с бурятским орнаментом. Рисование: «Украсим пояс»