Ермакова Татьяна
Рабочая программа воспитателя первой младшей группы
Принято:
Педагогический Совет
Протокол№1 от 28.08.2020г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая МБДОУ Теньгушевский детский
сад комбинированного вида «Солнышко» ___Палаткина Т. В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Составлена на основе примерной основной образовательной программы
«От рождения до школы» и основной образовательной программы МБДОУ детский сад «Солнышко»
с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Публикация «Рабочая программа воспитателя первой младшей группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
первой младшей группе (2-3 года)
на 2020/2021 учебный год
Автор программы воспитатель : Ермакова Т. В.
Срок реализации программы 1 год
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативные документы
1.2 Цель рабочей программы, задачи по образовательным областям
1.3. Возрастные особенности психофизического развития детей 2-3 года жизни
2. Организация режима пребывания детей
в образовательном учреждении
2.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ (на холодный и теплый период)
2.2. Сетка непосредственно организованной образовательной деятельности
3. Содержательный раздел
3.1. Комплексно - тематическое планирование
3.2. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
3.3. Образовательная область «Познавательное развитие»
3.4. Образовательная область «Речевое развитие»
3.5. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
3.6. Образовательная область «Физическое развитие»
4. Развивающая среда группы
5. Методическое обеспечение реализации рабочей программы
6. Система работы с родителями
1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа первой младшей группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой детского сада «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в соответствии с введёнными в действие ФГОС ДО.
1.1 Нормативные документы
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса первой младшей группы Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко» (Далее МБДОУ)
Основой для разработки рабочей учебной программы для детей общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет стали следующие нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г. ,
- приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
- санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. №26;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013.№1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
-типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. №666).
- примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
- Устав МБДОУ детский сад «Солнышко».
Основу рабочей программы составляет подбор материалов для перспективного планирования, составленного по основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой -3-е изд., испр. и доп. 2015г.
1.2 Цель рабочей программы, задачи по образовательным областям.
Цель программы : позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.
Задачи:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.3. Возрастные особенности психофизического развития детей 2-3 года жизни.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
Количество понимаемых слов значительно возрастает.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами заместителями.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.
Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
2.1. Организация режима (на холодный и теплый период)
РЕЖИМ В ТЕПЛОЕ ВРЕМЯ ГОДА
Режимные моменты 2-3 года
Направленность работы педагога общего характера
Прием детей на улице, свободная
деятельность в группе 7.30 -8.20 Общение с родителями. Самостоятельная игровая деятельность. Индивидуальная работа, трудовые поручения
Утренняя гимнастика 8.20-8.30 Двигательная деятельность
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30-9.00 Организация дежурства, воспитание гигиенических навыков и культуры поведения
Игры, самостоятельная деятельность подготовка к прогулке
9.00-9.30 Воспитание самостоятельности, навыков самообслуживания.
Прогулка, самостоятельная деятельность на прогулке, игры, наблюдения, воздушные ванны 9.30-11.40 Наблюдения и труд в природе, двигательная активность
Закаливание, водные процедуры 11.40-12.00 Воспитание культурно-гигиенических навыков
Подготовка к обеду, обед 12.00-12.30 Организация дежурства, воспитание гигиенических навыков и культуры поведения
Подготовка ко сну, дневной сон 12.30-15.20
Воспитание навыков самостоятельности, сон
Постепенный подъём, воздушные ванны, гигиенические процедуры, самостоятельные игры 15.20-15.30 Воздушные процедуры, воспитание культурно-гигиенических навыков
Игры, труд, самостоятельная деятельность 15.30-16.00
Игры детей, индивидуальная работа, трудовые поручения, двигательная активность
Подготовка к полднику, полдник 16.00-16.15
Организация дежурства, воспитание гигиенических навыков и культуры поведения
Подготовка к прогулке, прогулка,, самостоятельная деятельность на прогулке, игры, игры, уход домой 16.15-18.00 Подвижные игры, трудовые поручения, двигательная активность
РЕЖИМ В ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ ГОДА
Режимные моменты 2-3 года
Направленность работы педагога общего характера
Приход детей в детский сад, свободная
игра, самостоятельная деятельность 7.30-8.20
Общение с родителями. Самостоятельная игровая деятельность. Индивидуальная работа, трудовые поручения
Утренняя гимнастика 8.20-8.30 Двигательная деятельность
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30-9.00
Организация дежурства, воспитание гигиенических навыков и культуры поведения
Игры, свободное общение детей, подготовка к образовательной деятельности 9.00-9.10 Игры детей, подготовка к НОД
Образовательная деятельность (общая длительность, включая перерывы) 9.10-10.00 Познавательная, двигательная, продуктивная, музыкальная деятельности; развитие речи, навыков общения и взаимодействия.
Подготовка к прогулке, прогулка 10.00-11.40 Воспитание самостоятельности, навыков самообслуживания. Наблюдения и труд в природе, двигательная активность
Самостоятельная деятельность, игры 11.40-12.00
Воспитание навыков самообслуживания, взаимопомощи, свободные игры
Подготовка к обеду, обед 12.00-12.30
Организация дежурства, воспитание гигиенических навыков и культуры поведения
Подготовка ко сну, дневной сон 12.30-15.00 Воспитание навыков самостоятельности, сон
Постепенный подъём, воздушные ванны, гигиенические процедуры, самостоятельные игры 15.00-15.30
Воздушные процедуры, воспитание культурно-гигиенических навыков
Игры, труд, самостоятельная деятельность 15.30-16.00
Игры детей, индивидуальная работа, трудовые поручения, двигательная активность
Подготовка к полднику, полдник 16.00-16.15
Организация дежурства, воспитание гигиенических навыков и культуры поведения
Самостоятельная и организованная деятельность 16.15-17.00 Двигательная, продуктивная, музыкальная деятельности; развитие навыков общения и взаимодействия.
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход домой 17.00-18.00
Подвижные игры, трудовые поручения, двигательная активность
2.2. Сетка непосредственно организованной образовательной деятельности
Дни недели Первая младшая группа (2-3 года)
Понедельник 1. Развитие речи
9.20-9.30
2. Музыка
9.40-9.50
Вторник 1. Ознакомление с природой
/Ознакомление с окружающим миром
9.20-9.30
2. Физическая культура
9.40-9.50
Среда
1. Рисование
9.20-9.30
2. Музыка
9.40-9.50
Четверг 1. Развитие речи
9.20-9.30
2. Физическая культура
9.40-9.50
Пятница 1. Лепка
9.20-9.30
2. Физическая культура (на воздухе)
9.40-9.50
3. Содержательный раздел
3.1. Комплексно - тематическое планирование
Период Тема
1-15 сентября Детский сад
16-30 сентября Осень
1-15 октября"Я в обществе"
16 октября-4 ноября
5-14 ноября Живой уголок
15-30 ноября Мы помощники
1-31 декабря Новогодний праздник
1-31 января Зима
1 февраля – 8 марта
9-31 марта
1-30 апреля Весна
1-31 мая Лето -
3.2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
включает в себя содержание следующих разделов:
- Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
- Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
- Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
- Формирование основ безопасности.
3.3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
включает в себя следующие разделы:
- Формирование элементарных математических представлений.
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
- Ознакомление с предметным окружением.
-Ознакомление с социальным миром.
- Ознакомление с миром природы.
3.4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
включает в себя:
- Развитие речи
- Приобщение к художественной литературе
3.5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
включает в себя следующие направления:
- Приобщение к искусству;
- Изобразительная деятельность;
- Конструктивно-модельная деятельность;
- Музыкально – художественная деятельность.
3.6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
включает в себя следующие направления:
- Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
- Физическая культура.
4. Развивающая среда группы
Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группового помещения и материалов, оборудования и инвентаря для развития воспитанников, охраны и укрепления их здоровья, учёта психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей.
В групповом помещении группы имеются материалы и игрушки:
• для социально-коммуникативного развития детей (наглядные пособия (книги, иллюстрации, отражающие разнообразные занятия детей и взрослых; картинки и фотографии, отражающие разные эмоциональные состояния людей (весёлый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивлённый, испуганный и др., их действия, различные житейские ситуации);
• для процессуальных и сюжетных игр ( игрушки-персонажи: куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши, антропоморфные (очеловеченные) животные из разных материалов (мишки, собачки, кошечки и т. д.); стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.); стационарные и настольные наборы «кухня» (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания продуктов и пр.); игрушки для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда, столовые приборы, укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца; лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр., прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки, уборки (губка, мыло, мисочка или раковина, совок, веник, салфетки); игры в парикмахерскую (зеркало, расчёска, ленточки, флаконы) строительные наборы для изготовления мебели, домов, дорожек и пр. ; машины разных размеров, цветов и назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики, легковые и гоночные машины, подъёмный кран, самолёты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и пр.); детские телефоны, предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, жёлуди, шарики, детали пирамидок и конструкторов, фигурные катушки и пр.); крупные модули для строительства машин, поездов, домов и пр. ; большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых можно делать поезда, туннели, дома и пр;
• для познавательного и речевого развития детей (бытовые предметы и игрушки, стимулирующие развитие предметной деятельности, выполненные из различных материалов, разных размеров, цветов, фактур, наличие одинаковых наборов игрушек; пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий; большая напольная пирамида для совместных игр детей; матрёшки; наборы кубиков и объёмных тел (цилиндры, бруски, шары, диски); игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточки, веера и др.); наборы разнообразных объёмных вкладышей; мозаики, рамки-вкладыши с различными геометрическими формами, пазлы; конструкторы; игрушки-забавы (звучащие, двигающиеся: неваляшки, пищалки, колокольчики, шумовые коробочки, клюющие курочки и др.); заводные игрушки (большие и маленькие волчки, машинки и пр.);
• для развития познавательной активности, экспериментирования: стол с песком и водой; плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.); разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, неработающая кофемолка, телефон и пр.); пластические материалы (глина, тесто); материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.); трубочки для продувания, просовывания; игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными застёжками, головоломки, наборы для игр, направленных на решение проблемных ситуаций); игрушки со светозвуковым эффектом; «волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками; наборы предметных картинок и сюжетных картин по разным темам (например, «Домашние и дикие животные», «Деревья. Кустарники. Травы», «Насекомые», «Птицы», «Профессии», «Правила дорожного движения», «Сезонные изменения в природе» и т. д.); книги, открытки, альбомы, аудиоматериалы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и растений;
• для развития речи: книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов); предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки и др.);
• для художественно-эстетического развития детей: книги с красочными иллюстрациями, репродукции; альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства; альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов; стенд для демонстрации детских рисунков и поделок; ёмкости для хранения материалов для изобразительной деятельности.
• для изобразительной деятельности: наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков; краски (гуашь, акварель, пищевые красители); кисти для рисования, клея; палитра, ёмкости для воды, красок, клея; салфетки для вытирания рук и красок; бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликации; глина, пластилин (не липнущий к рукам); печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров; трафареты для закрашивания; доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, глиной, тестом; мольберты;
• для музыкального развития детей: игрушечные музыкальные инструменты (бубны, барабаны, треугольники, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, шумовые инструменты, в том числе самодельные аудиосредства (магнитофон; аудиоматериалы с записями музыкальных произведений).
• для театрализованной деятельности: оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, сказочных персонажей, ширмы для кукольного спектакля, маски, театральные атрибуты и др.); карнавальные костюмы, маски; фланелеграф (магнитная доска) с набором персонажей и декораций, различные виды театров (настольный плоскостной);
• для физического развития детей: различные приспособления, способствующие развитию двигательной активности детей (ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки,; массажные дорожки и коврики с разным покрытием; игрушки и материалы, развивающие мелкую и крупную моторику, в том числе: мячи разных размеров, в том числе массажные; кегли; обручи, кольца; игрушки, которые можно катать, толкать; разноцветные предметы различной формы для нанизывания.
5. Методическое обеспечение реализации рабочей программы
Список литературы
1. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М. : Просвещение, 1991.
2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение, 1988.
3. Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.
4. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами до 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль : Академия развития, 2007.
5. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада : планы занятий / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
6. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир : программа и методические рекомендации / О. Б. Дыбина. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
7. Елисеева, Л. Н. Хрестоматия для маленьких / Л. Н. Елисеева. - 4-е изд., перераб. и доп. -М. : Просвещение, 1982.
8. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. М. :»Карапуз-Дидактика»,2007.
10. Максаков, А. И. Учите, играя : игры и упражнения со звучащим словом : пособие для воспитателя детского сада / А. И. Максаков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1983.
11. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
12. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2015.
13. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения : метод, разработки / сост. О. Ю. Грёзина, С. А. Пятаева. - Волгоград : Перемена, 1998.
14. Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада : конспекты занятий / О. А. Соломенникова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
15. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду : программа и методические рекомендации / О. А. Соломенникова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
16. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения : пособие для воспитателей детского сада / Э. Я. Степаненкова, Н. Ф. Филенко. - М. : Просвещение, 1979.
17. Теплюк, С. К Занятия на прогулке с малышами : пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет / С. Н. Теплюк. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
18. Томашполъская, И. Э. Развивающие игры для детей 2-8 лет. Систематизация, планирование, описание игр / И. Э. Томашпольская. - СПб. : Смарт, 1996.
19. Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста 1-3года Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. : МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2011.
6. Система работы с родителями
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.