Елена Ерюшкина
Рабочая программа «Волшебный квадратик»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В. А. Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Рабочая программа „Волшебный квадратик“» размещена в разделах
2. Новизна программы.
При обучении оригами пристальное внимание уделяется развитию познавательных процессов. Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, задачи обучения тесно связаны с миром, в котором живет ребенок. Это мир сказок, стишков, песенок, где царит любознательность и желание поиграть со сверстниками.
3. Актуальность программы.
В последние годы у дошкольников при формировании базовых геометрических и арифметических понятий, составляющие фундамент всех математических знаний, возникают психологические, дидактические и коммуникативные проблемы. В дошкольном возрасте эти проблемы легко поддаются коррекции, в предметно-игровой среде формируется осознанное восприятие и понимание математических понятий, опирающихся на жизненный опыт ребенка.
Не перечислить всех достоинств конструирования в развитии ребенка. Этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Конструирование из бумаги является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т. п., организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок). Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук.
Чтобы детям, было, интересно придумываются оригами-сказки, загадки, истории, устраиваются совместные «пальчиковые театры» и разыгрываются необыкновенные сюжеты.
Во время проведения занятий с детьми для снятия излишней возбудимости, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.
4. Отличительные особенности программы.
Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Программа позволяет индивидуализировать сложность работы : более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству. Кроме изготовления картин из бумаги и поделок, данная программа поможет без особых затрат оформить любой праздник, вечер, изготовить сувениры, а главное – подарит минуты радости общения.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, произнес первое слово, удивил своим «я сам» и, вот, он уже весело скачет по дорожке, делится своими впечатлениями, с удовольствием выполняет поручение. Нас поражает быстрота его успехов: вчера еще не мог, сегодня уже справляется. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности – все это факты, характеризующие развитие ребенка.
Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением. Мускулатура ребёнка должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом.
В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и конструирование, поскольку оно направлено на получение определённого продукта. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления.
Методика работы ориентирована на то, чтобы в процессе деятельности у детей формировались особые качества: инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, коммуникабельность. Методы сотрудничества, сотворчества являются основными.
6. Цель программы.
Художественно-эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
7. Задачи программы
Задачи программы
Образовательные:
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.
Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Прививать любовь к искусству.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
8. Возраст детей.
5-7лет
9. Сроки реализации.
2года
10. Формы и режим занятий.
Программа кружка предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы. Каждое занятие проводится 2 раза в неделю по 25-30 мин,70 занятий в год.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
5-7лет
познакомятся с искусством оригами;
овладеют различным приемам работы с бумагой, научатся создавать изделия в технике оригами и создавать композицию с ними;
познакомятся с основные базовыми формы оригами;
научатся следовать словесным инструкциям,
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук,вкус, творческие способности;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
5-7лет
12. Форма проведения итогов.
Коллективные выставки пано
Индивидуальные выставки работ детей
Конкурс «Я и мама –любим оригами»
Проектная деятельность
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
№
п/п Наименование
разделов и тем Количество часов
всего теория практика
кол-во занятий мин.
1 Знакомство с искусством оригами 2 50 мин 25 мин 25 мин
2 Превращение квадратика 2 50 мин 25 мин 25 мин
3 Дом 2 50 мин 25 мин 25 мин
4 Для чего нужна дверь 2 50 мин 25 мин 25 мин
5 «Гриб» 2 50 мин 25 мин 25 мин
6 «В осеннем лесу»
(коллективное панно) 2 50 мин 25 мин 25 мин
7 «Кот» 2 50 мин 25 мин 25 мин
8 «Стакан» 2 50 мин 25 мин 25 мин
9 «Собачья семейка» 2 50 мин 25 мин 25 мин
10 «Муха» 2 50 мин 25 мин 25 мин
11 «Старое дерево» 2 50 мин 25 мин 25 мин
12 «Ветка рябины» 2 50 мин 25 мин 25 мин
13 «Лисичка-сестричка» 2 50 мин 25 мин 25 мин
14 «Домики для лисы и зайца» 2 50 мин 25 мин 25 мин
15 «Царевна-ёлочка» 2 50 мин 25 мин 25 мин
16 «Дед Мороз» 2 50 мин 25 мин 25 мин
17 «Снеговик» 2 50 мин 25 мин 25 мин
18 «Снегирь» 2 50 мин 25 мин 25 мин
19 «Гномик» 2 50 мин 25 мин 25 мин
20 «Корона» 2 50 мин 25 мин 25 мин
21 «Стул» 2 50 мин 25 мин 25 мин
22 «Поздравительная открытка к 23 февраля» 2 50 мин 25 мин 25 мин
23 «Кораблики в море»
(коллективная композиция) 2 50 мин 25 мин 25 мин
24 «Мамин праздник»
(поздравительная открытка к 8 Марта) 2 50 мин 25 мин 25 мин
25 «Весна красна» 2 50 мин 25 мин 25 мин
26 «Серая шейка» 2 50 мин 25 мин 25 мин
27 «Жар птица» 2 50 мин 25 мин 25 мин
28 «Ракета» 2 50 мин 25 мин 25 мин
29 «Шаттл» 2 50 мин 25 мин 25 мин
30 Панно «Цветочный луг» 2 50 мин 25 мин 25 мин
31 «Ракета» 2 50 мин 25 мин 25 мин
32 «Коралловая рыбка» 2 50 мин 25 мин 25 мин
33 «Медузка» 2 50 мин 25 мин 25 мин
34 Композиция
«Морское дно» 2 50 мин 25 мин 25 мин
35 Итоговое занятие 2 50 мин 25 мин 25 мин
Итого занятий в год 70 занятий
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
№
п/п Наименование
разделов и тем Количество часов
всего теория практика
кол-во занятий мин.
1 Повторение 2 60 мин 30 мин 30 мин
2 Мои творения 2 60 мин 30 мин 30 мин
3 Оригами 2 60 мин 30 мин 30 мин
4 Что это значки 2 60 мин 30 мин 30 мин
5 Волшебная бумага 2 60 мин 30 мин 30 мин
6 В гости к чудесному листочку 2 60 мин 30 мин 30 мин
7 Мониторинг 2 60 мин 30 мин 30 мин
8 Путешествие в страну ориландию «Веселые мордашки» 2 60 мин 30 мин 30 мин
9 Бабочки к нам прилетели 2 60 мин 30 мин 30 мин
10 Разные рыбки 2 60 мин 30 мин 30 мин
11 Гриб, грибочек, тоненькая ножка… 2 60 мин 30 мин 30 мин
12 Самолет построим сами 2 60 мин 30 мин 30 мин
13 Кто, кто в домике живет? 2 60 мин 30 мин 30 мин
14 Лягушонок 2 60 мин 30 мин 30 мин
15 Елка, елочка… 2 60 мин 30 мин 30 мин
16 Параход 2 60 мин 30 мин 30 мин
17 Рыбки в аквариуме 2 60 мин 30 мин 30 мин
18 Заяц-хвастун 2 60 мин 30 мин 30 мин
19 Щенок (по произведениям В. Сутяева 2 60 мин 30 мин 30 мин
20 Конура для собачки 2 60 мин 30 мин 30 мин
21 Конура для собачки 60 мин 30 мин 30 мин
22 Подарок для папы 2 60 мин 30 мин 30 мин
23 Кораблик с флажком 2 60 мин 30 мин 30 мин
24 Цветок тюлбпана (подарок для мамы) 2 60 мин 30 мин 30 мин
25 Курочка –хохлатушка 2 60 мин 30 мин 30 мин
26 Птичка в гости к нам летит 2 60 мин 30 мин 30 мин
27 Совушка-сова- большая голова 2 60 мин 30 мин 30 мин
28 Кролик Банни 2 60 мин 30 мин 30 мин
29 Собака Туся 2 60 мин 30 мин 30 мин
30 Пять котят (по произведениям В. Сутяева) 2 60 мин 30 мин 30 мин
31 Пять котят (по произведениям В. Сутяева) 2 60 мин 30 мин 30 мин
32 Панно горшок с цветами 2 60 мин 30 мин 30 мин
33 Коллективная работа «У солнышка в гостях) 2 60 мин 30 мин 30 мин
34 Коллективная работа «Бабочки порхают на лугу» 2 60 мин 30 мин 30 мин
35 Мониторинг 2 60 мин 30 мин 30 мин
Итого занятий в год 70 занятий
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Познавательное развитие» Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир, а также знакомства со строением предметов, объектов.
2. «Речевое развитие» Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям.
3.«Художественно-эстетическое развитие» Создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации. Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
4. «Физическое развитие» Использование поделок в оформлении к праздникам, развлечениям.
5. «Изобразительная деятельность» Дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся сочетать цвета по тону и оттенкам
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.
системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
2. Приемы и методы организации.
Программа кружка предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих методов:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
-словесные (рассказ, беседа,
-наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов,
-практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)
-2) По характеру познавательной деятельности:
-репродуктивные (воспроизводящий)
-частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
творческие (творческие задания по видам деятельности).
-3) По степени самостоятельности:
-работа под непосредственным руководством педагога;
-совместная работа;
-самостоятельная работа.
3. Дидактический материал.
Бумага: непосредственно рабочая : цветная из набора
Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.
Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
Салфетки: бумажная, тканевая.
Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами
Кисти.
4. Техническое оснащение занятий.
Музыкальный центр.
Сиди - аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка».
Ноутбук.
CD-Плеер.
Телевизор
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Программа воспитания и обучения в детском саду» (авторский коллектив М. А.
Васильева, Т. С. Комарова, В. В. Гербова / Москва, 2004 год)
«Чудесные поделки из бумаги» - З. А. Богатеева, Москва, 1992г.
«Уроки оригами дома и в школе» - С. Ю. Афонькин, Москва, 1995г.
«Страна пальчиковых игр» - С. Ю. Афонькин, 1997г, Санкт-Петербург.
«Журнал «Оригами»» - 1997г.
«100 оригами» - Г. И. Долженко, 2003 г, Ярославль.
«Оригами – лучшие модели», Т. Б. Сержантова, 2004, Москва.
«Оригами для всей семьи» - Т. Б. Сержантова, 2005г, Москва.
«Оригами – новые модели» - Т. Б. Сержантова, 2006г, Москва.
«366 моделей оригами» - Т. Б. Сержантова, 2006г, Москва.
«Бумажные фантазии оригами» - М. П. Згурская, 2007г.