Гололобова Татьяна Петровна
Рабочая программа в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ :
РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ
1.1. Пояснительная записка …. … 4
1.1.1. Цели и задачи рабочей программы ….….…. 5
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы детей подготовительной к школе группы №3 …. …. 7
1.1.3. Значимые для разработки характеристики рабочей программы. ….…. 9
Темочки:
1.1.4. Планируемые результаты рабочей программы. …. 10 1.1.5. Возрастные и индивидуальные особенности детей подготовительной к школе группе (6–7 лет….… 18
1.1.6. Система оценки результатов освоения рабочей программы. …. 20
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Общие положения. 21
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. 22
2.2.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». 22
2.2.2. Образовательная область «Познавательное развитие»…. 26
2.2.3. Образовательная область «Речевое развитие»…. 32
2.2.4 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». 35
2.2.5 Образовательная область «Физическое развитие». 43
2.3. Региональный компонент (часть, формируемая участниками образовательных отношений). 50
2.4. Взаимодействие взрослых с детьми. 51
2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями детей дошкольного возраста (часть, формируемая участниками образовательных отношений). 52
2.6. Преемственность в работе подготовительной к школе группы №3 (часть, формируемая участниками образовательных отношений). 54
2.7. Взаимодействие детей и социума. 55
2.8. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. 55
2.9. Способы и направления поддержки детской инициативы. 58
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Описание методических материалов и средств обучения и воспитания. 60
3.2. Режим дня. 63
3.3. Особенности организации развивающей предметно–пространственной среды в группе. 69
3.4. Сложившиеся традиции группы (часть, формируемая участниками образовательных отношений). 71
3.5. Характеристика взаимодействия педагогов с семьями детей. 71
РАЗДЕЛ IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
4.1. Нормативно-методические документы. 72
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Приложение 1 Перспективно-тематическое планирование
Приложение 2 Календарное планирование
Приложение 3 Региональный проект
Приложение 4 Паспорт здоровья
Приложение 5 Социальный паспорт
Приложение 6 Список тематических недель
Приложение 7 Диагностический инструментарий
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа подготовительной к школе группе №3 спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона. В законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ ст. 2 ч. 9 под образовательной программой понимается «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов». Программа является основным инструментом нормирования и планирования образовательного процесса в группе призванного обеспечить введение в реализацию Стандарта.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической под-держки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Обязательная часть Программы разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (авторы редактор АНО ВПО «Московской педагогической академии дошкольного образования», декан факультета психологии образования РГГУ, доктор психологических наук, профессор Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М. А. Шолохова Т. С. Комарова; Заслуженный учитель России, Отличник народного просвещения СССР, Отличник народного просвещения РСФСР М. А. Васильева).
Обязательная часть Программы, формируемая на основе комплексного подхода, обеспечивает развитие воспитанников группы №3. во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
Вариативная часть Программы разработана на основе следующей парциальной программы :
• И. М. Каплунова «Ладушки». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста — Сан. Пет. : «Композитор», 1999. — 83 с.
Рабочая программа подготовительной группы №4 разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.09.2013 №1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; - постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.3049-13».
- Уставом МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтово.
Срок реализации данной программы 1 учебный год.
1.1.1. Цели и задачи рабочей программы
Обязательная часть
Программа подготовительной к школе группе №3 сформирована как про-грамма психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Цель и задачи деятельности по реализации образовательной программы в подготовительные группы № 3 сформулированы в соответствии:
- с ФГОС дошкольного образования;
- Уставом ДОУ;
- «От рождения до школы» (авторы редактор АНО ВПО «Московской педагогической академии дошкольного образования», декан факультета психологии образования РГГУ, доктор психологических наук, профессор Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М. А. Шолохова Т. С. Комарова; Заслуженный учитель России, Отличник народного просвещения СССР, Отличник народного просвещения РСФСР М. А. Васильева);
- на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей (законных представителей).
Цель программы : создание благоприятных условий для детей старшего подготовительного возраста полноценного проживания детства, с помощью проектирования социальных ситуаций развития детей и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности воспитанников группы через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса.
3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром.
4. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный про-цесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
5. Формирование основ базовой культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
6. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.
7. Воспитание у детей таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различны жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
8. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, образования, охраны и укрепления здоровья детей;
9. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
Для достижения поставленных задач первостепенное значение имеют:
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.
2. Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
4. Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.
5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и индивидуальными возможностями каждого ребенка.
6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.
7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Вариативная часть.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает в себя:
И. М. Каплунова «Ладушки». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений
• Заложить основы гармонического развития (развития слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей)
• Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре
• Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям
• Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни)
• Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме
Региональный компонент
Цель: становление духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций, эстетическое отношение и чувство сопричастности к культурному наследию через мир искусства родного края, создание условий для становления у дошкольников основ национального самосознания, раскрытия их творческого, интеллектуального потенциала.
Задачи:
• Пробуждать устойчивый интерес к познанию родного края, перерастающий в потребность бережного отношения к его историческому и культурному наследию.
• Создать комплекс условий для активного освоения ребенком культуры родного народа, в котором пространство взаимодействия с миром расширяется с учетом возрастных особенностей, развивающихся личностных ценностей и свободы выбора сферы интересов.
• Побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.
• Способствовать становлению у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к семье, дому, родному краю.
• Развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы детей подготовительной группы №3
Обязательная часть
Программа построена в соответствии с принципами и подходами, предъяв-ляемыми ФГОС дошкольного образования :
• Поддержки разнообразия детства, сохранение его уникальности и само-ценности;
• Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
• Уважения к личности ребенка;
• Реализация Программы в формах являющиеся ведущими для периода дошкольного детства.
В программе учтены общие принципы, изложенные в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (см. с. 11-13 основной образовательной программы ДО «От рождения до школы») :
Принцип управляемости реализацией программы
Предполагает постоянное регулирование и коррекцию на основе мониторинга воспитательно-образовательного процесса.
Принцип системности
Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятийной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Принцип личностно-ориентированного подхода.
Предусматривает реализацию идей развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка в соответствии с его возрастными, психофизиологическими и индивидуальными особенностями.
Принцип компетентного подхода.
Предполагает, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств и компетенций ребенка, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Принцип интеграции.
Воспитательно-образовательный процесс строится на основе взаимодействия образовательных областей, взаимопроникновения в разных видах деятельности.
Игровой принцип.
Заключается в том, что при реализации общеобразовательной программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игру, а не на учебную деятельность.
Принцип комплектно-тематического построения воспитательно-образовательного процесса.
Осуществляется через реализацию совместных проектов, тематических, со-бытийных праздников, развлечений.
Принцип мобильности.
Предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в
группе и своевременную коррекцию структуры и содержания образовательной программы.
Принцип этнопедагогического подхода.
Учитывает специфику национальных и социокультурных условий Алтайского края и Мамонтовского района.
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
И. М. Каплунова «Ладушки». Программа музыкального воспитания детей подготовительного возраста придерживается следующих принципов и подходов
• тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям;
• контрастного сопоставления репертуара;
• адаптивности программы предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка
• синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности на занятиях при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки.
Региональный компонент
Принципы и подходы регионального компонента:
• Системность и непрерывность.
• Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
• Свобода индивидуального личностного развития.
• Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
• Принцип регионализации (учет специфики региона)
1.1.3. Значимые для разработки характеристики рабочей программы
Учредитель: муниципальное образование Мамонтовский район Алтайский край лице комитета Администрации Мамонтовского района по образованию.
Полномочия учредителя: Функции и полномочия учредителя ДОУ осуществляются в соответствии с федеральными законами, законами Алтайского края, нормативными правовыми актами муниципального образования Мамонтовского района.
Адрес: 658560 Россия, Алтайский край, Мамонтовский район, с. Мамонтово, ул. Партизанская, 178.
Телефон: 8(38583) 2-23-58.
Полное наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка» с. Мамонтово Мамонтовского района Алтайского края.
Сокращенное: МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтово.
Тип образовательной организации: дошкольная образовательная организация Юридический адрес: 658560, Алтайский край, Мамонтовский район, с. Мамонтово, ул. Партизанская, 178.
Телефон: 8(38583) 2-23-58.
Официальный сайт: https://detsadbereska.ucoz.ru/
Режим работы : ДОУ работает по пятидневной рабочей неделе : понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.
Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни.
Режим работы : ДОУ функционирует в режиме полного дня (10,5 – часового пребывания) с7.30 до 18.00.
Лицензия на право осуществления образовательной деятельности, установ-ленной формы и выданной 03 марта 2020 года, серия 22ЛО1 № 0002670 Министерство образования и науки Алтайского края, срок действия лицензии – бессрочно.
Все группы общеразвивающей направленности и однородны по возрастному составу детей.
Наполняемость группы
Наименование группы Возрастная категория Направлен-ность групп Количество детей
Подготовительная группа 3 от 6 до 7 лет Общеразвиваю-щая 25
Распределение детей по гендерной принадлежности
Наименование группы Пол ребенка
мальчики девочки
Наименование группы
Подготовительная группа№3 13 12
1.1.4. Планируемые результаты рабочей программы
Подготовительная к школе группа №3 (от 6 до 7 лет)
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формирование элементарных математических представлений
1. Имеет общие представления о множестве, операциях с множествами.
2. Владеет навыками количественного и порядкового счета в пределах 10.
3. Умеет считать в пределах 20 без операций над числами, знает числа второго десятка, определяет отношение между числами натурального ряда, умеет увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
4. Называет числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определяет пропущенное число.
5. Знает состав чисел в пределах 10; раскладывает число на два меньших и составляет из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
6. Знает монеты достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).
7. На наглядной основе составляет и решает простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользуется знаками действий: плюс (+, минус (–) и знаком отношения равно (=).
8. Владеет счетом по заданной мере, делит предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.); правильно обозначает части целого; устанавливает соотношение целого и части, размера частей; умеет находить части целого и целое по известным частям. Измеряет длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Умеет измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Имеет представление о весе предметов и способах его измерения, сравнивает вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Имеет представление о весах.
9. Знает геометрические фигуры, их элементы (вершины, углы, стороны) и некоторые их свойства. Имеет представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника, о прямой линии, отрезке прямой.
10. Распознает фигуры независимо от их пространственного положения, изображает, располагает на плоскости, упорядочивает по размерам, классифицирует, группирует по цвету, форме, размерам. Обладает навыками моделирования геометрических фигур.
11. Ориентируется на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. Д.); располагает предметы и их изображения в указанном направлении, отражает в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). Имеет представление о плане, схеме, маршруте, карте. Умеет «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигается в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
12. Имеет элементарные представления о времени: его текучести, периодич-ности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года
13. Пользуется в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время»; определяет время по часам с точностью до 1 часа.
Ознакомление с миром природы
1. Называет деревья, кустарники, травянистые растения; растения луга, сада, леса. Знает способы их вегетативного размножения. Устанавливает связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знает лекарственные растения.
2. Имеет системные знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных. Знает диких животных, имеет представление об особен-ностях приспособления животных к окружающей среде, обладает расширен-ными знаниями о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Имеет представление о некоторых формах защиты земноводных и пресмыкаю-щихся от врагов.
3. Имеет представление о насекомых, об особенностях их жизни.
4. Определяет по внешнему виду и правильно называет бабочек и жуков. Умеет сравнивать насекомых по способу передвижения.
5. Уважительно относится к труду сельских жителей. Умеет обобщать свои представления о временах года. Имеет представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Умеет передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.
6. Имеет представление о взаимосвязи в природе.
7. Устанавливает причинно-следственные связи между природными явлениями.
8. Имеет представление об экологии окружающей среды.
9. Соблюдает правила поведения в природе.
10. Замечает приметы осени, имеет представление о труде взрослых в осен-ний период.
11. Умеет высаживать садовые растения в горшки.
12. Имеет представление о сезонных изменениях в природе, о некоторых особенностях деревьев.
13. Умеет определять свойства снега.
14. Имеет представление о весенних изменениях в природе, о термометре.
15. Умеет ухаживать за комнатными растениями.
16. Имеет представление о народных приметах.
17. Имеет представление о труде людей на полях, в садах и огородах.
Ознакомление с предметным окружением
1. Имеет представление о видах транспорта; о предметах, облегчающих труд людей на производстве; об объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице.
2. Имеет представление об истории создания предметов.
3. Имеет углубленные представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.
4. Имеет представление о способах добычи и производства материалов.
5. Владеет разнообразными способами обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).
Ознакомление с социальным миром
1. Имеет представление о социальных институтах города.
2. Имеет элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза.
3. Имеет представление о сферах человеческой деятельности.
4. Имеет представление о людях различных профессий.
5. Имеет представление об элемента ки.
6. Знает основные достопримечательности города.
7. Знает особенности Российского флага, герба, гимне. Называет столицу РФ, основные государственные праздники.
8. Имеет представление о космонавтах (Ю. А. Гагарин и др.).
9. Имеет элементарные представления об эволюции Земли.
10. Знает основные свои права, защищенные государством.
11. Проявляют любовь к Родине.