Елена Олейникова
Рабочая программа в подготовительной к школе группе от 6 до 8 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 «Росинка»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим Советом Заведующий МАДОУ МАДОУ ДС № 15 «Росинка» ДС № 15 «Росинка»
протокол от 03.09.2018г. № 1 ___В. П. Карайван
03.09.2018г. № 501
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
воспитательно-образовательного процесса
в подготовительной к школе группе
общеразвивающей направленности
от шести до восьми лет № 11
2018-2019 учебный год
Темочки:
Воспитатели
Гурмак Л. Г.
Олейникова Е. А.
Содержание
№ п / н Наименование раздела Страницы
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка 3
1.1.1. Цели и задачи Программы 3
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы 4
1.1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей Программы характеристики 4
1.2. Планируемые результаты 5
1.2.1. Целевые ориентиры на этапе завершении освоения Программы 5
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе 5
1.4. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста от 6 до 8 лет 5
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях 7
2.2. Вариативные формы, способы и средства реализации Программы 9
2.3. Проектная деятельность 23
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 23
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы 23
2.6. Взаимодействие взрослых с детьми 24
2.7. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
План работы с родителями (законными представителями) детей
24
3. Организационный раздел
3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 29
3.2. Кадровое обеспечение 31
3.3. Материально-технические условия реализации Программы 32
3.4. Планирование образовательной деятельности 33
3.5. Режим дня и распорядок 36
3.6. Учебный план 37
3.7. Расписание НОД 38
3.8. Комплексно-тематическое планирование 39
3.9. Организация двигательного режима 40
3.10. Перечень литературных источников 41
4. Приложение
Инструментарий педагогической диагностики (приложение №1) 46
Перспективно-тематический план на летний оздоровительный период на 2018-2019 учебный год (приложение №2) 72
Перспективное планирование по образовательным областям на 2018-2019 учебный год (приложение №3) 78
Календарно – тематическое планирование воспитательно-образовательной работы на каждый день (приложение №4) 150
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа (далее Программа) разработана в соответствии с основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ ДС № 15 «Росинка», а также с учетом на примерную основную образовательную программу дошкольного образования (от 20.05.2015г № 2/15, примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Нормативной базой составления рабочей программы являются :
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеообразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования науки РФ от 30.08.2013
№ 1014;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.03.2013 года № 26 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций Санитарно- эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.1.3049-13;
Инструктивно-методическое письмо МО и ПО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» от 14.03.2000 года № 65/23-16;
Приказ Минобразования РФ, Минздрава РФ, Госкомспорта РФ и Российской Академии Образования «О совершенствовании процесса физического воспитания в ОУ РФ» от 16.07.2002 №2715/227/166/19
Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденными приказом Министерства образования науки РФ от 28.12.2010 № 2106;
Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года.
1.1.1. Цель и задачи Программы
Цель и задачи Программы : создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком дошкольного детства, создание условий для формирования у детей основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка дошкольников к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника
Задачи, для реализации цели:
1) Охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей Программы
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей Программы характеристики
1) Демографические особенности:
Анализ социального статуса семей выявил, что в подготовительной группе воспитываются дети из полных (14 семей, из неполных (2 семьи) и многодетных (4 семьи) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим и средне- специальным профессиональным образованием.
2) Национально – культурные особенности:
Этнический состав воспитанников группы : русские, основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Контингент воспитанников проживает в условиях города. Реализация части Программы, формируемой участниками образовательных отношений осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями ХМАО. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты.
3) Климатические особенности:
При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Город Радужный расположен на правом берегу реки Аган в центре Западной Сибири, в северо-восточной части Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Основными чертами климата являются: холодная зима и сухое жаркое лето. В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.
Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;
2. теплый период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня)
1.2. Планируемые результаты
См. ООП ДО МАДОУ ДС № 15 «Росинка» от 01.09.2017г № 488 стр. 10
1.2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы.
См. ООП ДО МАДОУ ДС № 15 «Росинка» от 01.09.2017г № 488 стр. 11
1.3. Развивающее оценивание качество образовательной деятельности по Программе
Программа предполагает оценивание индивидуального развития воспитанника. Оценка производится воспитателем в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития ребенка, связанной с оценкой эффективности педагогических действий). Мониторинг результатов освоения Программы проводится два раза в год (сентябрь и май)
Диагностика педагогического процесса проводится в ходе наблюдений за деятельностью ребенка в спонтанной и специально организованной среде.
Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития (приложение 1, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе различных видов деятельности.
Осуществление мониторинга позволяет реализовать следующие функции, раскрывающие характеристики образовательной деятельности:
1. Изучение состояния образовательной системы для получения оперативной информации о ее специфике. Тем самым может быть обеспечена корректировка этой системы в направлении совершенствования.
2. Своевременное выявление изменений в образовательной системе, а также факторов, которые их вызвали.
3. Предупреждение негативных тенденций, рисков в образовательной деятельности.
4. Прогнозирование процессов развития образовательной системы.
5. Обеспечение полноты реализации и оценка эффективности методического обеспечения образовательной деятельности.
6. Получение информации об эффективности педагогических воздействий.
7. Оптимизация управления качеством образовательной деятельности.
1.4. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста от 6 до 8 лет
Ребенок на пороге школы (6-8 лет) обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.
Мотивационная сфера дошкольников 6-8 лет расширяется за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро, самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения - ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п.
Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым.
Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Большую значимость для детей 6-8 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба.
Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения - в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.
К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.
К 6-8 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья.
В играх дети 6-8 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - рождение ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут походу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой.
Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.
В возрасте 6-8 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6-8 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно- следственные связи, в самых фантастических рисунках - передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6-8 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.
Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь.
Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-8 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи - монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать.
Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, её содержательной, эстетической и формальной сторонам - важнейший итог развития дошкольника-читателя.
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательных областей
См. ООП ДО МАДОУ ДС № 15 «Росинка» от 01.09.2017г № 488 стр. 29-82
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области) :
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка) :
для детей дошкольного возраста (3 - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная, музыкальная и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов - как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
2.2. Содержание образовательной деятельности, описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации части программы формируемой участниками образовательных отношений
Региональная программа экологического образования дошкольников «Экология для малышей», ( авторы: Гончарова Е. В, Гаврилова О. Н., Моисеева Л. В.).