татьяна корочкова
Рабочая программа театральной студии «Театр плюс»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа театральной студии
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
Возраст детей: 3-4 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Корочкова Т. Я.
Саранск 2020-2021 гг.
Содержание
I Целевой раздел 3
1 Пояснительная записка 3
1.1 Цель и задачи программы 3
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
1.2 Целевые ориентиры 4
II Содержательный раздел 4
2.1 Содержание образовательной деятельности с детьми. 4
2.2 Основные направления программы 5
2.3 Формы работы с детьми 5
2.4 Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников 6
III Организационный раздел 6
3.1 Материально-техническое обеспечение 6
3.2 Здоровье сберегающие технологии 6
3.3 Календарно-тематическое планирование (см. приложение) 7
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка.
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Выразительность речи у детей развивается в течение всего дошкольного возраста. Привычку к публичной речи можно воспитывать в человеке только путем привлечения его с раннего детства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность всегда радует детей и пользуется у них неизменной любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, т. к. участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дошкольников имеют нравственную направленность. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького ребенка, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Для младших дошкольников характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Только яркие художественные образы, запоминающиеся, увлекательные сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка, становятся основой для детской игры.
1.1. Цель программы : развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи программы :
1. Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
2. Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
3. Приобщать детей к театрализованной культуре (знакомство с устройством театра, с разными видами театров).
4. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе, создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
5. Обучать элементам художественно-образных выразительных средств (имитации, мимике и пантомиме).
6. Способствовать развитию речевой функции, правильного произношения, фонематического слуха.
7. Активизировать словарь детей, обогащать словарный запас, формировать умение вести диалог.
8. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Срок реализации программы 1 год
Программа рассчитана для детей 3 - 4 лет (вторая младшая группа). Данный вид деятельности рекомендуется один раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 10-15 минут.
Педагогический анализ знаний и умений детей (мониторинг) проводится 2 раза в год: вводный - в октябре, итоговый – в мае.
1.2. Целевые ориентиры
Ребенок интересуется окружающими предметами и активно дейс-твует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых. Речь является полноценным средством общения с другими детьми.
Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в дви-жениях и действиях. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Про-являет интерес к совместным играм небольшими группами.
Проявляет интерес к окружающему миру природы.
Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных играх.
II. Содержательный раздел
2.1 Содержание образовательной деятельности с детьми.
Принципы проведения театрализованной деятельности :
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,
2.2. Основные направления программы
1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве :
• Что такое театр, театральное искусство;
• Какие представления бывают в театре;
• Кто такие актеры;
• Какие превращения происходят на сцене;
• Как вести себя в театре.
5. Работа над спектаклем. К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
2.3. Формы работы с детьми
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
2.4. Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников
Сентябрь:
Консультация для родителей «Театр - наш друг и помощник».
Информирование о проекте.
Октябрь
Привлечение к помощи в оформлении театрального уголка.
Ноябрь
Папка - передвижка «Что такое театр?»; «Кукольный театр»
Декабрь
Конкурс рисунков «В театре»
Январь
Папка – передвижка – консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
Февраль
Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»
Март
Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка»
Папка - передвижка «27 марта - всемирный день театра»
Апрель
Помощь родителей в подготовке к спектаклю (изготовление костюмов, декораций)
Май
Помощь родителей в подготовке к спектаклю (изготовление костюмов, декораций)
3.3 Календарно-тематическое планирование
Тематический план работы кружка на учебный год
№ Тема
1 Мониторинг
2 Знакомство с театром
3 Кто работает в театре. «Закулисье»
4 Как вести себя в театре.
Играем в театр (Сюжетно- ролевая игра)
5 Знакомство с варежковым театром
6 Мимика
7 Сила голоса
8 Знакомство с пальчиковым театром
9 Знакомство с театром би-ба-бо
10 Пантомима
11 Сила голоса и речевое дыхание
12 Знакомство с конусным театром
13 Мимика и жесты
14 Знакомство с теневым театром
15 Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре»)
16 Театр на фланели
17 Слух и чувство ритма
18 Театральные игры
19 Знакомство с куклами-говорунчиками.
20 Знакомство со штоковым театром
21 Сценическая пластика
22 Подготовка к инсценировке сказки
23 Показ театрализованного представления
24 Мониторинг
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц Неделя Тема Содержание Формы работ
Сентябрь
1 неделя «Давайте
знакомиться!»
Знакомство с уголком, в котором будут проходить занятия. Беседа, рассматривание, диалог.
2 неделя «Для деда и бабы курочка Ряба яичко снесла золотое» Познакомить со сказкой «Курочка Ряба». Рассказывание, беседа, игра.
3 неделя «Мы не просто ребятки, а ребятки-цыплятки» Познакомить детей с «перчаточным» театром. Обогащать словарный запас детей. Пересказ, подвижная игра.
4 неделя «Курочка и цыплята» Способствовать развитию выразительных средств (голоса, движения). Подвижная игра, разыгрывание.
Октябрь
1 неделя «Забыла девочка котенка покормить» Развивать более точные имитационные движения. Способствовать развитию диалогической речи. Рассказывание, беседа, подвижная игра.
2 неделя «Каждому хочется
котеночку помочь» Развивать умение изображать зверей в движениях и голосом. Формировать четкое произношение отд. звуков. Рассказывание, обыгрывание, элементы танца.
3 неделя «Волшебная шкатулка» Формировать умение подробно рассказывать. Активизировать речь и словарь детей. Отгадывание загадок, пересказ.
4 неделя «Котеночек наелся молока и стал веселым он тогда» Познакомить детей с элементами игры - драматизации. Формировать четкое произношение отдельных звуков. Подвижная игра, драматизация.
Ноябрь
1 неделя «Желтый маленький комочек» Развивать умение выполнять имитационные движения в соответствии с текстом. Отгадывание загадок, имитационные упражне-ния, подвижная игра.
2 неделя «Быстро времечко пройдет, и цыпленок подрастет» Продолжать развивать умение выполнять имитационные движения. Рассказ, беседа, имитации-онные упражнения.
3 неделя «Волшебный сундучок» Способствовать развитию актерских данных у детей. Обогащать словарный запас воспитанников. Отгадывание загадок, ряжение, имитационные упражнения.
4 неделя «Мешок с сюрпризом» Формировать исполнительские умения. Развивать умение вести диалог. Сюрпризный момент, драматизация.
Декабрь
1 неделя «Потеряли котятки по дороге перчатки» Познакомить с новой сказкой С. Маршака «Перчатки». Формировать умение отвечать на вопрос полным предложением. Чтение сказки, беседа, подвижная игра.
2 неделя «Спасибо, котятки, за перчатки!» Способствовать развитию мимики у детей. Отгадывание загадок, ми-мические этюды.
3 неделя «Выросла репка большая-пребольшая» Развивать имитационные движения. Способствовать четкому произно-шению отдельных фраз и звуков. Рассматривание, слуша-ние, имитац. упражнения.
4 неделя «Тянут – тянут –
вытянуть не могут!» Формировать умение выполнять имитационные движения в соответствии со словами взрослого. Пересказ, имитационные упражнения.
Январь
2 неделя «Дедушке все помогали» Формировать умение работать в коллективе. Продолжать развивать умение вести диалог. Отгадывание загадок, ряжение, имитационные упражнения.
3 неделя «Без друзей
нам не прожить» Познакомить детей с новой сказкой «Как собака друга искала». Игра, рассматривание иллюстраций, беседа.
4 неделя «Очень жить на свете туго без подруги или друга». Совершенствовать умение двигаться в соответствии со словами текста. Развивать фонематический слух. Рассказывание, беседа, подвижная игра.
Февраль
1 неделя «Собачке грустно»
Познакомить детей с пантомимой. Развивать артистические способности. Рассказывание, пантомимические упражнения.
2 неделя «Как собачка друга искала».
Вызвать желание у всех детей участвовать в драматизации сказки. Активизировать словарь детей. Отгадывание загадок, драматизация.
3 неделя «Воробей клевал зерно, кот хозяйский - цап его!» Развивать умение выполнять имитационные движения согласно текста. Сюрпризный момент, рассказывание, имитационные упражнения.
4 неделя «Воробей и кот» Совершенствовать мимику и жесты. Формировать речевую функцию. Подвижная игра, рассказывание.
Март
1 неделя «Хитрый воробышек обманул кота» Развивать умение активно и в такт двигаться под музыку. Отгадывание загадок, ряжение, рассказывание.
2 неделя «Почему кот моется после еды» Учить детей основам драматизации. Упражнять в четком произношении отдельных звуков и фраз. Подвижная игра, драматизация.
3 неделя «Лисичка и заяц» Познакомить детей с новой сказкой «Лиса, заяц и петух». Обогащать словарь детей. Рассказывание, подвижная игра, рассматривание иллюстраций.
4 неделя «Каждый хочет заиньке помочь» Вызвать желание участвовать в пантомимических упражнениях. Беседа, имитационные упражнения.
Апрель
1 неделя «Хитрая лиса» Закреплять умение выполнять имитационные движения согласно текста. Рассматривание, ряжение, имитацион. упражнения.
2 неделя «Уходи, лиса, с печи!»
Формировать умение и желание работать в коллективе. Совершенствовать умение вести диалог. Отгадывание загадок, имитацион. упражнения.
3 неделя «Лиса, заяц и петух» Способствовать развитию умения детей делать правильный выбор в своей деятельности. Отгадывание загадок, драматизация.
4 неделя «Теремок» Познакомить детей со сказкой «Теремок». Вырабатывать интонационную выразительность речи. Рассказывание, беседа, упражнения на развитие интонации.
Май
1 неделя «Кто в теремочке живет» Совершенствовать имитационные движения. Совершенствовать фонематический слух. Игра, рассказывание, имитационные упражнения.
2 неделя «В тесноте, да не в обиде»
Привлечь детей для участия в игре - имитации, способствовать развитию умения двигаться в такт музыке. Отгадывание загадок, игра - имитация, танцевальные движения.
3 неделя «Дайте срок, построим теремок» Закреплять умение выполнять имитационные упражнения под музыку. Продолжать работу по обогащению словаря воспитанников. Отгадывание загадок, имитационные упражнения.
4 неделя «Ох, красивый теремок!» Провести драматизацию сказки «Теремок». Закреплять четкое произношение в речи дошкольников отдельных фраз. Ряжение, драматизация.