Раабе Нина Яковлевна
Рабочая программа в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа средней группы (далее Программа) разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Подсосновская средняя общеобразовательная школа», с учётом основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей, запросов воспитанников и родителей (законных представителей). Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса.
Публикация «Рабочая программа в средней группе» размещена в разделах
Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в определенном возрастном периоде, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей с учё том их возрастных индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: физическому социально- коммуникативному, познавательному, речевому, физическому и художественно-эстетическому развитию, которые включают в себя регламентированные виды деятельности (познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная, конструктивная, музыкальная)
Нормативно-правовое обеспечение
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-
13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Подсосновская средняя общеобразовательная школа»;
Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Подсосновская средняя общеобразовательная школа» в части дошкольного образования;
Положение о рабочей программе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Подсосновская средняя общеобразовательная школа» в части дошкольного образования.
Обязательная часть Программы разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А---4-е изд., перераб. - М. : Мозаика –СИНТЕЗ, 2018, 352 с. и реализуется в течение всего периода и времени пребывания ребенка в ОУ. Она предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки», Новоскольцева И., Каплунова И. ,
Образовательная область «Речевое развитие» Программа по развитию речи в детском саду. Ушакова О. С.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы в соответствии с ФГОС ДО
Целью реализации Программы является : создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: познавательно-исследовательской, коммуникативной, восприятие художественной литературы, изобразительной, двигательной, конструктивной, музыкальной.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: (п. 1.6 ФГОС)
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечение преемственности целей, задачи содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
На основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правили норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а так же взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
В Программе учитываются :
• индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
• возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
Цели и задачи по реализации части Программы, формируемой участниками образовательных отношений
1. Развитие связной речи, умения строить простые и сложные синтаксические конструкции и использовать их в речи.
2. Развитие лексической стороны речи
3. Формирование грамматического строя речи, умения использовать в речи все грамматические формы.
4. Развитие звуковой стороны речи
5. Развитие образной речи.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы и подходы к формированию обязательной части Программы отражены в Основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018 (с 11-13).
Основные принципы:
1. Принцип развивающего образования (в Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства).
2. Принцип культуро сообразности (реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания, образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
3. Принцип научной обоснованности и практической применимости.
4. Принцип полноты, необходимости и достаточности.
5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей.
6. Принцип системности и непрерывности:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства,
- наличие единых линий развития и воспитания для детей всех возрастных категорий,
- взаимосвязь и преемственность всех ступеней дошкольного образования,
7. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса – использование разнообразных форм работы с детьми, обусловленных возрастными особенностями.
Программа разработана на основе Конституции, законодательства РФ и с учетом Конвенции о правах ребенка в основе которой заложены следующие международные принципы:
1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических работников и детей).
3. Уважение личности ребенка.
4. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Особая роль в Программе уделяется :
- игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве;
- развивающему обучению и научному положению Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие (воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка»).
Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Так же программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
Основные подходы:
1. Личностно-ориентированные подход:
Приоритет Программы – воспитание свободного содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников. Целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации, развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельные подходы:
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,
креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,
овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.
Принципы и подходы к формированию части Программы, формируемой участниками образовательных отношений
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Принципы и подходы формирования программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки», Новоскольцева И., Каплунова И.
В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, лежат следующие принципы:
1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению, нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии. Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами.
• Стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога. При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка.
• Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода.
• Неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога - акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка.
2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач:
• Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование.
• Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.
3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
4. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным и историко-культурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).
5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») - недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных партнерских отношениях. «Давайте поиграем», «Покажите мне», «Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым.
6. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Принцип программы «Ладушки» - никаких замечаний ребенку. Что бы и как бы ни сделал ребенок - все хорошо. Это особенно актуально для самых маленьких детей – 3-4 лет. Можно и нужно ли делать замечания детям 5-6 лет? Безусловно, да. Но в очень корректной, деликатной и доброжелательной форме. Обучаясь в школе, других учебных заведениях, дети будут получать замечания. Поэтому задача педагогов-дошкольников - научить детей правильно и адекватно на них реагировать. Детям в этом возрасте нужно говорить, обязательно акцентируя на положительных моментах: «Ты старался, попробуй вот так»; «Ты молодец, но немного ошибся», «Очень хорошо, но я вижу маленькую ошибку. Может, ты заметишь ее сам или кто-то из детей хочет подсказать»; «Ты меня огорчил, вчера было лучше»; «Ты поторопилась, не подумала, постарайся сделать еще раз» и т. д. При более серьезных замечаниях: «Так нельзя, это неправильно», «Вы не справились с заданием, потому что.», «Давайте еще раз повторим, но будем все стараться». Тон педагога должен оставаться спокойным, добрым. Улыбка обязательна. Дети спокойно воспринимают такие замечания и стараются все сделать лучше.
7. Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить.
Образовательная область «Речевое развитие». Принципы и подходы формирования Программы по развитию речи в детском саду. Ушакова О. С.
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
-строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
-основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»);
-предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
-строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой;
-реализует принцип индивидуализации образования.
Образовательная область «Познавательное развитие» ФЦКМ «Наша Родина - Алтайский край»
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- принцип историчности предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимообусловленности событий, с точки зрения того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или ином этапе развития.
– принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;
– принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна, родная природа, родная культура;
– принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;
– принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
– принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Подходы:
- личностно-ориентированный – направлен на развитие всех качеств личности.
Этот подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности.
- культурологический – подчеркивает ценность уникальности пути развития
– своего родного края на основе не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.
– диалектический – обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимо переходах. У детей развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее.
- -компетентностный – выдвигает на первое место не информированность, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и направлен на изучение динамики и оценки результативности полученных навыков и умений
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей
Основными участниками реализации программы являются : дети средней группы (4-5 лет, родители (законные представители, педагоги.
В основу организации образовательного процесса определён комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
В Программе определены виды деятельности в соответствии с возрастом детей.
В среднем дошкольном возрасте выделены следующие виды деятельности:
-игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а так же игру с правилами и другие виды игры);
-коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
-восприятие художественной литературы и фольклора (беседа по художественному произведению, драматизация, заучивание и др.)
-познавательно – исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
-самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
-конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
-изобразительная ;
- музыкальная ;
- двигательная.
В группе целенаправленно ведётся работа по формированию у детей здорового образа жизни, созданы условия для развития двигательной активности детей.
Физкультурно-оздоровительная работа ведётся в тесном контакте с медицинским персоналом. Ежемесячно и ежеквартально в детском саду осуществляется анализ заболеваемости.
Педагогами используются разнообразные формы физической активности детей.
Образовательный процесс осуществляется по двум режимам с учетом теплого и холодного периодов года.
Обучение ведется на государственном языке Российской Федерации – русском языке.