Григорьева Виктория Сергеевна
Рабочая программа по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Дошкольный возраст является ценным этапом в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает обособляться от окружающего, у него формируется эмоционально-благодарное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Публикация «Рабочая программа по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
Традиционно общий процесс освоения природы в дошкольном образовании включает также элемент ее познания, развития гуманного использования ее и осознанного поведения в природной среде. На наш взгляд, напряженная экологическая обстановка предполагает несколько иной подход к экологическому воспитанию. Нам близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Цель дошкольного экологического образования не столько в обучении детей знаниям о предметах и явлениях, сколько в развитии навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного Желание сделать именно это: нежно и спасительно.
Пояснительная записка
«Мир, который окружает ребенка, — это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, лежит вечный источник детского духа. В. Сухомлинский.
В конце 20 века на первый план вышла проблема повышения экологической грамотности всех жителей планеты. В прошлом, когда население было относительно небольшим и все находились в постоянном контакте с природой, экологические законы принимались людьми в повседневной жизни. Во второй половине 20 века большинство людей сосредоточилось в городах и потеряло связь с природой. В результате изменилось их поведение: они стали брать у природы все, что им казалось нужным, ничего не отдавая взамен.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей является чрезвычайно важной проблемой современности: только экологическое мировоззрение и экологическая культура живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором они находятся. сейчас.
Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период выстраивается положительное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка сознательно правильного подхода к явлениям природы и предметам, которые его окружают и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Вы постоянно находите[/i]сь в контакте с природой в той или иной форме. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие снежинки, ручьи и лужи. Бесконечно разнообразный и красочный. В печатления от родной природы, полученные в детстве, очень яркие, остаются в памяти на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает различные аспекты экологического образования детей дошкольного возраста. Программа не только обеспечивает экологическое образование для дошкольников, но и поощряет детей развивать свои навыки, чтобы помочь нашей природной среде любым возможным способом.
Например, для птиц, которые зимуют в наших краях, мы с детьми и родителями делаем кормушки для птиц и организуем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова. Вешаем скворечники на территории детского сада.
Данная программа предполагает развитие у детей навыков постановки и проведения несложных опытов. Например, выращивание рассады для детских клумб. Вовлекая детей в разработку данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развиваются навыки наблюдательности, сопереживания, умение видеть красоту в природе, умение оказать любую помощь природе. Приветствуются такие личные качества, как доброжелательность, чувство ответственности, трудолюбие, самостоятельность и умение работать в команде. Все это убеждает в педагогической целесообразности данной программы.
Программно-методическая поддержка.
• Основная общая программа дошкольного образования, основанная на примерной общей программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксый, Т. С. Комарова М. А. Васильевой утверждены Минобороны РФ (Москва, Мозаика-Синтез, 2014 г.) в соответствии с требованиями к структуре государственного стандарта дошкольного образования (Минобрнауки России, Приказ № 1155 от 10 /17/2013).
• Подпрограмма С. Н. Николаева «Юный эколог».
Материально-технические условия.
Материально-техническая база МБДОУ «Детский сад № 489» соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям и современному уровню образования. Группа создана, укомплектована и пополнена
«Центр природы и естествознания», где дети знакомятся с объектами животного мира (растениями, создан научный центр для организации экспериментальной деятельности детей, спроектирована библиотека с учебной и художественной литературой экологического содержания. Имеется достаточное количество приборов, пособий, игр, гербариев и т. д. Расположение, организация, оснащение и санитарное состояние нашего дошкольного учреждения соответствуют требованиям СанПиН. Знания углубляются в совместной деятельности.
Создание условий для реализации программы:
Психологические и социально-педагогические условия организации труда
• Учитывайте социальный опыт ребенка
• учитывать его способности, навыки и интересы
• Оформить педагогический процесс как диалог
Развивающая профессиональная среда используется в образовательно-оздоровительных целях, а также для развития у детей трудовых навыков и общения с природой.
Основная цель подпрограммы – познакомить детей с окружающим миром: разнообразием растений, животных, сезонных явлений и деятельностью человека в природе; формирование сознательного и гуманного отношения ребенка к явлениям природы, предметам и живым существам.
Цель программы:
Формирование нового типа человека с новым экологическим складом ума, способного видеть последствия своих действий по отношению к окружающей среде и жить в относительной гармонии с природой.
Цели программы:
- Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления дошкольников с миром через практическую деятельность с живыми предметами, наблюдения, опыты, исследования и работу с дидактическим материалом, формирование представлений о связях в системе «человек - природа». системе и в самой природе;
- Развитие интереса к природе;
- развитие умения сосредотачивать внимание на предметах, находящихся в непосредственной близости, и умение наблюдать, анализировать и делать выводы из естественных сезонных изменений;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоциональное отношение к природным объектам;
- формирование мотивов безопасного образа жизни и поведения ребенка, потребности вести здоровый образ жизни, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение использовать целительную силу природы своего города для укрепления здоровья;
- Повышение компетентности родителей по проблеме формирования экологической культуры у школьников, культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников.
Принципы и подходы к разработке программы
Программа разработана с учетом принципов развивающей педагогики, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, а также ориентации на зону ближайшего развития.
- Индивидуальный подход – ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребенка с учетом его индивидуальных этнокультурных, семейных и социальных особенностей
Возможности и условия для полноценного развития.
- Научный характер – обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков приспособления и прогнозирования собственных действий в состоянии покоя или работы в природных условиях на основе представления о существующих закономерностях. в природе.
- Доступность - Содержание программы, каталог тем и формы работы разработаны с учетом возрастных, психологических, социальных и интеллектуальных особенностей детей, с учетом их уровня развития и индивидуальных познавательных способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы обучения: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.
- Наглядность – сенсорное знание новых материалов с включением в них наглядных пособий способствует повышению концентрации внимания и мобилизации интеллектуального потенциала детей, вызывает активный интерес, снимает психологическое напряжение, способствуя тем самым большей эффективности всего учебного процесса.
- Конкретные – объем знаний увеличивается и эти знания должны быть конкретными. Когда ребенок встречает муравья, все знания должны передаваться только через него. Ни в коем случае нельзя давать неправильные ответы на вопросы ребенка, дети быстро привыкают называть растения цветами, мелких насекомых «насекомыми», все водные растения – водорослями.
- Педагогическая - формирование экологической культуры ребенка,
Формирование духовно богатой личности.
- Систематичность и последовательность – необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых объектов знаний к более сложным объектам знаний на основе ранее усвоенного материала. Ребенок усваивает новые знания, обращаясь к известной ему информации.
- Последовательность – продуктивное сотрудничество между детьми, опекунами и родителями.
- Целостность – установление взаимосвязи между разными областями знаний, что способствует развитию у ребенка представлений о единстве мира.
- Регионализм – необходимо учитывать региональную составляющую (природа родного края, народные традиции, краеведение).
- Человечность – этот принцип в первую очередь связан с понятием экологической культуры. С педагогической точки зрения его применение означает формирование человека с новыми ценност Методы и приемы реализации программы
Визуальные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- Наблюдение за природой, происходящими в ней изменениями, исполнение сказок (воспитателем, детьми);
- просмотр книжных иллюстраций и репродукций;
- Проведение дидактических игр;
Вербальные методы:
- чтение литературных произведений;
- Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Методы игры:
- Проведение различных игр (сидячих, сюжетно-ролевых, дидактических, инсценирующих игр и др.);
- отгадай загадку;
- Проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- Оформление гербария растений и плодов;
- инсценировка сказок, отрывков из литературных произведений; Изготовление наглядных пособий с детьми.
Замечания по реализации программы:
- Познавательно-развлекательное направление направлено на знакомство детей с компонентами живой и неживой природы и влиянием деятельности человека на эти компоненты в игровой и занимательной форме.
- практическая направленность – изучение флоры и фауны в сочетании с практическими делами (кормление птиц, посадка клумб и т. д.).
- Управление исследованиями осуществляется в рамках производственной деятельности (экскурсии, наблюдения, эксперименты)
Возрастные особенности детей.
Программа ориентирована на детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).ями, владеющего основ