Марина Клемина
Рабочая программа по введению в математику
Рабочая программа по введению в математику
Воспитатели: Клемина М. А.
Суслина М. А.
Пояснительная записка
Рабочая программа по введению в математику разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, на основе:
1. Основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100»;
Публикация «Рабочая программа по введению в математику» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
2. Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»
3. Программы по введению в математику Л. Г. Петерсон,Е. Е. Кочемасова «Игралочка».
Содержание курса направлено на развитие у ребёнка познавательных интересов, интеллекта через решение таких задач, как создание условий для:
– сенсорного развития;
– развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
– формирования элементарных математических представлений;
– формирования целостной картины мира, расширение кругозора детей, развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности.
Цель программы :
создание условий для развития у детей познавательных интересов и интеллекта через решение таких задач, как
сенсорное развитие;
формирование элементарных математических представлений;
Для достижения цели программы первостепенное значение имеют:
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к познанию;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать любознательность и познавательный интерес ребенка;
-уважительное отношение к результатам познавательной деятельности детей;
-единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
Формы работы : образовательная ситуация (занятие, режимные моменты, взаимодействие взрослых и детей, дидактическая игра, наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.
Основные направления работы
Сенсорное развитие
Усвоение сенсорных эталонов (организация усвоения представлений о цветах, о геометрических фигурах, об отношениях предметов по величине (большой – маленький); ознакомление с сенсорными эталонами при помощи собственных действий: самостоятельное изготовление и изменение цветов (окраска воды и смешивание красок, геометрических фигур, сопоставление предметов разной величины).
Обучение детей способам использования сенсорных эталонов (постепенный перевод детей от использования реальных образцов к использованию усвоенных представлений).
Обучение планомерному обследованию предметов (решение задач типа загадок, составление изображений предметов из частей, руководство словесным описанием предметов).
Восприятие пространства (развитие первоначальных представлений о направлениях в пространстве, связанных с собственным телом ребёнка).
Восприятие времени (усвоение представлений о временах года и времени суток через собственные действия, характерные для каждого времени года и суток).
Восприятие изображения ( формирование отношения к рисунку как изображению действительности: развитие умений правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть то, что на нём действительно изображено).
Формирование элементарных математических представлений :
Решение данной задачи осуществляется через формирование элементарных представлений:
– о количественном и порядковом числе;
– о геометрической фигуре;
– о величине, измерении и сравнении величин;
– о пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями действительности.
Дети узнают и используют при решении практических задач сведения:
– о признаках предметов, составлении совокупности предметов по общему названию (фрукты, овощи, игрушки и т. д.);
– о сравнении числа предметов в группах путём наложения и приложения;
– о понятиях равно, не равно, столько же;
– о натуральном числе (в пределах 3) как результате счёта с участием анализаторов;
– о наглядных моделях чисел;
– о способах сравнения количества элементов во множествах, выраженных смежными числами (один – два, два – три, три – четыре, четыре – пять) : путём составления пар между элементами множеств и с помощью понятий столько же, не столько же, равно, не равно;
– о такой величине, как длина;
– о сравнении двух предметов по толщине, высоте, длине и обозначению результатов сравнения словами: толще, тоньше, равны;
– о способе составления математических рассказов по рисунку: через перечисление изображённых предметов с называнием итогового числа;
– об элементах геометрии (на основе различения и называния таких геометрических фигур, как круг, квадрат, треугольник);
– о пространственных и временных отношениях через ознакомление с ними (просранственные направления «от себя» : справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу; на основе ориентации в ограниченном пространстве);
– о временных представлениях о частях суток: день – ночь, утро – вечер.
Возрастные особенности детей четвёртого года жизни
У детей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребёнка гарантом психологического комфорта и защищённости. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребёнок берёт на себя определённые роли и подчиняет им своё поведение. В этом проявляется интерес ребёнка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).
В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.
Достижения в психическом развитии ребёнка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определённого задания.
Основные задачи развития:
• обеспечение познавательного развития детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности.
• воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости;
• обогащение опыта самопознания дошкольников;
• обучение детей различным способам действий в условиях предметно-действенного и предметно - наглядного сотрудничества.
Целевые ориентиры:
Сенсорное развитие:
- различает и называет основные сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, осязаемые свойства предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий и т. п.);
- группирует однородные предметы по сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
- получает удовольствие от экспериментирования с разными материалами, выполняет обследовательские действия.
Формирование элементарных математических представлений :
- различает и называет понятия много, один, по одному, ни одного, может определить равенство - неравенство групп предметов;
- сравнивает предметы контрастных размеров по величине (длине, ширине, высоте);
- владеет элементарными навыками ориентировки в пространстве;
- использует элементарные временные ориентировки в частях суток и временах года.
- считает до трех.