НАТАЛИЯ БАСКАКОВА
Рабочая программа по курсу «Кем быть?»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Звездный»
СОГЛАСОВАНО
Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»
___ Н. А. Попова РЕКОМЕНДОВАНО
решением педагогического совета
от «___» ___ 201__ г.
протокол № __ УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» ___ О. Г. Берилло
приказ от «___» ___ 201__г.
Рабочая программа
по курсу «Ранняя профориентация»
для детей 6-7 лет
Сведения о разработчиках :
Публикация «Рабочая программа по курсу „Кем быть?“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
Баскакова Наталия Михайловна – воспитатель, первая квалификационная категория
2018/2019 учебный год
Тамбов
Пояснительная записка
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Цель: формирование представлений детей о мире профессий на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.
Задачи программы :
•дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
•сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
•развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения;
•научить детей отражать в сюжетно - ролевой игре особенности, присущие различным профессиям.
Задачи работы с детьми 6-7 лет :
- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
- расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
- формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование, о связи результатов деятельности людей
различных профессий.
Особенности программы
Программа призвана формировать познавательные мотивы дошкольников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на дошкольной ступени образования.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:
- профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду,
трудолюбия);
- профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о
мире профессий).
Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса будут реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.
Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней
профориентации детей.
Способы, формы, методы и технологии работы
Формы: совместная деятельность взрослого и детей; самостоятельная деятельность детей в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
Режим занятий: реализация программы строится на адекватных дошкольникам видах деятельности: проведение бесед, дидактических, сюжетно-ролевых игр, компьютерных программ, экскурсий, встреч с людьми разных профессий, культурно - досуговых мероприятий, с использованием ИКТ.
Работа с детьми планируется воспитателем дифференцированно в утренние часы, проводится в свободной деятельности детей. В соответствии с планом реализации программы 1 раз в неделю проводится одно мероприятие. Продолжительность каждого отрезка образовательной деятельности по нормам СанПин — 30 минут.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности,
чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных
профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт
хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.
Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трё м основным линиям:
- приближение детей к труду взрослых;
- приближение работы взрослых к детям;
- совместная деятельность детей и взрослых.
Приближение детей к труду взрослых.
Это направление работы осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии.
Следует уделить особое внимание усвоению детьми понятий «профессия» (что это, «представитель профессии» (как называется человек данной профессии, «инструменты труда» (чем работает человек, «трудовые
действия» (что делает человек, «результат труда» (что получилось, общественная польза труда (кому это нужно).
Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.
Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также будет способствовать усвоению информации о труде взрослых.
Средством ознакомления с содержанием труда выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая репродукции мастеров, дети видят не только процесс труда, но и те изменения, которые со временем произошли
в нём.
Лепка, аппликация, конструирование – все эти виды деятельности позволяют изучать разные стороны профессий без отрыва от общей темы.
Выполнение физических упражнений также может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников.
В музыкальную деятельность можно включать игры-импровизации, например «Веселые шофёры», «Плыви, плыви, кораблик».
Знакомство с профессиями произойдёт и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предложит посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра, количество ёлок у лесника.
При ознакомлении детей с трудом взрослых с помощью непосредственно образовательной деятельности очень важно не только расширять, но и углублять знания о профессиях, ориентироваться не только на количество, но и на качество предоставляемой детям информации.
Именно основательность такой информации положительно сказывается на дальнейшем профессиональном самоопределении детей. Приближение работы взрослых к детям.
К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений.
Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, можно организовать экскурсии :
- в медицинский кабинет;
- в прачечную;
- в библиотеку;
- в школу;
- в магазин;
- в аптеку;
- в парикмахерскую;
- в ателье;
- к светофору;
- на почту;
- на приусадебный участок;
На экскурсиях и в процессе целенаправленных наблюдений необходимо, в первую очередь, соблюдать технику безопасности на рабочем месте. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность детям задать вопросы.
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год Количество образовательных ситуаций в неделю Длительность образовательной ситуации Форма организации образовательного процесса
9 1 30 минут
групповая
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы периодов организованной образовательной деятельности Программные задачи Реализация тем в ходе режимных моментов и свободной деятельности Методическое обеспечение
1. В мире профессий Закреплять с детьми названия профессий, их значение для людей; развивать память, внимание, любознательность; расширять кругозор. Обогащать словарь. Формировать уважение к людям труда.
Д/и «Кому что нужно для работы»
2. Работники сельского хозяйства Формировать представления о значении и содержании труда работников сельского хозяйства (доярка, агроном, тракторист, овощевод, комбайнёр, пчеловод); формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям; способствовать формированию понимания того, что любая профессия важна и нужна; воспитывать уважение к труду людей, работающих в сельском хозяйстве.
С/р игра «В деревне»
3. Врач Углублять знания детей о труде медицинских работников, развивать интерес к социальной значимости медицины, развивать речь детей, закреплять правила поведения в общественных местах, воспитывать стремление к здоровому образу жизни Д/и «Для чего нужен этот предмет?»
4. Педагог Формировать представления детей о профессии педагог, конкретизировать понятия воспитатель-учитель. С/р игра «Школа»
5. Военный Расширять представления детей о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, солдаты, которые охраняют, защищают свою Родину, свой народ; у каждого народа, в каждой стране есть армия, которая защищает свой народ от врагов).
Познакомить детей с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, артиллеристы, летчики, пограничники)
Обогащать лексический запас слов по теме (Отечество, защитник, закреплять знания прилагательных. Формировать умение образовывать родительный падеж имен существительных.
Воспитывать гордость за наших воинов.
Штриховка «Военный на параде»
6. Спасатели (пожарный, спасатель, работник МЧС) • знакомство, расширение и уточнение знаний детей о профессии Спасатель;
• знакомство с инструментами, необходимыми для работы спасателей;
• расширение представлений детей о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях.
Развивающие:
• способствовать развитию связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления;
• развивать интерес к профессии спасателя МЧС;
Воспитательные:
• воспитывать уважительное отношение к труду спасателей;
• воспитывать потребность защищать тех, кто нуждается в этом, и приходить им на помощь.
С/р игра «Спасатель»
7. Работники швейного производства Формировать позитивные установки у детей старшего дошкольного возраста к различным видам труда.
Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. С профессией швеи;
- Развивать представления детей об инструментах, предметах, материалах и тканях.
- воспитывать уважение у детей к труду взрослых.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
8. Библиотекарь Расширение и уточнение представлений о библиотеке, о профессии библиотекарь, показать значимость библиотеки. Продолжать знакомить детей с правилами поведения в общественных местах.
Развивать интерес к печатному слову. Расширение и активизация словаря по теме (библиотека, библиотекарь, читальный зал, абонемент, стеллажи, формуляр, книгохранилище).
воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.
С/р игра «Книжкина больница»
9. Все работы хороши, выбирай на вкус! Систематизировать знания детей об изученных профессиях, воспитание уважения к людям разных профессий и результату их труда Д/и «Кому что нужно для работы»
Ожидаемые результаты реализации программы для детей дошкольного возраста:
Обобщенное представление у дошкольников о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, интереса к профессиям взрослых;
Ожидаемые результаты реализации программы :
Построение модели научно-методического и организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей дошкольного возраста.
Создание системы работы по ранней профориентации детей.
Формирование обобщенного представления у дошкольников о структуре трудового процесса, понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
Повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, интереса к профессиям взрослых.
Активизация творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных организаций в организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста.