Калинина Оксана
Рабочая программа по кружковой деятельности «Волшебная кисточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным
видом деятельности дошкольников, начиная с самого раннего возраста. Именно
в это время происходит формирование базовых умений (пользоваться
художественными материалами и инструментами, использовать элементарные
рисовальные движения в своей изобразительной деятельности, а также
появляется потребность в творческом экспериментировании и сотворчестве.
Приобретая в раннем возрасте первый изобразительный опыт, в дальнейшем
Публикация «Рабочая программа по кружковой деятельности „Волшебная кисточка“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
дети демонстрируют высокие показатели в изобразительном творчестве, работы
детей отличаются оригинальностью, что позволяет говорить об их
гармоничном личностном становлении. Изобразительная деятельность
позволяет ребенку выразить в своих рисунках своё впечатление об
окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет
неоценимое значение для всестороннего развития ребенка, раскрытия и
обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к
выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта,
подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка
которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы. Чем разнообразнее
художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому
ознакомление дошкольников раннего возраста с нетрадиционными техниками
рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной
деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных
материалов и техник способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики пальцев рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и
зрительного внимания;
- внимания и усидчивости;
- мышления;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического
восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок
развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка,
учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с
комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать,
творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая
деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать,
экспериментировать, а самое главное, само выражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества,
это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности,
инициативы, выражения индивидуальности.
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока
неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства,
разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее
чудо. "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь"
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно
творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов
изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно
для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал
нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники
рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют
творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и
использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных
изотехнологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой
программе :
-Развивает уверенность в своих силах.
-Способствует снятию детских страхов.
-Учит детей свободно выражать свой замысел.
-Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
-Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.
-Развивает мелкую моторику рук.
-Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
-Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
-Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы «Цветные
ладошки» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет
инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные
методы и способы развития детского художественного творчества.
Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для
нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям
множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования
хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных
художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Программа знакомит ребёнка с многообразием нетрадиционных техник
рисования и изо материалов, опирается на принципы построения общей
дидактики:
- Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом
природных и климатических особенностей данной местности в данный момент
времени.
-Принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От
простого к сложному», от «Неизвестного к известному».
-Принцип развивающего характера художественного образования.
-Принцип природосообразности: постановка задач художественнотворческого развития детей с учётом возрастных особенностей и
индивидуальных способностей.
-Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
- Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;
-Активности, контролируемости, индивидуального подхода в обучении и
художественном развитии детей, доступности материала, его повторности,
построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих.
Все занятия в разработанной мной программе направлены на развитие у
детей художественно-творческих способностей через обучения
нетрадиционными техниками рисования.
Во-первых, педагогический опыт применения данных нетрадиционных
техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной
степени) в современных образовательных программах.
Во-вторых, эти техники не получили достаточно широкого
распространения и не «укоренились», они являются скорее
экспериментальными.
В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в
Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много лет.
В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по
технологии) нет жёсткой за данности и строгого контроля, зато есть творческая
свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются
огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная
техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе
нетрадиционных материалов.
Основная цель программы – развитие творческого воображения у детей
раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных
техник рисования.
Задачи программы :
- познакомить детей с такими нетрадиционными техниками рисования
как:
рисование пальчиками,
рисование ладошками,
рисование ватными палочками,
рисование губкой,
рисование крупой,
рисование пластилином,
рисование на ватных дисках,
рисование вилкой,
рисование набрызгом,
рисование оттиском бумаги,
рисование кляксографией,
рисование свечкой,
рисование пакетом,
рисование воздушно-пузырчатой пленкой.
рисование штампиками,
рисование овощами.
- вызвать интерес к рисованию с использованием нетрадиционных техник
и рисованию в целом;
- поощрять инициативу и самостоятельность в выборе техники рисования
при создании изображения;
- воспитывать чувство радости от полученного результата, уверенность в
себе, аккуратность.
Целевые ориентиры:
- дети познакомятся и освоят некоторые техники нетрадиционного
рисования;
- дети овладеют простейшими техническими приемами работы с
различными изобразительными материалами;
- дети научатся самостоятельно, без помощи взрослого, применять
нетрадиционные техники рисования;
- повысится интерес детей к рисованию;
- повысится компетентность родителей детей в вопросе рисования
нетрадиционной техники.
За основу программы по кружку «Волшебная кисточка» взяты методические
рекомендации автора «Программы художественного воспитания, обучения и
развития детей 2 - 7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой. Программа кружка
соответствует ФГОС ДО. Рассчитана, на один год обучения. Занятия
проводятся с 1 сентября по 31 мая 1 раз в неделю по 10 минут. Всего 36
занятий. Форма проведения – групповая.
Так как основной вид деятельности детей раннего дошкольного возраста -
игра, занятия проводятся в игровой форме с использованием подвижных,
пальчиковых игр, физкультминуток, сюрпризных моментов.
Календарно – тематическое планирование занятий по кружку
«Волшебная кисточка».
№ месяц техника Название занятия
1 сентябрь Рисование пальчиками «Осеннее дерево»
2 сентябрь Рисование ватными палочками «Осенние листочки»
3 сентябрь Рисование пластилином Тучка и дождик
4 сентябрь Кляксография «Волшебные кляксы»
5 октябрь Рисование ладошками Осенний сад
6 октябрь Рисование манной крупой крупой Грибочек
7 октябрь Рисование набрызгом Зонтик
8 октябрь Оттиск. Отпечаток листьями Осенние Разноцветные Листья
9 ноябрь Рисование губкой Зайчик
10 ноябрь Рисование воздушно-пузырчатой пленкой Деревья осенью
11 ноябрь Рисование на ватных дисках Гусеничка
12 ноябрь Рисование вилкой Ежик
13 ноябрь Рисование овощами Заготовки на зиму
14 декабрь Рисование мятой бумагой Зимний лес
15 декабрь Рисование губкой Снежинка
16 декабрь Рисование ватными палочками Елочная игрушка
17 декабрь Рисование вилкой Елочка
18 Январь Рисование солью Снеговик
19 Январь кляксография с трубочкой Зимний пейзаж
20 Январь Рисование пальчиками Ветка рябины
21 Февраль Рисование ладошками Зимний лес
22 Февраль Рисование воздушно-пузырчатой пленкой Цветочная поляна
23 Февраль Рисование на ватных дисках Зайчик
24 Февраль Рисование штампиками Весеннее дерево
25 Март Рисование ладошками Сердечко для мамы
26 Март Рисование ватными палочками Веточка мимозы
27 Март Рисование набрызгом Салют
28 Март Рисование ладошкой Петушок
29 Апрель Рисование пальчиками Весеннее дерево
30 Апрель Рисование солью Ромашковая поляна
31 Апрель Рисование ладошками Морское дно
32 Апрель Рисование свечкой Морские обитатели
33 Май Рисование ватными палочками Одуванчики
34 Май Рисование пальчиком Компот из ягод
35 Май тычок жёсткой полусухой кистью, поролоном, мятая бумага Кошечка
36 Май печатание ладошками Крошки-осьминожки
Планируемые результаты по освоению детьми программы кружка
«Волшебная кисточка» :
развитие мелкой моторики рук;
обострение тактильного восприятия;
улучшение цветовосприятия;
концентрация внимания;
повышение уровня воображения и самооценки;
расширение и обогащение художественного опыта;
формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль,
самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг
с другом;
развитие умения передавать в работах свои чувства с помощью
различных средств выразительности.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что
для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать
возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С
возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма
бумаги, выделяются новые.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные
особенности детей. Строятся на основе индивидуально-дифференцированного
подхода к детям.
Список используемой литературы:
И. А. Лыкова Цветные ладошки
Комарова Т. С. “Детское художественное творчество”, М. : МозаикаСинтез, 2005 г.
Комарова Т. С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М. :
Мозаика-Синтез, 2006 г.
Никологорская О. А. “Волшебные краски”, М. : АСТ-Пресс, 1997 г.
Фатеева А. А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
Шайдурова Н. В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного
возраста”, М. : ТЦ “Сфера”, 2008 г.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 1 и 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера,
2006.-128с. (Серия «Вместе с детьми».)
Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный
ресурс] :