Елена Хебнева
Рабочая программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа составлена воспитателем первой квалификационной категории МБДОУ №4, г. Выкса, Нижегородской области Хебневой Е. А.
Рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Уже с раннего возраста ребенок начинает чувствовать красоту окружающего мира. У него появляется чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведение искусства, богатство родной природы. Большое значение в формировании личности ребенка имеют разнообразные виды художественного творчества. Использование нетрадиционных способов рисования, может играть далеко не последнюю роль в развитии ребенка. Нетрадиционные техники рисования могут быть наиболее интересны и увлекательны для детей, так как предоставляют неограниченные возможности для выражения эмоций и впечатлений об окружающем мире.
Темочки:
- Нетрадиционные техники рисования
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Программы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Необычность техник нетрадиционного рисования состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Так, например, каждому ребенку будет интересно рисовать собственной ладошкой, мыльными пузырями, ставить кляксы на бумаге и превращать их в забавные рисунки. Несомненно, полезны и приятны для ребенка тактильные ощущения, которые он получает при работе с крупой, семенами растений, песком, различными видами бросового материала.
Данная программа предполагает осуществление непрерывного педагогического процесса по художественному творчеству, опираясь на основную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и рассчитана на детей старшего возраста. Материал распределен с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и расположен от простого к сложному.
Программа рассчитана на 1год. Предусматривает организацию работы с детьми непосредственно образовательной деятельности (НОД) с режимом проведения 1раз в неделю с сентября по май. Длительность НОД-- 25-30 минут.
Общее количество учебных часов – 36.
Интеграция образовательных областей:
1. Познание
2. Художественное творчество
3. Коммуникация
4. Социализация
5. Музыка
6. Физическая культура
7. Безопасность
8. Здоровье
Актуальность программы :
- Обусловлена необходимостью воспитывать умение видеть и понимать красоту окружающего мира, развивать чувство художественно- эстетического вкуса, творческую активность и целеустремленность.
Цель программы :
- Развитие творческих способностей у детей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы :
• Обучать приемам и способам изображения с использованием нетрадиционных техник рисования.
• Развивать творческий потенциал детей через специально созданную развивающую среду.
• Научить детей работать с разнообразными нетрадиционными материалами для изобразительной деятельности.
• Научить создавать свой неповторимый образ в рисунке, используя различные техники рисования.
• Развивать пространственное мышление, чувство композиции, ритма, цветовосприятия.
• Формировать навыки коллективного творчества.
• Способствовать развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
• Способствовать развитию внимания и усидчивости.
Предполагаемые результаты освоения программы :
• Устойчивый интерес у дошкольников к нетрадиционным техникам рисования.
• Знание различных способов рисования.
• Умение использовать различные материалы в изобразительной деятельности.
• Умение создавать композицию, подбирая наиболее подходящие изобразительные материалы.
Формы организации работы с детьми
• Беседа.
• Рассматривание иллюстраций, рисунков, выполненных воспитателем.
• Знакомство с различными художественными материалами.
• Чтение стихов, загадок.
• Прослушивание музыкальных произведений.
• Подвижные, дидактические игры.
• Дыхательная, пальчиковая гимнастика.
• Занятия по изобразительной деятельности.
Тематическое планирование
Сентябрь
1. Рисование в технике кляксография обычная.
«Знакомство с кляксой»
- Загадки про кляксу.
- Дидактическая игра «Волшебный стул»
- Пальчиковая гимнастика «Осень, осень»
- Подвижная игра «Пузырь»
- Дыхательная гимнастика «Мыльные пузыри»
Физкультминутка «Улыбнись»
2. Рисование в технике кляксография с трубочкой.
«Превращение кляксы»
- Стихи про кляксу
- Дидактическая игра «Подарок другу»
- Пальчиковая гимнастика «У зверей четыре лапы»
- Подвижная игра «Карлики и великаны»
- Дыхательная гимнастика «Волшебные слова»
- Физкультминутка «Упражненье повтори»
3. Изобразительная деятельность в технике пластилинография
«Летний сад»
- Стихи о лете
- Дидактическая игра «Посадим цветочки»
- Пальчиковая гимнастика «Уточка»
- Подвижная игра «Кто быстрее»
- Дыхательная гимнастика «Птичьи голоса»
- Физкультминутка «Удивляемся природе»
4. Аппликация из природного материала – листья, трава, семена растений. «На лесной поляне»
- Чтение рассказа о лесе
- Прослушивание музыки «Звуки природы»
- Дыхательная гимнастика «Ветер в лесу»
- Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
- Подвижная игра «Изобрази животное»
- Физкультминутка «Сильный ветер сосны крутит»
Октябрь
1. Рисование в технике Фроттаж «Красивые цветы»
- Загадки о цветах
- Дидактическая игра «Собери ромашку»
- Пальчиковая гимнастика «Мы сегодня рисовали»
- Подвижная игра «Веселый цветок»
- Дыхательная гимнастика «Душистый цветок»
- Физкультминутка «Руки тянем в потолок»
2. Рисование в технике восковые мелки +акварель
«Осенний сад»
- Стихи о цветах
- Наблюдение за клумбой
- Пальчиковая гимнастика «В прятки пальчики играли»
- Дидактическая игра «Клумба»
- Дыхательная гимнастика «Сад- огород» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «Рябинка»
3. Лепка из пластилина с использованием природного материала – палочки, трава, семена растений. «Козленок»
- Загадки о животных
- Чтение стихов о козленке
- Дидактическая игра «Чей малыш?»
- Пальчиковая гимнастика «Долго, долго мы лепили»
- Физкультминутка «Мишка»
4. Аппликация из природного материала – листья, семена растений.
«Птичий двор»
- Загадки о домашних птицах
- Рассматривание картин, иллюстраций
- Дидактическая игра «Цветные поляны»
- Пальчиковая гимнастика «Круглый год»
- Дыхательная гимнастика «Гуси»
Физкультминутка «Скачет шустрая синица»
Ноябрь
1. Рисование поролоном
«Золотая осень»
- Чтение стихов об осени
- Рассматривание картин
- Прослушивание музыкальных произведений
- Пальчиковая гимнастика «Друзья- садоводы»
- Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем»
- Физкультминутка «Желтая песенка»
2. Рисование вдвоем
«По замыслу»
- Чтение стихов
- Беседа «Ниши верные друзья»
- Подвижная игра «Карусель»
- Пальчиковая гимнастика «Овощи»
- Дыхательная гимнастика «Партизаны»
- Физкультминутка «Это легкая забава»
3. Пластилинография
«Осень в лесу»
- Беседа о лесе
- Чтение стихов об осени
- Дидактическая игра «Путешествие в мир природы»
- Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
- Дыхательная гимнастика «Гуси шипят»
- Физкультминутка «Листопад»
4. Аппликация – бумажные жгутики с использованием цветной бумаги или цветных салфеток.
«Необычные цветы»
- Беседа о цветах
- Загадки о цветах
- Дидактическая игра «В мире растений»
- Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка»
- Дыхательная гимнастика «Насос» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «Сказка про краски»
Декабрь
1. Рисование в технике свеча +акварель
«Зима»
- Загадки о зиме
- Стихи о зиме
- Рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима»
- Дидактическая игра «Птичья столовая»
- Дыхательная гимнастика «Лыжник»
- Физкультминутка «Я мороза не боюсь»
2. Рисование в технике монотипия предметная.
«Снеговик»
- Стихи про снеговика
- Дидактическая игра «Живое- неживое»
- Пальчиковая гимнастика «Мы сегодня рисовали»
- Подвижная игра «Сделай фигуру»
- Дыхательная гимнастика «Обними плечики» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «Скок-скок-скок»
3. Пластилинография.
«Новогодняя елка»
- Беседа о новогоднем празднике
- Чтение стихов о новогоднем празднике
- Пальчиковая гимнастика «Елочка»
- Подвижная игра «Дед Мороз»
- Дидактическая игра «Сочиняем сказку»
- Физкультминутка «Белые елочки»
4. Коллективная аппликация с использованием крупы и семян растений.
«Воробьи на дереве»
- Загадки про воробья
- Дидактическая игра «Экологическое лото»
- Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
- Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
- Дыхательная гимнастика «Дровосек»
- Физкультминутка «О чем пот воробушки»
Январь
1. Рисование в технике монотипия пейзажная.
«Заснеженная улица»
- Беседа о зиме
- Прослушивание музыкальных произведений о зиме
- Подвижная игра «Два мороза»
- Дидактическая игра «Хорошо-плохо»
- Пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой?»
- Физкультминутка «Белый пух»
2. Рисование в технике Фроттаж.
«Зимний пейзаж- снежинки танцуют»
- Чтение стихов о зиме
- Рассматривание картин, иллюстраций
- Подвижная игра «Мы- веселые ребята»
- Пальчиковая гимнастика «Белка»
- Дыхательная гимнастика «Большой маятник» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «Белая зима»
3. Лепка из пластилина с использованием природного и бросового материала- палочки, песок, стаканчики из-под йогурта, целлофан.
«Зимнее дерево»
- Беседа о деревьях
- Чтение рассказов о зиме
- Дидактическая игра «Какие бывают растения?»
- Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»
-Дыхательная гимнастика «Мы сегодня так играем» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «С неба падают снежинки»
4. Аппликация с использованием лоскутков ткани и бросового материала.
«Елочка-красавица»
- Чтение стихов о елочке
- Прослушивание музыкальных произведений
- Подвижная игра «Лесные тропинки»
- Дидактическая игра «Мы сложили песенку»
- Дыхательная гимнастика «Задувание свечи»
- Физкультминутка «Рыжая лисичка»
Февраль
1. Рисование в технике свеча +акварель.
«Метелица»
- Наблюдения за изменениями в природе в конце зимы
- Рассматривание иллюстраций к сказкам
- Подвижная игра «Снежная карусель»
- Пальчиковая гимнастика «Разминка
- Дыхательная гимнастика «Ладошки» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «На дворе у нас мороз»
2. Рисование в технике точечный рисунок. Способ нанесения краски- снежинок – тонким концом кисточки или спички.
«Снегопад»
- Чтение стихов
- Рассматривание рисунков воспитателя
- Подвижная игра «Зима надоела»
- Пальчиковая гимнастика «Солдаты»
- Дыхательная гимнастика «Старший брат» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «Солнце землю греет слабо»
3. Пластилинография
«Плывет, плывет кораблик»
- Чтение рассказов об армии и солдатах
- Дидактическая игра «Плоскостное конструирование Кораблик»
- Подвижная игра «Самый быстрый, самый ловкий»
- Пальчиковая гимнастика «Наша армия»
- Дыхательная гимнастика «Шаги» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «Царь-горох»
4. Аппликация из бросового материала + крупа.
«Моя любимая игрушка»
- Чтение стихов «Игрушки»
- Рассматривание игрушек
- Рассказывание о любимой игрушке
- Дидактическая игра «Наряди Машу»
- Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
- Физкультминутка «Мишка вылез из берлоги»
Март
1. Рисование в технике восковые мелки +акварель.
«Портрет любимой мамочки»
- Беседа о маме
- Рассматривание фотографий мам
- Стихи о маме
- Дидактическая игра «Придумай портрет»
- Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»
Физкультминутка «Оранжевая песенка»
2. Рисование в технике оттиск смятой бумагой.
«Букет для мамы»
- Чтение рассказа о маме
- Прослушивание музыкальных произведений
- Рассматривание альбомов «Цветы»
- Дыхательная гимнастика «Песенка колокольчика»
- Пальчиковая гимнастика «Цветок проснулся»
- Физкультминутка «На лугу растут цветы»
3. Лепка из пластилина с использованием бросового материала – палочки, фантики, травка.
«Петушок»
- Загадки о петушке
- Чтение стихов о петушке
- Рассматривание иллюстраций в книгах
- Дыхательная гимнастика «Петушок»
- Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»
- Физкультминутка «Вверх рука и вниз рука»
4. Объемная аппликация в технике смятая бумага.
«Черепашка»
- Загадки о диких животных
- Рассматривание рисунков, фотографий
- Просмотр мультфильма «Львенок и черепаха»
- Дидактическая игра «Экологическая цепочка»
- Пальчиковая гимнастика «Черепашка»
- Физкультминутка «А над морем мы с тобой»
Апрель
1. Рисование зубной щеткой.
«Ветер по морю гуляет»
- Чтение отрывка из сказки А. С. Пушкина
- Рассматривание иллюстраций
- Подвижная игра «Морские обитатели»
- Пальчиковая гимнастика «Волна»
- Дыхательная гимнастика «Пароход»
- Физкультминутка «Что там чудится в тумане»
2. Рисование ватными палочками.
«Первоцветы»
- Чтение стихов о цветах
- Рассматривание альбомов, фотографий
- Дидактическая игра «Какие бывают растения»
- Пальчиковая гимнастика «Улитка»
- Дыхательная гимнастика «Любопытная Варвара» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «Видишь, бабочка летает»
3. Лепка из соленого теста.
«Весенний ковер»
- Чтение стихов о весне
- Рассматривание картин на тему «Весна»
- Прослушивание музыкальных произведений
- Дидактическая игра «Цветовое лото»
- Пальчиковая гимнастика «Встреча»
- Физкультминутка «Руки подняли и по качали»
4. Аппликация объемная с элементами оригами.
«Расцвели тюльпаны»
- Загадки о цветах
- Наблюдение за цветами
- Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде»
- Пальчиковая гимнастика «Шла кукушка»
- Дыхательная гимнастика «Кошка» (А. Н. Стрельникова)
- Физкультминутка «Наши алые цветки»
Май
1. Рисование по мокрому.
«Дождь»
- Загадки о явлениях природы
- Подвижная игра «Солнышко и дождик»
- Дидактическая игра «Четыре стихии»
- Пальчиковая гимнастика «Дождик»
- Дыхательная гимнастика «Спрятался в воду»
- Физкультминутка «Теплоход»
2. Рисование в технике коллаж (рисование мыльными пузырями, восковыми мелками, ватными палочками, фроттаж)
«Букет в вазе»
- Беседа о цветах
- Рассматривание картин, рисунков
- Дидактическая игра «Собери букет»
- Пальчиковая гимнастика «Паучок»
- Дыхательная гимнастика «Понюхай цветок»
- Физкультминутка «Спал цветок и вдруг проснулся»
3. Пластилинография.
«Майский день»
- Беседа о весне
- Загадки о весне
- Прослушивание музыкальных произведений
- Пальчиковая гимнастика «Пчелки»
- Дыхательная гимнастика «Блюдце с медом»
- Физкультминутка «Встали дети ровно в круг»
4. Аппликация объемная в технике скатывание бумаги.
«Яблоня в цвету»
- Чтение стихов
- Наблюдение за цветущим садом
- Рассматривание картин
- Дыхательная гимнастика «Душистая сирень»
- Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
- Физкультминутка «Пчелки в домиках сидят»
Литература
• Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду :/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/.- СПб. :КАРО. 2008.
• Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М. : КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА, 2007.
• Комарова Т. С. Изобразительная деятельность : Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание. 1991,№2
• Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание. 1991, №9
• Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М. : Просвещение, 1987.
• Белошистая А. В., Жукова О. Г. Бумажные фантазии. Издательство «Просвещение», 2010.
• Сержантова Т. Б. Оригами. Базовые формы. М. : Айрис- прогресс. 2009.
• Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами. Москва АЙРИС ПРЕСС 2004.
• Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Издательский дом «Цветной мир» Москва 2012.
• Садилова Л. А. Поделки из мятой бумаги. Издательство «Скрипторий 2003», 2011,- 16с.
• Перевертень И. Г. Мозаика из круп и семян. АСТ, Сталкер. 2007.
• Стрельникова А. Н. Дыхательная гимнастика. Материалы Интернет.
Образцы работ :
Ц. Миша 6 лет "Яблоня в цвету" Аппликация в технике скатывание бумаги.
М. Марина 6 лет "Букет" в технике фроттаж
Г. Артем 6 лет. "Букет" в технике фроттаж
С. Ксюша 6 лет "Букет для мамы" рисование матой бумагой.
Г. Соня 6лет "Осень в лесу" восковые мелки +акварель.
Н. Даша 6 лет "Снегопад" точечный рисунок
К. вика 6 лет "Елочка красавица" Аппликация из ткани и бросового материала.
М. Алина 6 лет "черепашка" Аппликация объемная- мятая бумага.
Я. Агата 6 лет "Майский день" пластилинография.
Р. Степа 6 лет "Первоцветы" рисование ватными палочками.
Ф. Настя 5 лет "Ветер по морю гуляет" рисование зубной щеткой.
Б. Катя 6 лет "Метелица" свеча + акварель.
Коллаж (рисование мыльнымипузырями, фроттаж, рисование ватными палочками, восковые мелки).