Ильина
Рабочая программа «Лего-конструирование»
▼ Скачать + Заказать документы
1.2 Цели и задачи программы.
Цель Программы – создание условий для развития научно-технического и творческого потенциала личности обучающихся через изучение основ Лего-конструирования.
Достижение цели раскрываются через следующие группы задач:
Обучающие:
– Развить у детей интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
– обучать конструированию по образцу, чертежу, условиям, по собственному замыслу;
Публикация «Рабочая программа „Лего-конструирование“» размещена в разделах
- Конструирование. Методические разработки
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
– содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
– изучить виды конструкций и соединений деталей;
– повысить интерес к непосредственно образовательной деятельности посредством конструктора Лего;
– формировать умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей;
Развивающие:
-развивать мелкую моторику, внимание и память;
-развивать конструкторские и инженерные навыки мышления, пространственное мышление;
-развивать коммуникативные навыки при работе в коллективе;
-формировать опыт работы в проектной деятельности.
Воспитательные:
-воспитывать ответственность за свою работу и умение доводить задуманный проект до логического конца;
-способствовать формированию личностных качеств: целеустремленности, настойчивости, самостоятельности.
1.3. Содержание программы
1. Вводное занятие. ТБ. Конструктор Лего- знакомство. Спонтанная игра
Теория: Требование Безопасности. Правила ПДД, Го и ЧС. Правила поведения на занятии. Организация рабочего места, меры предосторожности при работе с конструктором, знакомство с необходимыми материалами и инструментами для работы. Рассказ педагога о деятельности объединения, знакомство с планом работы и задачами.
Практика: Игра на знакомство «Я даю тебе игрушку…», конструируем башенки по желанию, сравниваем постройки. Игра «Найди кирпичик как у меня».
2. Конструктор и его детали. Цвет и форма кирпичиков. Способы крепления деталей. Конструирование «заборчика»
Теория: Ознакомительное занятие «Лего - конструктор», знакомство с названиями деталей: «Кубик», «Маленький кирпичик», «Большой кирпичик». Учить различать и называть их. Формирование восприятия цвета, исследование предметов, выделяя их цвет. Изучение вариантов скрепления деталей LEGO. Неподвижное соединение деталей.
Практика: Упражнения на развитие восприятий. Заборчики одного цвета. Упражнения на закрепление навыков скрепления деталей конструктора. Конструирование заборчиков.
3. Начинаем строить. Конструирование по образцу
Теория: Познакомить с основными понятиями механики: равновесие, устойчивость. Выработка навыка различения деталей в коробке, умения слушать инструкцию педагога. Развитие графических навыков.
Практика: Создание устойчивых конструкций из деталей конструктора по образцу.
4. Мы любим Лего
Тема занятия. Занятие - праздник «Мы любим Лего»
Теория. Фантазии и воображения детей. Презентация: «Леголенд».
Практика. Закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей, создание сюжетной композиции.
5. Коллективный творческий проект «Зоопарк».
Теория. Классификация животных.
Практика. Игра «Угадай по описанию». Моделирование любимого
животного по замыслу.
Форма контроля: Выставка творческих работ.
6.«Мой большой мир»
Теория: Роли и поведение людей живущих в обществе. Организация рабочего места, меры предосторожности при работе с конструктором, знакомство с необходимыми материалами и инструментами для работы. Повторение изученного материала.
Практика: выполнения заданий по сборке моделей, ролевых игр и обмена идеями.
Конструирование социально-значимых объектов.
7. «Терем Деда Мороза»
Теория: Знакомить детей с особенностями построек сказочных зданий. Дать представление о понятии терем и его конструкторских и архитектурных решениях. Учить детей задумывать и реализовывать коллективную постройку.
Практика: Выставка творческих работ.
8. «Свободное творческое конструирование. Скоро, скоро, Новый год!»
Теория: Формирование умения создавать замысел и реализовывать его. Упражнение в конструировании и моделировании.
Практика: Конструирование по замыслу, используя заданную тему: «Скоро, скоро, Новый год!»
9. «Юный программист»
Теория: Для чего нужна железная дорога. Презентация. Изучаем детали конструктора.
Практика: Учимся создавать конструкцию поезда по карте-схеме, осуществлять анализ его частей и необходимых деталей. Учить детей подбирать необходимые детали, закреплять навыки скрепления элементов железнодорожного полотна, сборки.
10. «Я конструктор – инженер»
Тема занятия. Транспорт.
Теория: Виды транспорта. Роль и значение в жизни человека транспорта
Практика: Конструирование поэтапное основных частей машины. Конструирование по замыслу. Презентация проектов по теме
«Транспорт»
Форма контроля. Построение композиции «Транспорт моей мечты». Опрос,проверка сборки конструктора.
11. Конструирование по замыслу.
Создание сюжетных композиций. Работа с мелкими деталями «Лего»
Теория: Соединения элементов, их различие. Конструирование по замыслу.
Практика: «Ракета», «Космодром».
12. Итоговое занятие.
Тема занятия: Создание творческого проекта.
Теория: Итоговая диагностика. Анализ работы по программе.
Практика: Создание творческого проекта.
Форма контроля. Защита проекта. Выставка.
Тема 6. Зачетная работа. Защита своего проекта.
1.4
1.4. Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В результате освоения Программы обучающиеся будут :
знать:
• основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);
• простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
• виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
• технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
уметь:
• осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету).
• конструировать, ориентируясь на образец и пошаговую схему изготовления конструкции;
• анализировать и планировать предстоящую практическую работу;
• самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
• реализовывать творческий замысел.
Личностные результаты:
- обучающийся будет уметь объяснять техническое решение, сможет использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, для построения высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;
- развитие у обучающихся крупной и мелкой моторики;
- обучающийся сможет контролировать свои движения и управлять ими при работе с Лего-конструктором;
- обучающийся сможет называть и объяснять свои чувства и ощущения, своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- обучающийся сможет самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Метапредметные результаты:
- обучающиеся смогут делать анализ заданий и обсуждать результаты практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности);
- обучающиеся будут уметь общаться в устной форме с использованием специальных терминов;
- обучающиеся будут обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческой и технической деятельности, в строительной игре и конструировании;
обучающиеся будут уметь организовывать свое рабочее место под руководством педагога;
- обучающиеся приобретут знания о свойствах деталей строительного материала, о способах их крепления.
Предметные результаты:
- обучающиеся будут знать название деталей конструктора;
- обучающиеся будут владеть понятием пространства, изображением объемных фигур;
- обучающиеся будут уметь выполнять расчеты и построение моделей;
- обучающиеся будут владеть разнообразными техническими способами конструирования;
- обучающиеся будут уметь подготовить и провести демонстрацию модели;
- обучающиеся будут уметь создавать модели по разработанной схеме и модели по замыслу самостоятельно или с помощью педагога;
- обучающиеся смогут самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
- обучающиеся смогут осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- обучающиеся смогут реализовывать творческий замысел.
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий.
2.1Учебно-тематический план
Наименование темы Количество часов Формы контроля
Всего Теория Практика
1. Вводное занятие. ТБ. Конструктор Лего- знакомство. Спонтанная
игра. 2 1 1 Беседа, входной контроль.
2. Конструктор и его детали. 4 1 3 Беседа, педагогическое
наблюдение
3. Начинаем строить. 6 1,5 4,5 Беседа, педагогическое наблюдение
4. Мы любим «Лего»
6 1 5 Беседа, педагогическое наблюдение
5. «Зоопарк»
2 0,5 1,5 Беседа, педагогическое наблюдение
6. «Мой большой мир» 8 1 7 Беседа, педагогическое наблюдение
7. «Терем Деда Мороза»
2 0,5 1,5 Беседа, педагогическое наблюдение
8. Свободное творческое конструирование «Скоро, скоро, Новый год!» 2 0,5 1,5 Беседа, педагогическое наблюдение
9.«Юный программист» 10 2 10 Беседа, педагогическое наблюдение
10. Я конструктор – инженер 25 3 22 Беседа,
педагогическое наблюдение
11. Конструирование по замыслу 3 1 2 Беседа, педагогическое
Наблюдение
13. Итоговое занятие. Подготовка к выставке 2 1 1 Выставка творческих работ
Всего: 72 14,5 57,5
2.2 Календарный учебный график.
№ п/п
Месяц
Тема занятий Кол-во часов Форма занятия
1. Согласно расписанию учебных занятий Вводное занятие. Знакомство. Техника безопасности. Понятие что такое лего. 1 Групповая
2. Согласно расписанию учебных занятий Конструктор и его детали
Теория.
Перечень деталей, назначение. Терминология. Изучение предлагаемых схем.
Практика. Упражнения на развитие восприятий. Заборчики одного цвета. Упражнения на закрепление навыков скрепления деталей конструктора. Конструирование заборчиков.
4 Групповая, индивидуальная
3. Согласно расписанию учебных занятий Начинаем строить. Конструирование по образцу
Теория: Познакомить с основными понятиями механики: равновесие, устойчивость.
Практика. Создание устойчивых конструкций из деталей конструктора по образцу.
Самостоятельное конструирование.
6 Групповая, индивидуальная
4. Согласно расписанию учебных занятий Мы любим лего.
Теория: Рассмотрение деталей, их виды и формы, назначения. Виды крепления.
Практика:Учимся правильно соединять детали между собо. Построения устойчивых и симметричных
моделей, создание сюжетной композиции. Вытавка
6 Групповая, индивидуальная
5. Согласно расписанию учебных занятий Зоопарк.
Теория. Классификация животных.
Практика. Работа по предложенным схемам, 2 Групповая, индивидуальная
6. Согласно расписанию учебных занятий Мой большой мир.
Теория: Подготовка необходимых деталей для будущей постройки.
Что такое социально-значимые объекты.
Практика. Подбираем детали нужного размера. Строим объекты по описанию учителя. 8 Групповая, индивидуальная
7. Согласно расписанию учебных занятий Терем Деда Мороза.
Теория. Из чего строям дом.
Практика. Учить детей задумывать и реализовывать коллективную постройку. 2 Групповая, индивидуальная
8. Согласно расписанию учебных занятий Свободное творческое конструирование.
Теория. Повторение названия деталей.
Практика. Конструирование по замыслу 2 Групповая, индивидуальная
9. Согласно расписанию учебных занятий Юный программист
Теория. Что мы знаем о железной дороге, изучение новых деталей конструктора.
Практика построение О-образной дороги, Y- образной дороге. 10 Групповая, индивидуальная
10. Согласно расписанию учебных занятий Я конструктор инженер
Теория. Изучение деталей конструктора.
Практика. Сбор моделей по схеме.
Умение видеть будущую постройку. 25 Групповая, индивидуальная
11. Согласно расписанию учебных занятий Конструирование по замыслу.
Теория. Беседа.
Практика. Конструирование по замыслу. 3 Групповая, индивидуальная
6. Согласно расписанию учебных занятий Зачетная работа. Выставка работ 3 Групповая, индивидуальная
2.3 Условия реализации программы.
Образовательный процесс строится с учётом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей» //Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 No41.
2.4 Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение:
-Столы, стулья по количеству учащихся
-Мультимедийное оборудование (проектор, экран)
-Компьютер
- конструкторы «Лего»
Информационное обеспечение:
- профессиональная и дополнительная литература для педагога,
учащихся, родителей;
- наличие аудио-, видео-, фотоматериалов, интернет источников,
плакатов, чертежей, технических рисунков.
Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования.
2.5 Методическое обеспечение программы
Программа реализуется на основе практико-ориентированного
подхода. Организация учебно-воспитательного процесса позволяет
использовать технологии интерактивного обучения, проблемного обучения,
графического представления информации.
Методы преподавания (включая формы организации учебных занятий).
Занятия включают лекционную и практическую часть.
Практическая часть курса организована в форме занятий. Важной
составляющей каждого занятия является самостоятельная работа
обучающихся. На каждом занятии материал излагается следующим образом:
- объяснение основных понятий и методов для работы с ними;
- основные приемы работы. Этот этап предполагает
самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков
работы;
-в каждом задании формулируется цель и излагается способ ее
достижения;
- упражнения для самостоятельного выполнения;
- проекты для самостоятельного выполнения.
Теоретическую и прикладную часть курса излагается параллельно,
чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.
2.6 Методические материалы.
Для реализации программы используются следующие методические материалы:
1. беседа, наблюдение, рассматривание
2. ролевая игра
3. дидактическая игра,
4. задание по образцу (с использованием инструкции,
5. задание по условиям 6. викторина, проектная деятельность.
Методы организации и осуществления занятий:
1. Наглядный
2. Информационно-рецептивный
3. Практический
4. Проблемный
5. Игровой
6. Частично-поисковый
7. Репродуктивный
8. Словесный
2.7 Формы аттестации.
Оценку образовательных результатов учащихся по программе следует проводить в виде: тестирование, демонстрация моделей.
Формы подведения реализации программы.
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата. Это возможно при:
-организации текущих выставок лучших работ. Представление собственных модернизированных моделей на этих выставках;
-наблюдение за работой учащихся на занятиях, командный анализ проведённой работы, зачётная оценка по окончании занятия; Способы и формы проверки результатов освоения программы.
Виды контроля:
-вводный, который проводится перед началом образовательного модуля и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по данному модулю;
-итоговый, проводиться в конце образовательного модуля и закрепляет знания по данному модулю.
Формы проверки результатов:
-наблюдение за обучающимися в процессе работы;
-игры;
-защита проектов;
-индивидуальные и коллективные творческие работы.
Формы подведения итогов:
-выполнение практических работ;
контрольные занятия.
Итоговый контроль обучающихся проводится по результатам подготовки и защиты проекта (участия в соревнованиях).
Проверка усвоения обучающимися программы производится в форме аттестации (входной и итоговый контроль). Формы и критерии оценки результативности определяются самим педагогом и заносятся в протокол (бланк ниже, чтобы можно было отнести обучающихся к одному из трех уровней результативности: высокий, средний, низкий.
Оценочными критериями результативности обучения также являются:
-критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:
-соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора;
-свобода восприятия теоретической информации;
-развитость практических навыков работы со специальной литературой, осмысленность и свобода использования специальной терминологии; Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:
-соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требования;
-свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практического задания;
-технологичность практической деятельности;
Критерии оценки уровня развития обучающихся:
-культура организации практической деятельности;
-культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе;
-развитость специальных способностей.
По окончании курса обучающимся предоставляется возможность ответить на вопросы и выполнить практическое задание, требующее проявить знания и навыки по ключевым темам.
Результаты работ фиксируются в карте (Приложение 1) мониторинга (результативности) или на фото- или видео в момент демонстрации созданных ими роботов из имеющихся в наличии учебных конструкторов по робототехнике. Фото и видео материалы по результатам работы обучающихся могут размещаться на сайте учреждения.